Вы согласны, что советская романтическая комедия «Любовь и голуби», снятая режиссером Владимиром Меньшовым в начале 80-х является уникальным примером «вечного» кино? А знаете, как она создавалась?
P.S. Статья получилась большой, буду признателен, если дочитаете до конца и поделитесь мнением в комментариях)
«Очень хорошая первооснова»
Пьеса начинающего драматурга – актёра Омского драмтеатра Владимира Гуркина – влетела в театральное пространство СССР яркой звездой. Она называлась «Любовь и голуби», причем, Гуркин талантливо рассказал реальную историю семьи своих соседей. Настолько реальную, что даже имена-фамилии не изменил. Забавно, что они на него были не в обиде. Как вспоминала мать драматурга:
Володя, уже когда фильм вышел, встретил Василия, спросил у него: «Не обижаешься, что я тебя описал?». Тот только улыбнулся: «Чё, хорошо описал!»
А в 1982 режиссер Владимир Меньшов после триумфа «Москва слезам не верит» искал сценарий для нового фильма. Пришел на премьеру в «Современник», поставивший актуальной новинку, и понял – вот оно!
Как искали натуру
«Когда я приехал к Володе в Омск, тот обомлел. Смотрел на меня, как на Али-бабу, знаменитость, которая недавно «Оскар» получила. Уговаривать его не пришлось» – вспоминал Меньшов
Гуркин и Меньшов написали сценарий меньше, чем за месяц – сидели днями и ночами дома у автора пьесы. Когда все было готово, начали искать место съемок.
После «Москвы…» для Меньшова были открыты все павильоны «Мосфильма», но тот решил снимать с натуры. В ее поисках объездили весь Союз от Сибири до Подмосковья. Добрались до Карелии. В глухом Медвежьегорске все было хорошо, но вроде тоже чего-то не хватало… Директор картины вспоминает:
Уже пошли к машине, как слышим оператор с ассистентом кричат: «Нашли, мы нашли!» Они прямо в точку высмотрели, глаз хорошо положили. Там улочка, лес близко, река внизу – идеально выглядело!
Хозяев дома пришлось уговаривать пустить съемочную группу для работы. Те согласились, и на последующие 30 лет этот дом стал главной достопримечательностью поселка. Снялись в фильме и некоторые обитатели дома – симпатичная хозяйская собачка, часто мелькающая в кадре, и дворовая живность.
А вот голубей, которых в Медвежьегорске сроду не было, привезли самолетом из Москвы. Построили голубятню, и дрессировщик некоторое время приучал птиц к новому месту. Специально построили деревянный настил во дворе – так принято в сибирских деревнях. Даже огород хозяевам посадила съемочная группа, с учетом постановки кадров. Сняли все необходимые сцены очень быстро, недели за две.
… крашеная
Уникальность фильма в том, что второстепенных героев в нем нет – все главные, узнаваемые и самобытные! Нельзя сказать, что Меньшов не испытывал сомнений по поводу кандидатов на роли, но все устроилось легко, без драм.
«На роль дяди Мити я очень хотел пригласить Олега Табакова. Он тогда в «Современнике» работал. Все там были повернуты на социальности. Комедия, да еще и такая – пятно в репертуарной политике. Сценарий, однако, ему понравился, он согласился. Но появилось предложение в «Мэри Поппинс, до свидания», и он ушел туда. А Сергей Юрский пришел неожиданно. У меня за спиной его попробовали мои ассистенты. Получилось великолепно» – говорил Меньшов
Сергей Юрский потом на обороте своей фотографии напишет Меньшову трогательную записку:
«Володечка, дорогой. Вы необычный человек, необычный автор. Знакомство с Вами освежило и взбодрило меня. Работали мы и жили хорошо…»
Вообще, как городскому «молодому парню», как называл Юрского Меньшов, (актеру, сыгравшего дядю Митю на момент съемок не было и 50) удалось сыграть деревенского юморного старичка – загадка. Талант непревзойденный.
Интересно получилось с Людмилой Гурченко:
«Я уже даже утвердил на роль Таню Доронину. Но к тому времени, как дошло дело до съемок Раисы Захаровны, Гурченко как-то возникла сама собой и очень органично вписалась в нашу команду. Она готовилась к съемкам всего 5 дней. Лежала в кровати и не выпускала все это время сценарий из рук. Сама потом просила Меньшова расширить роль».
Почему? Потому что роль «… крашеной» в оригинальной пьесе очень маленькая – лишь та сцена, в которой «разлучница» объясняется с Надей. Все остальное Меньшов и Гуркин сочинили сами… для сценария. Даже откопали девушку, которая занималась экстрасенсорикой – срисовывали ее образ, речь и прочее.
Весь это бред превратился в реплики Раисы Захаровны. А фразу «Почему же крашеная…» Людмила Марковна придумала сама.
Войны с худсоветами
Первые сложности возникли еще на стадии режиссерского сценария. Комиссия написала в рецензии:
«Настоятельная рекомендация авторам – придерживаться норм литературного русского языка. Выражения: «чё», «дура», «Риса-писа» и прочие портят впечатление от произведения».
Меньшову стоило немалых трудов доказать, что герои должны и будут пользоваться именно таким языком, в противном случае история получится фальшивой.
Дальше-больше. Посмотрев отснятый материал, решили, что его достаточно и на двухсерийный фильм. Но когда смонтировали (все видевшие первую режиссерскую версию, хохотали, как ненормальные), руководство вдруг вспомнило, что в стране идет «борьба с пьянством и алкоголизмом». И решило не просто сократить фильм, но и вырезать из него все, связанное с алкоголем. Меньшов отказался.
Его отстранили от работы и назначили другого режиссера, на перемонтаж картины. Результат получился настолько бездарным, что автора фильма незамедлительно вернули на место. Но еще раз строго указали на недопустимость «пропаганды алкоголизма». На согласование итогового вариант ушло полгода.
В результате из фильма исчезли некоторые смешные сцены. Больше всего создатели жалели об одной. Помните, как к оставленному Васей и дядей Митей на пристани бидону с пивом подходит человек и начинает пить из него? В первоначальном варианте этот житель Медвежьегорска, не поморщившись, выпивал 5(!) кружек подряд. В фильм вошло только самое начало эпизода.
Его нашел Володя Меньшов. Подошел и спросил: «Мужик, пива хочешь?». А кто тогда не хотел. «А сможешь сразу 5 кружек выпить?». Тот кивнул. И все осушил.
На роль Нади – жены Кузякина – Меньшов очень хотел Любовь Полищук. Был вариант с Верой Алентовой. Но как ни крути, обе вчистую проигрывали Нине Дорошиной – актрисе, игравшую Надю на сцене театра «Современник».
Настоящая любовь не ржавеет
«Любовь и голуби», пожалуй, самый главный «цитатник» советского кино. Еще бы – ведь люди вспоминают реплики не одного, а, минимум, пяти героев, каждый из которых ярок и неповторим. Но дело не только в этом. История, написанная и сыгранная больше 30 лет назад сохраняет актуальность потому, что, как сказал один молодой кинодеятель:
Мы сейчас увлеченно скользим по волнам высоких технологий, бежим в ногу со временем. Но измена осталась изменой, любовь осталась любовью, а голуби все те же голуби. Так что это фильм вечный…
Лучше всех, как говорил сам Меньшов, похвалили его актеры, сыгравшие в его картине. Завершив работу после третьей стопки они сказали:
«Володя, твой оскароносный фильм «Москва…» мы бы отсняли еще один раз – это точно, а вот нашу картину «Любовь и Голуби» – никогда».