Почему на экране одни и те же лица? Блат, кумовство или навязывание: объясняю зачем режиссёры снимают одних и тех же артистов

Здравствуйте! А вы задумывались почему многие режиссёры снимают одних и тех же артистов из проекта в проект? Что это — блат, кумовство и пропихивание своих? Так может подумать любой человек, а в особенности, неопытный актёр, когда видит, что режиссёр уже пятый раз снимает одних и тех же. И именно такой вопрос мне задал подписчик Андрей в личных сообщениях. Постараюсь подробно ответить почему же режиссёры это делают? Разумеется, это лишь моё мнение, которое я никому не навязываю, и вы можете поспорить или дополнить меня в комментариях.

Клим Шипенко и Александр Петров

Клим Шипенко и Александр Петров

Дорогие читатели, эта тема волнует многих, особенно, начинающих артистов. Мол, почему я так часто хожу на кастинги, пробуюсь на кучу ролей, а утверждают одних и тех же? Почему условный Клим Шипенко уже 4-й раз снимает Петрова в главной роли? Неужели на роль Есенина нельзя взять более похожего и подходящего артиста, коих пруд пруди? Я и сам часто сокрушался раньше — зачем меня вызывали на пробы пять раз, а потом всё равно утвердили Никиту Преснякова? Было жутко обидно, но со временем я понял как это работает.

Читал у одной актрисы в соц.сетях большой текст на эту тему — она сокрушается и обвиняет таких режиссёров в предвзятости и блате. «В нашей киноиндустрии блат за блата» — пишет актриса и тысячи подписчиков соглашаются с её словами. Но я склонен не согласиться с ней и другими людьми, которые так считают. А позиция режиссёров, работающих с одними и теми же артистами, мне часто очень даже ясна.

Никита Михалков и Олег Меньшиков долго были в творческом союзе и выпустили не один совместный фильм. Кстати, Никита Сергеевич рассказывал, что он очень обиделся на Меньшикова, когда тот за день сообщил что не сможет сняться в «12», пришлось срочно вводить Маковецкого. С тех пор больше вместе не работают

Никита Михалков и Олег Меньшиков долго были в творческом союзе и выпустили не один совместный фильм. Кстати, Никита Сергеевич рассказывал, что он очень обиделся на Меньшикова, когда тот за день сообщил что не сможет сняться в «12», пришлось срочно вводить Маковецкого. С тех пор больше вместе не работают

Но, как говориться, есть несколько «но», которые мы обсудим чуть ниже. Когда я впервые задал этот вопрос (почему режиссёры снимают одних и тех же) своему знакомому режиссёру, он привёл аналогию с врачами. Вот, говорит, обращаешься ты к врачу — специалисту со своей весьма личной проблемой. Специалист он оказывается очень хороший и помогает тебе. Ты, разумеется, придёшь к нему ещё раз, если возникнет необходимость, да ещё и друзьям порекомендуешь. А что? Он уже хорошо тебя знает, вы нашли общий язык, ему не надо объяснять заново каждый раз свои проблемы.

С актёрами похожая ситуация. Режиссёр снимает артиста, вкладывает душу в работу и часто ловит с артистом настоящий творческий подъём. Конечно же, он захочет поработать с ним ещё. Мой знакомый режиссёр в каждой своей работе снимает, как минимум, двух своих любимых артистов. Во-первых, ему очень легко с ними работать, потому как они вместе уже много лет, а во-вторых, эти артисты создают нужную атмосферу на съёмках и заряжают остальную команду. К тому же, они уже понимают друг друга с полуслова. Так зачем ему искать новых артистов, которые ещё и могут оказаться бездарями или ненадёжными, опаздывать, задавать кучу вопросов? Незачем.

