Его боготворили миллионы зрителей. Сцена Театра Вахтангова была его царством, а каждый новый образ — от Алексея Каренина до коварного Николая Татаринова — становился событием. Николай Гриценко проживал десятки жизней на сцене и на экране, обладая даром абсолютного перевоплощения.
Но одна роль оказалась ему не по силам — роль счастливого человека. За ослепительным фасадом славы скрывалась иная реальность.
Полная одиночества, страха и неизлечимой болезни, которая привела его в последнее пристанище — палату психиатрической больницы. Там, где когда-то царили аплодисменты, воцарилась гробовая тишина.
Мастер без грима
Он не играл персонажей — он ими становился. Николай Гриценко входил в образ так глубоко, что граница между личностью и ролью растворялась.
Зритель видел не актера, изображающего Каренина, а самого Алексея Александровича — сдержанного, трагичного, одинокого. Эта же магия работала и в «Семнадцати мгновениях весны», где его генерал был не картонным злодеем, а холодным интеллектуалом.
А потом на экранах возникал совсем другой человек — надменный и коварный Николай Татаринов из «Двух капитанов», которого публика искренне ненавидела.
Секрет был в феноменальной внутренней работе. Гриценко мог предложить режиссеру несколько трактовок одной сцены, каждая — уникальная и убедительная.
Ему почти не требовался грим — менялись интонация, пластика, сам воздух вокруг него. На сцене Вахтангова он был богом. Но даже боги стареют и болеют.
Когда на съемках «Семнадцати мгновений» память начала изменять Николаю Гриценко из-за прогрессирующей болезни, он не сдался. Текст его реплик развесили по стенам. Он читал и продолжал работать.
Это был не просто профессионализм — это была его война. И пока он мог стоять на ногах, он ее не проигрывал.
Одиночество за кулисами
Настоящая драма разворачивалась не на сцене. За ярким занавесом славы Николая Гриценко скрывалась жизнь, больше похожая на сложную пьесу с печальным финалом.
Его брак с первой женой Зинаидой, пронесенный через годы трудностей, не выдержал испытания семейной жизнью. Её уход стал тяжелым ударом, оставив глубокую трещину в душе актера.
Последующие отношения лишь подчеркивали его внутреннее одиночество. Роман с фотографом Галиной Кмит закончился громким скандалом и рождением сына Дениса, которого Николай Гриценко так и не признал.
Позже мальчик узнал правду, но встреча с отцом никогда не состоялась. Попытка построить семью с актрисой Ириной Буниной тоже оказалась мимолетной.
Даже связь с сотрудницей Москонцерта Инной Малиновской, подарившей ему дочь Екатерину, не стала прочным союзом.
Четыре главных женщины, несколько детей — но к финалу своей жизни Николай Гриценко оставался таким же одиноким, как и его знаменитый герой Каренин.
Демоны и сберегательная книжка
Его внутренние противоречия с годами лишь обострялись. Николай Гриценко, обласканный славой и обладатель сталинской премии, вел себя крайне странно. Коллеги шептались о его патологической бережливости.
Он аккуратно переводил всю зарплату на сберкнижку, оставляя себе лишь копейки на сигареты и недорогое спиртное. Эта скупость казалась необъяснимой — тот же Николай Гриценко всегда появлялся в дорогих, безупречно сидящих костюмах, создавая образ успешного артиста.
Но бережливость постепенно переросла в нечто большее. Ему повсюду мерещились воры. Постоянный страх, что его обманут, обкрадут, лишат последнего, превратился в навязчивую идею.
Психическое расстройство накладывалось на физический недуг — врачи диагностировали у Николая Гриценко рассеянный склероз. Болезнь неумолимо разрушала нейронные связи, вызывая провалы в памяти.
Он медленно угасал, замыкаясь в себе, разрывая отношения с близкими, в том числе с сестрой Лилией. Мир великого актера сужался до размеров комнаты, наполненной страхами и одиночеством.
Последний акт
Его финальной сценой стала палата в психиатрической лечебнице. Туда Николай Гриценко попал по настоянию гражданской жены, которая оформила документы и исчезла навсегда.
Он остался один на один с болезнью и чужими стенами. Дни проходили в забытьи, иногда он ненадолго оживлялся во время прогулок, но чаще не узнавал даже знакомых людей.
8 декабря 1979 года случилось неизбежное. Ослабленный, забытый всеми, Николай Гриценко взял чью-то еду из больничного холодильника. Другие пациенты, тоже нездоровые люди, не стали церемониться с народным артистом СССР.
Жестокая драка за продукты стала точкой в его жизни. Официально назвали инфаркт, но те, кто был рядом, знали правду.
Человек, создавший на экране образы аристократов и генералов, погиб в борьбе за кусок хлеба. Его нашли на холодном кафельном полу.
Николая Гриценко похоронили на Новодевичьем кладбище — почетно, как и полагалось великому артисту. Там, где всегда многолюдно.
Но настоящий финал случился раньше — в безликой больничной палате, где не было ни зрителей, ни аплодисментов. Только тишина.