Здравствуйте! Во что сейчас превратился театр Ленком Марка Захарова? Ещё недавно это был, пожалуй, лучший театр страны с сильнейшей труппой, с неповторимым стилем, неизменно прекрасными спектаклями и аншлагами с очередями в кассу. А что сейчас? Полупустые залы, гениальные спектакли Захарова перевыпускают, переделывают (дабы не платить авторские), труппа потеряла много талантов, в коллективе склоки и скандалы, худрука так и нет, а новые постановки — это что-то с чем-то, да ещё и не продаются. Но почему так происходит?
Марк и Александра Захаровы
Дорогие читатели, после ухода Марка Захарова театр сразу же превратился в поле боя. Будто это не государственный театр, а некий барский дом со своими законами. Директор театра Марк Варшавер сразу заявил, что не нужен театру худрук, а лишь он (Варшавер) сможет сохранить наследие Захарова и окружить театр заботой. А Александра Захарова наоборот настаивала на том, что бы худруком стала она. Их дрязги длятся уже несколько лет…
А с того момента, как появилась новость о том, что следственный комитет проверит Ленком и Варшавера на различного рода нарушения, театральное сообщество ждало результатов этой проверки и большинство было уверено, что хоть что-то найдут. Слишком уж много было очевидных фактов — непомерные госзакупки, миллионы на авторские права, завышенные контракты у близких друзей Варшавера и многое другое. Плюс журналисты раскопали его офшоры и, как показывает практика, Минкульт очень не любит такого внимания к своим подведомственным учреждениям и, по логике, должен был что-то предпринять.
Марк Захаров и Марк Варшавер
Да и жалоб на Варшавера уже много: артисты писали кучу открытых писем, про него нелестно говорит депутат Дмитрий Певцов и другие именитые артисты из «старой гвардии» Ленкома. А дикое неделание Варшавера пускать в театр Худрука уже набило оскомину и стало даже предметом для шуток. Хорошо хоть главрежа пустил — в театр назначили режиссёра Франдетти, но он ничего не решает в художественной политике, а лишь ставит, но спектакли его совсем (на мой взгляд) выбиваются из эстетики Ленкома или того, что от неё осталось.
Да, к Варшаверу много претензий и много вопросов, но их не меньше и к Александре Захаровой. Понятно из-за чего конфликт: как я уже сказал — Захарова хотела (и хочет) занять место худрука, а Варшавер всячески этому препятствует, говоря, что только он может продолжить дело Захарова. Но это не просто конфликт двух людей (кстати, в государственном театре!) в него оказались втянуты артисты театра, службы, сторонние люди и, конечно же, зрители, ведь в конфликтной атмосфере не может возникнуть искусства. И это отлично видно по премьерам после ухода Марка Анатольевича — они весьма средние. Варшавер заставлял артистов писать письма наверх, мол, театру не нужен худрук, Захарова сплотила вокруг себя другую часть труппы. Они тоже пишут письма, только обратные — театру срочно нужен худрук и именно Захарова.
Труппа и сотрудники разделены на несколько лагерей, кто-то уволился, кто-то предпочитает не участвовать в разборках. Но самое страшное, что и Варшавер, и Захарова прикрываются именем Марка Захарова, говоря, что действуют в его интересах, соблюдают его заветы и хотят сохранить его наследие. Только вот, Захаров, в отличии от них, занимался театром, искусством, ему удалось собрать и взрастить лучшую труппу страны, создавать легендарные спектакли и каждый раз удивлять и радовать зрителя новыми режиссёрскими, порой, гениальными формами. Пока ещё театр «едет» на остатках того, что построил Захаров, но он неумолимо движется в никуда. Старые хитовые спектакли Варшавер снимает или переделывает, артисты уходят, молодняк не годится и в подмётки Караченцову, Абдулову, Янковскому и прочим легендам Ленкома, на сцене всё чаще играются пошлые антрепризы, а залы всё чаще не полны зрителем. Так ещё и эти разборки.
И как бы Александра Захарова не говорила, что старается для театра, что все её усилия только для детища её отца, я в это не верю. Да, я могу понять её обиду, глядя на то, как Варшавер и его команда излеваются над постановками её отца. С этим конечно надо что-то делать. Но не скандальными же путями. Ну не будет человек, который любит и чтит театр, привлекать к нему столько негативного внимания. Давать интервью различным журналистам, выставляя театр в самом дурном свете, раскрывая все подробности вражды с Варшавером и т.д. Сразу несколько источников написали, что именно Захарова «натравила» журналиста Караулова на Ленком и инициировала проверку СК, надеясь, что Варшавера снимут. Да уж, нет истины в разборках.
И слушаю я товарищей и знакомых из театральных кругов, понимая, что большинство спорит кто для театра лучше — Варшавер или Захарова? Но я думаю, что никто из них. Нужно, с большим сожалением, признать, что Захарова уже нет. Не нужно прикрываться его именем и разрушать то, что ещё есть. Театру нужен хороший худрук — вот и весь рецепт. Профессионал, знающий и любящий Ленком, который сможет построить новый театр, опираясь на его историю. Традиции Захарова необходимо чтить и помнить, но второго такого гения нет, а значит нужно идти другой дорогой. Ведь если стараться повторить стиль Захарова или восстановить его старые спектакли, то получится лишь жалкая пародия. И в этом проблема многих театров: уходят великие худруки, а их место занимают артисты или режиссёры, которые не знают что делать.
У них нет цельного видения развития театра, но есть амбиции и жажда власти. Они могут годами топтаться на былом величии прошлого худрука, эксплуатируя и пародируя гениальные идеи, но не создавать нового. Такие театры быстро затухают или наполняются новаторской пошлостью, которая очень далека от искусства. Поэтому я желаю прекрасному Ленкому худрука, который будет помнить Захарова, но создаст на этом гениальном фундаменте что-то новое! Как думаете — это возможно?
Напишите, пожалуйста, ваши мысли на этот счёт в комментариях.