Леонид Гайдай и Александр Демьяненко. Гайдай очень любил снимать «Шурика» и считал что у них невероятный творческий союз

Леонид Гайдай и Александр Демьяненко. Гайдай очень любил снимать «Шурика» и считал что у них невероятный творческий союз

Конечно, и он слышал в свой адрес обвинения, мол, опять блатных понабрал. Но, почему-то, у нас очень любят свой неуспех объяснять сплошным блатом и ругать почём зря других артистов. В советское время ведь никто не ругал Гайдая за работу с одними и теми же, как не ругали и других режиссёров. А сейчас стоит режиссёру утвердить одного исполнителя пару раз, как его непременно заподозрят в блате, а то и хуже. В Голливуде, кстати, режиссёры и артисты не стесняются своих творческих союзов. Скорсезе обожает снимать Ди Каприо, Бёртон — Джонни Деппа и т.д.

Но, (переходим к нашим «но») бывают случаи, когда блат действительно имеет место быть или режиссёр не по своей воле утверждает артиста несколько раз. К большому сожалению (моему и моих коллег), в нашем кино очень часто роли распределяет не режиссёр, а продюсеры. Да, кино у нас продюсерское и пока предпосылок к изменениям нет. Режиссёр вообще может быть фигурой приглашённой и весьма номинальной. Он может приступить к работе, когда все роли уже распределены, а вся съёмочная группа в сборе. Хотя, как считаю я, хорошее кино так не делается. Режиссёр должен жить фильмом, а получается, что он просто отрабатывает гонорар, не особо заботясь о качестве. Так вот, продюсеры всегда в первую очередь думают о финансовой стороне и стараются утверждать на главные роли тех артистов, кто уже зарекомендовал себя в успешных кассовых сборах. А это буквально 20-30, ну, может, сотня артистов, которые у всех на слуху и проверены в работе.

Леонардо Ди Каприо и Мартин Скорсезе

Леонардо Ди Каприо и Мартин Скорсезе

Поэтому некоторые режиссёры работают с одними и теми же артистами не по своей воле. Вот хочет продюсер условного Петрова, а мнение режиссёра ему совсем побоку. К тому же, у «звёздных» артистов, конечно же, весьма мощные агенты, которые стараются пристроить своих подопечных в наиболее дорогое кино или сериал. Между агентами часто разворачиваются настоящие войны за «сочную» роль. И те артисты, чей агент «сильнее» попадают в кассовое кино, которое снимают (плюс — минус) одни и те же режиссёры. Вот такой замкнутый круг. Знаю, что иногда агенты идут на хитрости дабы пристроить свою «звезду» в проект — слышал и об откатах, и о выгодных контрактах, когда «звезда» ради роли потом бесплатно пиарит проект в своих соцсетях. А ещё — у некоторых артистов эксклюзивный договор с каналом или платформой (сниматься только в их проектах), вот канал и использует таких артистов по полной.

Александр Робак и Максим Лагашкин открыли свой продюсерский центр и студию

Александр Робак и Максим Лагашкин открыли свой продюсерский центр и студию

Да и продюсеры иногда могут настаивать на своих друзьях, жёнах, детях и т.д. Часто актёр — сам продюсер, как, например, Лагашкин и Робак, и они, разумеется, снимают во всех своих проектах самих себя и в режиссёры зовут своих друзей.

Кстати, меня всегда интересовало — как зрители относятся к тому, что режиссёр снимает свою жену, друга или ребёнка? Как по вашему мнению — это блат или нет?

Итак, подводя итог, в подавляющем большинстве случаев режиссёры снимают тех артистов, с кем им хорошо и легко работается. Не все хотят открывать новые таланты и тратить время на притирку. Иногда, артистов навязывают продюсеры или спонсоры. Иногда, режиссёр вообще не утверждает никого сам. А вот плохо это или хорошо — я не могу дать чёткого ответа. С одной стороны, наработанный союз актёр — режиссёр это прекрасно. А с другой — слишком часто мелькают одни и те же лица, надоедая зрителю.

Блат ли снимать свою жену, как Сарик Андреасян снимает Лизу Моряк, в каждом своём фильме и сериале?

Блат ли снимать свою жену, как Сарик Андреасян снимает Лизу Моряк, в каждом своём фильме и сериале?

А вы что думаете, дорогие читатели? Мне очень интересно ваше мнение, напишите его, пожалуйста, в комментариях.