Почему так несчастны эти женщины — пересмотрела один из моих любимых советских фильмов эпохи 90-ых трагикомедию «Ребро Адама»

Четыре одинокие женщины на одной жилплощади. Не многовато ли? В двухкомнатной хрущёвке конца 80-ых настоящее бабье царство, по-другому не скажешь. Царство со своими правилами и законами, выверенными годами и постоянно используемыми на практике.

Ребро Адама (1990)

Кадр из фильма «Ребро Адама», 1990 год, режиссер Вячеслав Криштофович

Кадр из фильма «Ребро Адама», 1990 год, режиссер Вячеслав Криштофович

  • Женщина №1 – самый старший представитель семьи.

Парализованная бабушка (Елена Богданова), взывающая к домочадцам при помощи судового колокола. Бабушка, как это сейчас модно говорить, чрезвычайно токсичная, при всем уважении к её положению касательно здоровья. Понимают это все, но терпят, конечно же.

Бабушка «жизни не дает» всем, особенно дочери. Хотя сама в молодости была та еще штучка и изменяла мужу чуть ли не на глазах этой самой малолетней дочери (и это еще не самое страшное). Но зачем вспоминать грехи собственной молодости, когда можно задушить в зародыше любое любовное приключение детей, правда же? И бабушка, прикованная к постели и ничего не говорящая, занимает, тем не менее, «руководящий пост» в семье, одним только красноречивым взглядом указывая на ошибки «подчиненным». Бабушка-манипулятор.

Кадр из фильма «Ребро Адама», 1990 год, режиссер Вячеслав Криштофович
Кадр из фильма «Ребро Адама», 1990 год, режиссер Вячеслав Криштофович

Кадр из фильма «Ребро Адама», 1990 год, режиссер Вячеслав Криштофович

«Ты же всегда жила как тебе хотелось, и меня заставила жить как ты этого хочешь».

И совершенно логично, что «подчиненные», как прямые наследники такой бабушки, ведут порицаемый образ жизни. Все трое. Несчастные женщины, которые делают вид, что у них есть личная жизнь.

  • Женщина №2 – дочь бабушки, Нина Елизаровна.

Нина (Инна Чурикова) дважды была замужем, но оба мужа как минимум не вынесли деспотизма свекрови и ушли в закат, оставив каждый по дочери, как напоминание о том, что мужчины в жизни Нины Елизаровны таки были.





Очевидно, что бабушка пресекает любые попытки дочери на личное счастье, оттого и сама Нина шанса себе не дает. Она привыкла тянуть эту лямку и как может быть по-другому, представляет с трудом. По возрасту Нина еще молода (наверное, около 50-ти), но по мироощущению, увы, нет.

Кадр из фильма «Ребро Адама», 1990 год, режиссер Вячеслав Криштофович
Кадр из фильма «Ребро Адама», 1990 год, режиссер Вячеслав Криштофович

Кадр из фильма «Ребро Адама», 1990 год, режиссер Вячеслав Криштофович

«У меня мать парализована. У меня две взрослых дочери от очень разных мужей. Я давно себе не принадлежу».

Хотя нельзя не отметить её жизнелюбие и воодушевляющий оптимизм. Работает Нина экскурсоводом в музее, живут они более, чем скромно. Лишних колготок купить не могут, да и продуктовый дефицит никто не отменял.

Нина, несмотря на все трудности, беззлобна. Она интеллигентна, обаятельна, без конца иронично шутит. А что еще остается, если удалить из жизни и юмор тоже?

Ей даже не приходит в голову, что собирать на одной территории двух бывших супругов и одного нынешнего кавалера хотя бы немного, да странно. Нина купается в их внимании. Выглядит это противоестественно, особенно учитывая повод, по которому все собрались – день рождения горячо любимой бабушки.

Кадр из фильма «Ребро Адама», 1990 год, режиссер Вячеслав Криштофович
Кадр из фильма «Ребро Адама», 1990 год, режиссер Вячеслав Криштофович
Кадр из фильма «Ребро Адама», 1990 год, режиссер Вячеслав Криштофович

Кадр из фильма «Ребро Адама», 1990 год, режиссер Вячеслав Криштофович

По цепочке от бабушки к матери, от матери к двум дочерям передается это странное отношение к мужчинам.

«Бабий дом» — именно так называется повесть Анатолия Курчаткина, которая легла в основу фильма. Идеальное название. Потому что это просто уже диагноз, увы.

Из положительного здесь: Нина воспитала девочек без ненависти к их отцам, они прекрасно общаются, что для многих развалившихся браков редкость.

Кадр из фильма «Ребро Адама», 1990 год, режиссер Вячеслав Криштофович
Кадр из фильма «Ребро Адама», 1990 год, режиссер Вячеслав Криштофович

Кадр из фильма «Ребро Адама», 1990 год, режиссер Вячеслав Криштофович

  • Женщина №3 – Лида, старшая дочь Нины Елизаровны.

