«Пробуюсь всегда я, а снимается Костолевский». Несыгранные роли Александра Абдулова

С этой шуткой Александр Абдулов пришёл на пробы «Обыкновенного чуда», не исключая, что коллега, закрепившийся в статусе одного из главных красавцев советского кино, опередит его в борьбе за роль, как

С этой шуткой Александр Абдулов пришёл на пробы «Обыкновенного чуда», не исключая, что коллега, закрепившийся в статусе одного из главных красавцев советского кино, опередит его в борьбе за роль, как бывало ранее. В тот раз Абдулов взял реванш. Однако жадному до работы Александру Гавриловичу приходилось соперничать не только с Игорем Костолевским: актёрская профессия в этом плане весьма жестока.

«Легенда о Тиле» | Тиль Уленшпигель

Лембит Ульфсак и Евгений Леонов. "Легенда о Тиле", 1976

Лембит Ульфсак и Евгений Леонов. «Легенда о Тиле», 1976

С героем немецкого эпоса Тилем Уленшпигелем Абдулов был знаком хорошо: в 1975-м, поступив в театр «Ленком», он мог наблюдать за игрой старшего товарища Николая Караченцова в спектакле «Тиль». На пробах в картину Владимира Наумова и Александра Алова Абдулов выглядел убедительнее остальных кандидатов и уже готовился к отбытию на съёмки в Таллин, но режиссёры неожиданно утвердили эстонского актёра Лембита Ульфсака, сославшись на его «западную» внешность.

«Абдулов у нас с Александром Аловым долго был на первом месте среди претендентов на эту роль. Но выбрали мы Лембита Ульфсака. Он привлек своей нерусскостью, а это ложилось на нашу историческую тематику. Кстати, после выхода фильма многие отметили внешнее сходство Ульфсака с Абдуловым», — говорил Владимир Наумов.

Через несколько лет Ульфсак заменил Абдулова в роли другого европейца — Роберта Робертсона по прозвищу «мистер Эй» в мюзикле Леонида Квинихидзе «Мэри Поппинс, до свидания».

Николай Караченцов. Спектакль "Тиль"

Николай Караченцов. Спектакль «Тиль»

Александр Абдулов. Фотопробы к фильму "Легенда о Тиле", 1976

Александр Абдулов. Фотопробы к фильму «Легенда о Тиле», 1976

Лембит Ульфсак. "Мэри Поппинс, до свидания", 1983

Лембит Ульфсак. «Мэри Поппинс, до свидания», 1983

«Д’Артаньян и три мушкетёра» | Д’Артаньян

Михаил Боярский. "Д'Артаньян и три мушкетёра", 1978




Михаил Боярский. «Д’Артаньян и три мушкетёра», 1978

Абдулов уже был утверждён на главную роль, когда редактор «Кинопанорамы» Ксения Маринина познакомила Георгия Юнгвальда-Хилькевича с Михаилом Боярским. Актёр не особо рассчитывал на место в ведущем мушкетёрском квартете и заявил, что готов сыграть самого простого гвардейца кардинала. Режиссёр тоже поначалу не разглядел в «коте Матвее» героя и подумывал примерить на Михаила Сергеевича образ Рошфора. Уже на пробах в Одессе постановщик понял, что без темперамента и горящих глаз Боярского дерзкого гасконца представить не может.

«Я подошёл к Боярскому, говорю: “Вы знаете, Михаил Сергеевич, я вас не буду пробовать…” Он так расстроился, мол, почему? Я говорю: “Потому что я вас утверждаю на Д’Артаньяна!” Нужно было позвонить Саше Абдулову, потому что он рассчитывал на эту роль, он ей жил, он весь горел! Объявить о своём решении было сложно, потому что я считал Сашу своим другом. Я стал оправдываться, объяснять, мол, нашёл настоящего Д’Артаньяна, поэтому так получилось. Саша очень спокойно мне сказал: “Нет-нет, всё нормально. Я всё понял. Желаю удачи, успеха”. Абдулов, как всегда, повёл себя в высшей степени по-мужски. Но, конечно, наши тёплые отношения прекратились. Он любезно себя вёл, никогда не показал, что обижен. А меня терзала и терзает совесть, потому что я понимаю, что нанёс тогда Саше страшный удар. Саша был достоин этой роли, но это была бы совсем другая картина», — вспоминал режиссёр.

