Здравствуйте! А вы знали, что ежегодно театральные вузы выпускают огромное число людей. Все они мечтали стать актёрами, покорить сцены и кино, не видят себя без творчества и служения искусству. Но я всё чаще убеждаюсь, что многим из них, если, конечно, не большинству, театральные вузы полностью ломают судьбы и портят жизнь. Сейчас расскажу почему я так думаю и очень буду ждать ваши мысли в комментариях.
Юрий Соломин — заведующий кафедрой актёрского мастерства в «Щепке», мастер курса и худрук Малого театра
Дорогие читатели, я, конечно же, понимаю, что описанная ниже проблема присуща не только актёрской сфере, но пишу о том, что мне ближе. Очень интересно почитать в комментариях подобные примеры из других сфер.
Итак, многие люди с самого детства мечтают стать артистами. Кто-то действительно хочет заниматься творчеством и служить нашему искусству, а кто-то, к сожалению, мечтает только о славе, лёгкой жизни и больших деньгах. Такие мечтатели совершенно не представляют себе профессию и часто разочаровываются, поступив и столкнувшись с тяжёлой работой и бешеной конкуренцией. Но, надо сказать, иногда им везёт, и они и правда попадают в струю — в популярные сериалы, становятся известными и зарабатывают большие деньги. Но это весьма редко.
А это я на первом курсе. Полный надежд и верящий в светлое будущее
Есть и действительные таланты от природы, которые рождены для сцены и большого кино. Которые не представляют свою жизнь без театра и творческих мук. После окончания школы огромнейшее число людей штурмует театральные вузы. Конкурс сумасшедший и достигает 500 человек на одно бюджетное место. Мне очень повезло — я поступил в «Щепку». Но я своими глазами видел скольких по-настоящему талантливых людей скинули на прослушиваниях. Со многими я подружился во время поступления и видел как очень талантливых ребят не взяли никуда. У мастеров курсов и педагогов своё видение, и набирают они курс, обычно, под дипломные спектакли или из личных предпочтений, которые они, порой, сами не могут сформулировать.
А теперь давайте чуть-чуть посчитаем — в Москве пять основных театральных вузов, в каждый из них ежегодно набирают, как минимум, один актёрский курс из 30 (плюс — минус) человек. В Гитисе набирают 3-4 курса, как и в некоторых других вузах. И всегда есть полностью платные курсы почти во всех институтах. Прибавим сюда театральные факультеты других институтов, вузы регионов и частные театральные вузы, которые выдают диплом государственного образца. Итого, каждый год поступает от 1,5 до 5 тысяч человек на профессию актёр драматического театра и кино. И это мы ещё не учитываем смежные специальности (Эстрада, куклы, музыкальный театр и т.д.)
Наш щепкинский дворик. Родное место, настоящий дом
До диплома доходят не все — кого-то отчисляют, кто-то сам разочаровывается или не тянет. И получаем мы на выходе от 1 до 3 тысяч профессиональных, дипломированных артистов каждый год. Это безумно много! Рынок актёров жутко перенасыщен, а мастера, в основном, никак не помогают своим выпускникам устроится по профессии. 99, 9 процентов всех профессиональных артистов не находят работу в театре и в кино. Они оказываются никому не нужны со своим дипломом. И что же они делают?
Они до последнего верят в себя и в искусство. Обивают пороги театров, киностудий, унижаются перед режиссёрами и продюсерами. Но самое главное — у многих выпускников театрального вуза даже не возникает мысли поменять профессию или работать где-то в другой сфере. Ведь нам пять лет прививают любовь к искусству, театр становится нашим домом, мы живём профессией. А получается, что тебя просто выкидывают из дома на улицу, не дав ничего для помощи.
В общежитии
Выпускники будут за копейки подрабатывать в близких областях, лишь бы не терять навыки и не отдаляться от культуры — развлекать детей, сниматься в судебных шоу, вести корпоративы и т.д. Они часто годами живут впроголодь и ждут своего часа, ждут какого-то чуда. Прихожу иногда на пробы или кастинг и вижу тысячи несчастных артистов, которые бегают по коридорам с потухшими лицами за режиссёрами, мечтают о любой, даже самой жалкой ролюшке и готовы сниматься бесплатно, готовы на любые унижения.
Мне, в отличии от многих, повезло! Мои педагоги очень помогали нам, ходили с нами по театрам на показы, договаривались с худруками о просмотрах и звали из к нам на спектакли. Даже в кино помогали попасть или на озвучку — Борис Клюев половину нашего курса на озвучку пристроил, и мы озвучивали «гур-гуры», массовку и даже эпизоды, что сильно помогало финансово. Но это, скорее, исключение. Часто общаюсь с коллегами из других вузов, и они очень удивляются что нам помогали.
На поклонах на последнем курсе
Из-за такого бешеного штампования артистов с каждым годом конкуренция становится только больше, все театры давно переполнены, кастинги в хорошие проекты сделали закрытыми, чтобы на них не являлись толпы. Даже за малюсенькую роль в самом дешёвом и позорном сериале идёт бой и, порой, с рукоприкладством. Да, я понимаю, что вузам тоже нужно зарабатывать. Когда я учился почти 20 лет назад вообще не было полностью платных курсов, а платники учились вместе с бюджетниками. У нас на курсе их было 3 или 4. А сейчас сразу два коммерческих курса по 30 -40 человек. И ведь учёба стоит не мало — около 500 — 700 тысяч рублей в год. Никто не может ответить на вопрос — зачем набирают столько артистов прямо. И педагоги страдают, ведь когда у тебя 150 студентов, как ты можешь каждому уделить время, каждого раскрыть и вложить в него душу. Юрий Соломин сокрушается, что теперь сверху спускают план по платникам и его нужно строго соблюдать. Сокрушается, что из-за этого падает уровень актёрского образования и выпускники выходят не готовые и плохо обученные, которые сгодятся, разве что, для грибов в четвёртом составе или в мыльном сериале. Но все всё понимают — дело только в деньгах.
Да, сейчас театральные вузы сильно ломают судьбу многим людям. Я думаю нужно срочно сокращать наборы, отбирать гораздо тщательнее и вместе с дипломом обязательно помогать выпускнику устроится. Даже если человек при деньгах, не брать его на актёра без конкурса на общих условиях. В советское время была прекрасная практика — не набирать курсы каждый год. Мастер выпускал курс, а полом брал год или два перерыва. И распределение было по театрам, Тогда и качество нашего кино и спектаклей вырастет ощутимо и люди не будут понапрасну надеяться, ждать чуда.
Юрий Соломин
Мне повезло и я благодарю судьбу за это, но так обидно смотреть на тех, кто много лет бьётся головой в стену и проклинает своё образование, ненавидит свою профессию. Ведь всё это в конечном итоге выливается в качество проектов и на зрителя.
А вы что думаете, мои дорогие читатели? Мне очень интересно узнать ваше мнение.