Лиде (Светлана Рябова) примерно лет 25-26. Она вся такая очень правильная и со всех сторон положительная, за исключением того, что у нее роман с женатым начальником. Для всех очевидно, что перспектив там никаких. И более всего понимает это самая младшая, Настя. Но в семье принято поддерживать друг друга, и Нина Елизаровна Лиду горячо, но с постоянными упреками, вопросами и советами, поддерживает.

Роман Лиды в конце концов трещит по швам, ведь любовник уехал на юг с её коллегой и лучшей подругой, которая «а я же говорила, что он козел». Забавно еще и то, что жена начальника вместе с детьми приходит жаловаться Лиде на эту ужасную ситуацию.

Кадр из фильма «Ребро Адама», 1990 год, режиссер Вячеслав Криштофович
Кадр из фильма «Ребро Адама», 1990 год, режиссер Вячеслав Криштофович
Кадр из фильма «Ребро Адама», 1990 год, режиссер Вячеслав Криштофович

Кадр из фильма «Ребро Адама», 1990 год, режиссер Вячеслав Криштофович

  • Женщина №4 — пятнадцатилетняя Настя, вторая дочь Нины.

Настя (Мария Голубкина), студентка ПТУ и самый трезво стоящий на ногах и реалистично смотрящий на мир член бабьего царства.

К слову, это первая роль Голубкиной в кино, роль очень органичная, сыгранная безупречно и талантливо.

Кадр из фильма «Ребро Адама», 1990 год, режиссер Вячеслав Криштофович
Кадр из фильма «Ребро Адама», 1990 год, режиссер Вячеслав Криштофович

Кадр из фильма «Ребро Адама», 1990 год, режиссер Вячеслав Криштофович

Настя яркий представитель молодежи. Тех, «за кем будущее». Настя курит, сидя на ящиках, во время практики в гастрономе налаживает связи и «достает» дефицитный язык к празднику, отказывается от денег матери на обед, потому как, опять же – работает рядом с продуктами, и, стало быть, не пропадет. А что такого, это жизнь и все так делают. Одним словом, Настя «добытчица-волчица», язвительно отпускающая замечания в адрес старшей сестры по поводу её романа «с односторонним движением», имеющая четкое представление о том, что такое коммунизм и что за фрукт их бабушка.

Кадр из фильма «Ребро Адама», 1990 год, режиссер Вячеслав Криштофович
Кадр из фильма «Ребро Адама», 1990 год, режиссер Вячеслав Криштофович

Кадр из фильма «Ребро Адама», 1990 год, режиссер Вячеслав Криштофович

Несмотря на всю дерзость и всезнание по любому вопросу, Настя девочка уязвимая и ранимая, как и все подростки.

Видимо, от нечего делать, из желания приобрести опыт и согласно установкам семьи (потому что её отношения чувствами и любовью назвать язык не поворачивается) встречается с Мишкой и благополучно беременеет. О чем и объявляет во время празднования дня рождения бабули. Шах и мат просто. Мишка, как отец ребенка, ей категорически не нужен, что очевидно с самого начала. Еще один проходящий мужчина их семьи, не более того.

Кадр из фильма «Ребро Адама», 1990 год, режиссер Вячеслав Криштофович
Кадр из фильма «Ребро Адама», 1990 год, режиссер Вячеслав Криштофович

Кадр из фильма «Ребро Адама», 1990 год, режиссер Вячеслав Криштофович

И вот сидят в конце фильма ночью за столом три несчастные женщины. И стол этот как замкнутый круг психологического ада, где передают эстафету друг другу бабушка, Нина Елизаровна, Лида, Настя и теперь уже её будущий ребенок, который, она уверена, будет девочка. Кто ж еще может родиться в бабьем царстве и продолжить традицию «однополой» семьи, в которой мужчина не может появиться по определению? Просто потому, что априори не приживется.

Кадр из фильма «Ребро Адама», 1990 год, режиссер Вячеслав Криштофович

Кадр из фильма «Ребро Адама», 1990 год, режиссер Вячеслав Криштофович

Нина выросла с искривленными установками. Такие же перевернутые установки семейных ценностей автоматически наложились на судьбы её дочерей. Быть может, живи бабуля всегда отдельно, ситуация сложилась бы иначе. А так – шанса нет.

И Нина, и Лида, и Настя, и новая будущая девочка – жертвы манипуляторши бабушки, которая прекрасно это понимает, но остановиться уже не может.

Кадр из фильма «Ребро Адама», 1990 год, режиссер Вячеслав Криштофович
Кадр из фильма «Ребро Адама», 1990 год, режиссер Вячеслав Криштофович

Кадр из фильма «Ребро Адама», 1990 год, режиссер Вячеслав Криштофович

И это только кажется, что все просто – раз, и изменился. Чем дальше, тем хуже. И вытащить себя из болота за волосы может барон Мюнхгаузен, а не этот вот бабий дом.