Александр Абдулов. Фотопробы к фильму "Д'Артаньян и три мушкетёра", 1978

Александр Абдулов. Фотопробы к фильму «Д’Артаньян и три мушкетёра», 1978

Георгий Юнгвальд-Хилькевич, Александр Абдулов, Георгий Мартиросян (пробовался на роль Портоса)

Георгий Юнгвальд-Хилькевич, Александр Абдулов, Георгий Мартиросян (пробовался на роль Портоса)

«О бедном гусаре замолвите слово» | корнет Плетнёв

Станислав Садальский и Ирина Мазуркевич. "О бедном гусаре замолвите слово", 1980

Станислав Садальский и Ирина Мазуркевич. «О бедном гусаре замолвите слово», 1980

По словам Эльдара Рязанова, это была самая многострадальная его работа, потому что «под видом гусарского водевиля скрывался фильм про КГБ». Сначала Госкино не давало разрешения на съёмки, потом чиновники потребовали внести в сценарий серьёзные изменения, после производство и вовсе заморозили (но возобновили через три дня). Нелегко проходил и кастинг: если, например, с Валентином Гафтом в роли Покровского (роль писалась специально под него) и Евгением Леоновым в роли Бубенцова (который опередил Александра Калягина и Леонида Броневого) всё было понятно, то с корнетом Плетнёвым и Настенькой возникли проблемы. Самым вероятным кандидатами на эти позиции были Александр Абдулов и Татьяна Догилева, но в игру вступил Станислав Садальский.

Прочитав сценарий, которым с ним поделился участвовавший в пробах Валерий Шальных, Садальский очень захотел сыграть корнета. Заручившись рекомендацией режиссёра Владимира Мотыля (актёр снимался у него в фильме «Лес») и изрядно похудев за короткий срок, он отлично прошёл пробы у Рязанова. А Настеньку в итоге сыграла Ирина Мазуркевич.

«Станислав был очень “свежим”, обаятельным, импульсивным, иногда слишком. К тому же обладал поразительным чутьём на людей. Впервые увидев кого-то, говорил: “Этот человек плохой, а тот — добрый”. И никогда не ошибался. Внешним и внутренним обликом он “попал” в эту роль. Получился простодушный, честный и наивный Плетнёв, в то же время аполитичный и глуповатый, что для гусара неплохо», — объяснял свой выбор Рязанов.

Александр Абдулов. Фотопробы к фильму "О бедном гусаре замолвите слово", 1980

Александр Абдулов. Фотопробы к фильму «О бедном гусаре замолвите слово», 1980

Евгений Леонов. "О бедном гусаре замолвите слово", 1980

Евгений Леонов. «О бедном гусаре замолвите слово», 1980

Валентин Гафт. "О бедном гусаре замолвите слово", 1980

Валентин Гафт. «О бедном гусаре замолвите слово», 1980

«Ширли-мырли» | Кроликов, Алмазов, Шниперсон и др.

Валерий Гаркалин, Валерий Гаркалин, Валерий Гаркалин. "Ширли-мырли", 1995

Валерий Гаркалин, Валерий Гаркалин, Валерий Гаркалин. «Ширли-мырли», 1995

Выпустив «Любовь и голуби», Владимир Меньшов не брался за большое кино почти 10 лет. В середине 90-х сценаристы Виталий Москаленко и Андрей Самсонов попросили Владимира Валентиновича подредактировать наброски фарсовой комедии о разлучённых при рождении братьях. Режиссёру материалы так понравились, что он взялся за постановку.

На роль афериста Кроликова (и множества его родственников, разбросанных по всему миру) Меньшов изначально рассматривал Никиту Михалкова и Александра Абдулова, но, кажется, и сам не верил в их участие в картине:

«У Михалкова была хорошая проба, но я не рискнул ему доверить такую роль из-за его занятости. А вот Саша малодисциплинированный был артист… Я, значит, уже сгоряча Олегу Табакову предлагал загримироваться и сыграть эту роль. Но он так мудро сказал: “Ладно, Володя, не заигрывайся. Вот тут есть для меня материал, это я буду”.

Табаков в итоге появился в образе алкоголика Суходрищева, а Кроликова и его братьев сыграл только ещё набиравший популярность Валерий Гаркалин.

Валерий Гаркалин и Олег Табаков. "Ширли-мырли", 1980

Валерий Гаркалин и Олег Табаков. «Ширли-мырли», 1980

Фото: кадры из фильмов, соцсети