Почему фильм «Спортлото-82» не стал «выигрышным билетом» для Леонида Гайдая. Мнения кинокритиков тех лет.

Не секрет, что этот фильм в 1982 году многие зрители критиковали. А ведь Леонид Иович Гайдай уже долгие годы был непререкаемым авторитетом. Критики этот фильм тоже приняли неоднозначно. Кто-то хвалил, кто-то ругал, но все сходились в одном, что до шедевров режиссёра 60-х и 70-х годов этой комедии было далеко.

«Спортлото-82» (1982).

Например, уважаемый в стране киновед Илья Вениаминович Вайсфельд тогда написал, что если бы этот фильм снял какой-нибудь неизвестный режиссёр, то все бы хором стали восхвалять его талант и назвали бы его новой восходящей звездой советской кинокомедии. Но от Гайдая все ждали именно гениальное кино, а не просто хорошее. И в этот раз у него не получилось.

«Спортлото-82» (1982).

Многие связывали это с тем, что Гайдай снимал комедию по заказу. После сокрушительных затрат госбюджета на летнюю Олимпиаду 1980 года казне нужно было срочно пополнять запасы. Это стали делать в том числе и с помощью народных лотерей. Именно тогда, в начале 80-х, чиновники решили перезапустить популярную в народе лотерею «Спортлото», которая уже десять лет приносила в бюджет неплохие доходы. На упаковках продуктов питания и напитков появились рекламные призывы и логотип лотереи. В городах вывешивались огромные баннеры и плакаты. Но чиновникам этого показалось мало. И тогда пришла мысль снять кино, мотивирующее к игре в лотерею. Конечно, комедию. И, конечно, от Гайдая.

«Спортлото-82» (1982).

Нельзя сказать, что Леонид Иович был счастлив получить такой заказ. У него были планы снять другое кино. Но с начальством, что называется, не поспоришь. Его старый друг и коллега, сценарист Владлен Бахнов написал подходящий сценарий, и они принялись за работу с полной самоотдачей. А по-другому Гайдай работать и не умел.

Леонид Гайдай на съёмках фильма «Спортлото-82» (1982).

Позже кто-то из критиков назвал «работу по заказу» главной причиной недостаточного успеха этой комедии. Мол, художник должен творить то, что хочет, а не то, что ему навязывают. И в этом смысле критик привел в пример «Бриллиантовую руку» и «Ивана Васильевича…». Известно, что сценарии для этих фильмов утверждались с трудом, и Гайдай потратил немало сил, чтобы получить право снять обе картины.



«Спортлото-82» (1982).

Но тому критику тут же напомнили, что «Пёс Барбос» и «Самогонщики» тоже снимались по заказу свыше, и это не помешало Гайдаю снять фильм, который номинировался на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля.

«Спортлото-82» (1982).

Но чтобы там не говорили, комедия «Спортлото-82» стала лидером кинопроката 1982 года. Правда, это был последний фильм режиссёра, которому удалось выйти в лидеры. Все дальнейшие комедии Гайдая в лучшем случае входили в десятку и на звание шедевров уже не претендовали.

«Спортлото-82» (1982).

Сегодня, если анализировать творчество этого безусловного гения кино, то можно заметить, что первые признаки спада в творчестве Гайдая появились ещё раньше. Начиная с того момента, когда мастер именно эксцентричного кино взялся снимать фильм по Гоголю, у которого в произведениях всё-таки больше сатиры, чем обычного юмора.

Леонид Гайдай на съёмках фильма «Инкогнито из Петербурга» (1977).

Комедия «Инкогнито из Петербурга» снятая в 1977 году, была первой картиной Гайдая, которая не только не стала лидером проката, но даже не вошла в тридцатку лучших фильмов года. Кстати, сценарий к этому фильму написал тоже Владлен Бахнов.

Для Леонида Гайдая это был первый и оглушительный провал, который он болезненно и долго переживал. Так что снятый через несколько лет фильм «Спортлото-82», который, несмотря на критику, занял привычное для режиссёра первой место среди премьер года, стал неким бальзамом на его израненное самолюбие.

«Инкогнито из Петербурга» (1977).

Лично мне «Спортлото-82» нравится даже чуть больше, чем фееричная комедия «Не может быть!». Но это чисто субъективное, личное мнение. Хотя и в общем итоговом рейтинге фильм «Спортлото-82» с 55 млн. зрителей оказался чуть выше комедии «Не может быть!», которую посмотрели около 51-го миллиона. И тем не менее многие советские кинокритики назвали «Спортлото-82» «неудачным билетом» Гайдая. Так дословно было написано в одной из рецензий в «Литературной газете».

К этому остается только добавить, что всё на свои места расставит время. Пока обе упомянутых комедии нынешние зрители смотрят с удовольствием. Но какие фильмы Гайдая буду смотреть ещё через полвека или даже лет через двадцать, никто не знает.