Почему Георгий Вицин на пенсии выглядел как беззубый нищий? На что и где он жил? Рассказываю

Сегодня звезду — даже если это звездочка соцсетей — легко отличить от простых смертных, встретив ее на улице. Продуманный имидж, брендовые шмотки, «звездная» манера поведения — смотрите, кто тут, целый Я!

Народного артиста Георгия Вицина современные поклонники кинозвезд приняли бы или за нищего, или за спившегося, или за человека в сложной жизненной ситуации. Почему?

«Имидж» Труса на пенсии

В 1990-х уже престарелый Георгий Михайлович (подумайте только, родился он в 1917 году!) до последнего работал. Вместе с Бывалым и Балбесом ездил на гастроли по всей стране. Играл в постановках Государственного театра киноактера.

Журналисты писали, что Вицину выплачивается не простая, а президентская пенсия. Но по его внешнему виду несведущим людям казалось, что актер сильно бедствует.

Он одевался самым скромным образом, одежду носил простую неяркую — какая-то куртка, шарфик, кепочка, как у обычного работяги. Журналисты писали, что элегантный на работе Вицин в быту — например, отправляясь в магазин или гулять — одевается так, словно нашел одежду на помойке.

А ведь это действительно был имидж — но с обратным знаком. Георгий Михайлович отличался скромностью и одевался таким образом специально: чтобы не узнавали на улицах, не вопили: «Ой, Трус! Можно с вами сфотографироваться?!», не требовали автографов, когда он заходит в метро.

«Без зубов и денег»

Он терпеть не мог шумных публичных мероприятий — даже если нужно было присутствовать на них «для галочки» или ради пиара. Излишнего внимания к своей персоне не выносил. По воспоминаниям актрисы Зои Зелинской, однажды она позвонила ему, чтобы позвать на прием в польском посольстве, где его очень хотели видеть.

-2
-2-2

Георгий Михайлович удивился — ну какое посольство, когда у него во рту всего три зуба, а денег ни копейки! Конечно, даже коллеги считали, что Вицин испытывает нужду в деньгах.

А он, возможно, нашел предлог, чтобы избежать очередного пафосного мероприятия. Ему нравилось проводить время дома, в кругу семьи или с книжками. Они загромождали все пространство в его квартире: полки, шкафы, подоконники и все прочие удобные поверхности.

Труп-ЗОЖник

В связи с определенными ролями Вицина — уж очень достоверно он играл алкоголиков — не могли не возникнуть слухи о том, что актер тоже не прочь «принять на грудь».

-3

Это была абсолютная чушь. Вицин всю жизнь профессионально заботился о своем психофизическом актерском аппарате — физическом состоянии.

37-летний, он играл 18-летнего Васю в «Запасном игроке», перед началом съемок месяц ежедневно «сгонял жиры» на стадионе. Репетируя боксерский бой с Павлом Кадочниковым, Вицин так вошел в роль, что пошел в атаку всерьез.

Кадочников же для поединка в фильме тренировался у пятикратного чемпиона СССР по боксу Ивана Князева и к началу съемок вполне мог сдать на третий разряд. На атаку противника он среагировал автоматом — и Вицин улетел в нокаут. Когда очнулся с болью в ребрах, перетянул грудную клетку полотенцем, но съемочную площадку не покинул.

Когда в СССР еще толком не ведали, что такое йога, страстный читатель Вицин проникся этой системой всей душой и начал регулярные занятия. Очищал организм, правильно питался, ежедневно тренировался и медитировал по графику. Причем расписание соблюдал неукоснительно!

Порой на съемках звучало: «Мотор!», а Вицин, глянув на часы, вежливо сообщал режиссеру или ассистенту, что ему нужно 7 минут. Зачем? Стоять на одной ноге. Сидеть в позе лотоса! И ему уступали. Пусть стоит и сидит.

Этот ЗОЖ нередко не встречал понимания у раскованной актерской братии. Ярче всех выразила это отношение Нонна Мордюкова на съемках «Женитьбы Бальзаминова».

Эпизод: купчиха Домна Белотелова в исполнении Нонны целуется с Бальзаминовым-Вициным. После съемки эпизода Домна заявила партнеру, что он «не мужик». Не пьет, не курит, к женщинам не пристает — труп же!

Статьи расхода

И все же — куда уходила повышенная пенсия Вицина?

Первую статью его расходов мы уже назвали. На любых гастролях, когда коллеги охотились за разнообразным дефицитом, Вицин неизменно покупал книги.

Вторая — семья. Точнее, целых две.

Он уже давно жил гражданским браком с Надеждой Тополевой, тоже актрисой. Но в конце 1940-х влюбился в другую женщину — Тамару Мичурину. Это буквально было любовью с первого взгляда. И Тамара была причастна к сцене — театральный костюмер. В 1949-м они с Георгием поженились.

Надежде было под 50, она уже почти не играла в театре, родни и детей у нее не было. После ухода Вицина здоровье женщины ухудшилось — и бросить ее, забыть он решительно не мог. Он помогал ей финансово, покупал еду и лекарства, беседовал, читал ей книги, ходил с ней на прогулки, оплачивал аренду дачи на лето, услуги домработниц.

Новая жена не возражала. Более того — Тамара и Надежда подружились. Вскоре в «семье №2» родился ребенок — девочка Наташа. Когда подросла, тоже познакомилась с первой женой отца… Уникальная ситуация! Он обеспечивал обе семьи.

Личная благотворительность

Была и еще одна статья расхода. По словам соседки актера по дому, за это Вицина считали странным. Ему самому всегда и всего хватало, но он был не в состоянии пройти мимо чужой беды.

Его старость пришлась на 1990-е, когда на московских улицах, во дворах в большом количестве появились бомжи. Если Вицин в окно замечал людей, роющихся в мусорных баках, он шел к ним с горячими сосисками, хлебом, деньгами. Они даже ждали его по утрам во дворе!

Кормил он и бездомное зверье, занимался его пристройством: относил в зоомагазин на Арбате, а продавцы уже пристраивали котят и щенков в добрые руки. Кормил крупой голубей, брал домой бездомных собак.

И другая соседка, и коллеги вспоминают одно: Вицин не принимал ни от кого финансовой помощи. Заведующая центром соцзащиты буквально уламывала его взять помощь продуктами, он стоял на своем: они нужны тем, кто беднее. А он себе сам все купит. Предлагали деньги — говорил, что не может принять, ведь люди отдают последнее.

Свою просторную квартиру в центре столицы он отдал любимой дочке. Поселился в обычную «хрущевку».

Та же Мордюкова вспоминала — когда вместе ехали на гастроли, он никогда не скупился на коллег: бегал за хлебом на всех, таскал на всю компанию большие арбузы… Но вот посиделок с песнями и пустым трепом упорно не любил. Был, по ее словам, «весь в книгах»…

Кто-то осудит такое поведение. Скажет, что не умел человек обращаться с деньгами. А ведь это, вероятно, было важной чертой его личности, его таланта — эта неспособность оставить в беде человека ли, животное ли.