Почему все врут, что любят Тарковского?

 Автор Анна Макарова Все разговоры киноманов рано или поздно сводятся к Андрею Тарковскому. Его фильмы стали мерилом «умного» кино и даже интеллектуального уровня собеседника.

Автор Анна Макарова

Все разговоры киноманов рано или поздно сводятся к Андрею Тарковскому. Его фильмы стали мерилом «умного» кино и даже интеллектуального уровня собеседника. Существует даже негласное правило: о Тарковском либо хорошо, либо никак. А можно ли не любить или не смотреть его картины и при этом оставаться киноманом и эстетом в глазах окружающих? И почему вообще кино Тарковского получило сакральный статус?

Гений или пустышка?

Фильм, как и любое другое произведение искусства, всегда проходит через наше субъективное восприятие. Поэтому не так просто разделить кино на гениальное и посредственное.

Тем не менее уникальность и выразительность киноязыка Андрея Тарковского действительно делает его великим режиссером. У него был свой взгляд на киноискусство. Он считал, что только в кино можно запечатлеть естественный ход времени. Знаменитые длинные планы Тарковского, в которых будто бы ничего не происходит, — это то самое запечатленное время. По его мнению, талантливый кинематографист должен быть прежде всего наблюдателем, умеющим поймать и законсервировать момент.

Тарковский искусно работал с актерами. Именно в его картинах раскрылись все грани таланта Александра Кайдановского и Анатолия Солоницына. Удивительные роли у режиссера сыграли Алиса Фрейндлих, Юрий Никулин, Маргарита Терехова и другие звезды советского кино.

Тарковский невероятно чувствовал изображение. Стоит один раз посмотреть «Зеркало», чтобы больше никогда не забывать потрясающие кадры оттуда.

В конце концов, Андрей Тарковский — один из самых известных и признанных советских режиссеров. За свой дебют «Иваново детство» он получил «Золотого льва» в Венеции. Трижды фильмы Тарковского номинировались на «Пальмовую ветвь» в Каннах. В мировом кино можно найти сотни оммажей его творчеству: в частности, в картинах Иньяритту и Триера.

Но значит ли все это, что Тарковского должен любить каждый уважающий себя киноман?

Это норма

Совершенно нормально не любить и не понимать фильмы Андрея Тарковского. Просмотр любой картины — это диалог зрителя и автора. Этот диалог может прийтись по душе, а может оказаться для вас скучным и нудным. Не каждый интересный и глубокий человек становится вашим другом, не каждое гениальное кино должно вызывать у вас восторг.

Именно поэтому смотреть Тарковского ради галочки — так себе идея. Его кино требует определенного настроя и вдумчивого просмотра. Нормально, что мы располагаем этим ресурсом не каждый вечер. В противном случае вы потратите 3 часа жизни, уснете где-то на середине и не получите ярких впечатлений. Да, появится номинальное право рассуждать о гениальности «Сталкера» и «Зеркала». Но зачем? Ведь само кино пройдет мимо вас, и никакого диалога не состоится.

Сознательная нелюбовь к фильмам Тарковского, если вы понимаете, что именно вам в них не нравится и почему, скорее будет характеризовать вас как внимательного и вдумчивого зрителя. Ведь любить «Солярис» или «Андрея Рублева» по умолчанию может каждый.

Как смотреть «умное» кино

При просмотре классики кино возникает еще одна проблема. Все говорят, что Тарковский гениален. И тогда начинается внутреннее программирование себя: «Сейчас я буду смотреть великое кино. Оно должно мне понравиться, я же умный и тонко чувствующий человек». Но, как мы выяснили, даже гениальное кино может попросту оказаться не вашим. Почитайте, что Тарковский писал о великих фильмах своих коллег. Маэстро не стеснялся в выражениях.

Как бы парадоксально это ни звучало, но лучше смотреть подобную классику с пустой головой. Так, чтобы авторитет фильма никак на вас не давил. Это вовсе не значит, что в книгах по истории и теории кино нет смысла. Информация, которую вы почерпнете из них, поможет вам настроиться на просмотр. Но постарайтесь забыть все перед фильмом и просто позволить ему поговорить с вами о чем-то важном. Без излишнего поиска глубинных смыслов и гениальности в каждом кадре. Тогда фильмы Тарковского покажутся не такими тяжеловесными. В конце концов, именно на такой непредвзятый диалог со зрителем, скорее всего, и рассчитывал сам режиссер.