Почему две выдающиеся артистки, служившие в одном театре, не смогли найти общий язык? Что привело к тому, что Гундарева, будучи младше на 15 лет, позволила себе публичную выходку в адрес Дорониной? И чем в итоге завершилось их противостояние — победой одной или мудростью другой? Давайте разберёмся в этой непростой истории.
Всё началось в 1972 году, когда известная актриса Татьяна Доронина, к тому моменту уже признанная звезда МХАТа, приняла предложение Андрея Гончарова и перешла в Театр имени Маяковского. Её приход стал событием для труппы, ведь 39-летняя Доронина была на пике славы.
В это же время молодую и амбициозную Наталью Гундареву, только что окончившую Щукинское училище, манила сцена “Маяковки”. Несмотря на приглашения из других театров, она сделала выбор в пользу этого театра, даже не подозревая, какие испытания ждут её за его кулисами. Так судьба свела двух сильных женщин в одном театре, положив начало многолетнему противостоянию.
Юная Наталья Гундарева, обладавшая особой выразительной красотой, с первых дней в театре заявила о своих амбициях. Она мечтала стать ведущей актрисой прославленной столичной сцены. Однако почти одновременно с ней в труппу влилась уже знаменитая кинодива Татьяна Доронина, принявшая приглашение Гончарова с аналогичными творческими планами.
И хотя Гундарева пришла в театр чуть раньше и блестяще проявила себя в эпизодических ролях, её надежды на главные роли в новом сезоне рухнули с появлением Дорониной. Режиссёр, следуя первоначальным договорённостям, отдавал ключевые роли признанной звезде. Талантливой Гундаревой же приходилось довольствоваться второстепенными персонажами, что лишь подогревало её недовольство сложившейся ситуацией.
Годы шли, но ситуация в театре оставалась неизменной. В душе Гундаревой к старшей коллеге зрела глухая неприязнь, постепенно перераставшая в настоящую ненависть. Вот только прима “Маяковки” предпочитала не замечать “слишком амбициозную дебютантку”, хотя электрическое напряжение между ними ощущал каждый сотрудник театра. Коллеги предчувствовали: рано или поздно столкновение двух железных характеров неизбежно выльется в громкий скандал…
Перелом наступил к концу 1970-х. Гундарева, снявшись в десятке картин, включая культовую “Сладкую женщину” (1976), обрела армию поклонников. Теперь зрители шли в театр специально “на Гундареву”, и Гончаров постепенно начал доверять ей главные роли. Казалось бы, актриса добилась заветного признания – но её триумф оказался не по вкусу главной сопернице, не готовой уступать пальму первенства.
Наконец конфликт достиг точки кипения: Доронина начала открыто выражать недовольство Гончарову, а их творческие разногласия перерастали в жаркие споры. Режиссёр и прима театра кардинально расходились во взглядах, при этом ни одна из сторон не собиралась идти на компромисс. Этим умело пользовалась Гундарева – с характерной для неё целеустремлённостью она продолжала отвоёвывать позиции, постепенно вытесняя Доронину с авансцены.
Наконец ситуация обострилась до предела: двум звёздам стало тесно в одном театре. Теперь их роли фактически поменялись местами, но Доронина, получившая в 1981 году звание Народной артистки СССР, категорически отказывалась смириться с положением “второй скрипки”.
Развязка наступила во время репетиции, когда Доронина позволила себе резкое высказывание в адрес коллеги. Гундарева, недолго думая, ответила звонкой пощёчиной. Однако Доронина, проявив неожиданную выдержку, не стала отвечать ударом на удар, сохранив достоинство в этой непростой ситуации.
Свидетелей конфликта оказалось так много, что скандальная новость моментально облетела весь театральный бомонд Москвы. Гончарову пришлось публично комментировать инцидент:
“Артисты — люди эмоциональные, иногда страсти перехлёстывают через край. Но это рабочий момент, всё уладится…”
И режиссёру действительно удалось погасить конфликт, хотя осадок остался.
Осознав, что её прежнее положение в “Маяковке” потеряно безвозвратно, Доронина приняла решение уйти. В 1983 году она договорилась с Олегом Ефремовым и вернулась в родной МХАТ. С этого момента и до самой своей кончины в 2005 году бесспорной примой Театра имени Маяковского оставалась Наталья Гундарева, окончательно утвердившаяся в статусе ведущей актрисы труппы.
После возвращения в МХАТ Доронина продолжила блистать на сцене, а в период разделения театра возглавила “старую гвардию”, став художественным руководителем МХАТ имени Горького. Сегодня, в свои 91 год, Татьяна Васильевна сохраняет связь с театром в качестве его президента – эта почётная должность была учреждена специально для неё после ухода с постов худрука и директора 4 декабря 2018 года.