На экране Наталья Гундарева играла верных женщин, готовых терпеть любую бурю ради любви. А в жизни всё было совсем наоборот.
Штампы в паспортах, кольца на чужих пальцах, чьи-то обещания «до конца жизни» — всё это для неё не имело значения. Если любовь вспыхивала, Гундарева не останавливалась ни перед чем. Если её сердце выбирало мужчину, никакие преграды уже не имели значения. Конечно и поплатилась она за это сполна.
Сколько семей она разрушила, никто точно не скажет. Одних возлюбленных Наталья и не думала тащить в загс, а вот с тремя всё-таки рискнула связать свою жизнь официально. О них — о тех, кто стал её мужьями, — и пойдёт разговор. Ну а сначала расскажу откуда такая любвеобильная и талантливая актриса взялась.
Из «пухляшки» в звезду сцены
Наталья Гундарева — из тех людей, про кого говорят: звезда, но совсем не по-голливудски. Её история начинается в Москве, в квартире инженеров, где театральные подмостки обожали всей семьёй. Казалось бы, причём тут судьба актрисы? Но вот ведь парадокс: у родителей сработал генетический театральный код. Наташе хватило пары походов в театр, чтобы почувствовать — это магия.
В школе она увлеклась драмкружком, а потом признавалась: сцена для неё стала настоящим спасением. Почему? Да потому что девчонка росла с кучей комплексов. Считала себя «пухляшкой», переживала, как же её воспринимают. Но на сцене всё это уходило, и перед зрителями стояла уверенная в себе героиня. Вот только актёрство? Нет, спасибо. Это детское баловство.
После школы Наталья уверенно шагнула в мир родителей: работа в конструкторском бюро, курсы в строительном вузе — всё как положено. Но судьба вдруг выкинула крендель.
Щукинское училище: риск, который изменил всё
Однажды Наташа сказала себе: «А почему бы и не рискнуть?» и отправилась штурмовать Щукинское училище.
Сдала экзамены так, будто родилась с талантом, и в один миг вся её жизнь перевернулась.
Щукинка позади, и вот она — молодая выпускница, перед которой открыты все двери. Но Наталья выбрала Театр имени Маяковского. И нет, её не сразу приняли с фанфарами. Пару лет она была в тени, но терпела и ждала своего часа. И дождалась! В 1974 году её Липочка в спектакле «Банкрот» сделала то, что не могли сделать режиссёры, — о Наталье заговорила вся Москва.
Дуэль королев: Гундарева против Дорониной
После этого началась новая глава: режиссёр Андрей Гончаров понял, что Гундарева — это его звезда, и начал подстраивать репертуар под неё. Вот только на сцене уже была другая королева — Татьяна Доронина. Две сильные женщины на одной территории — это как два льва в одной клетке. Наташа и Татьяна друг друга просто не выносили. Да что там говорить, до открытых конфликтов доходило!
«Однажды во время репетиции Наташа не выдержала и вмазала Татьяне Васильевне прямо в лицо, — вспоминала актриса Татьяна Васильева. — Это была настоящая схватка. Но с того момента всё стало ясно: Наталья стала хозяйкой в театре. Они обе были мощными личностями, но выжить могла только одна».
Вот такая она, Гундарева. Нежная и дерзкая одновременно. История про женщину, которая никогда не боялась показать, кто тут главный.
Первая любовь и первая рана
Наталья Гундарева всегда слушала сердце, а не разум. Любовь для неё была как вихрь — яркая, непредсказуемая, иногда болезненная. Она влюблялась всем сердцем, не думая о последствиях, а потом, переживая раны, вновь верила, что впереди её ждёт настоящее счастье.
Первым серьёзным чувством для Наташи стал её партнёр по самодеятельному театру Владик Долгоруков. Их роман был из тех, что кажутся вечными: разговоры о будущем, планы на свадьбу. Но тут вмешались их мамы — настоящие хранительницы семейных устоев, которым союз молодых не пришёлся по душе. Наташа тяжело переживала разрыв, но долго одна не оставалась. Сердце, знаете ли, у неё было такое — горячее, искрящееся.
Хейфец и Гундарева: любовь с режиссёрским подходом
На съёмках телеспектакля она закрутила роман с режиссёром Леонидом Хейфецем. Всё бы ничего, но Лёня оказался не просто старше на 14 лет, он ещё и развёлся ради Гундаревой.
И тут началось: его мама, интеллигентная дама, не могла простить Наташу за то, что та, по её мнению, «разрушила» идеальную семью сына.
«Его первая жена была из прекрасной семьи, такая же интеллигентная, как наша. Герой войны, ордена на груди! А тут — Гундарева!» — так она отозвалась однажды.
Даже после развода с первой женой свекровь продолжала с ней дружить, но Наташу так и не смогла принять.
И всё же Наташа искренне любила Леонида. Их брак продлился шесть лет, но этот союз оставил в её жизни глубокий след. Во время отношений она оказалась перед тяжёлым выбором, из-за которого больше не могла иметь детей. Это стало её вечной болью.
Её педагог Нина Галкина вспоминала: «Наташа рыдала, делилась, как сильно она мечтала о детях. Это было её самое большое горе, которое она несла через всю жизнь».
Виктор Корешков: роман на сцене и за кулисами
Гундарева просто обожала это состояние, когда душа парит, а сердце вырывается из груди. Мужчины тянулись к ней, и она никогда не держала их на расстоянии, иногда сама с головой уходя в чувство.
Так случилось и с Виктором Корешковым, молодым актёром, с которым они вместе играли в спектакле «Леди Макбет Мценского уезда». На сцене она была страстной, трагической героиней, готовой на всё ради своего мужчины. А за кулисами — той же самой, только без грима. Роман вспыхнул, как спичка, и Наталья, как водится, ушла в него без оглядки. Ну а кто бы устоял перед такой любовью?
Коллеги, конечно, шептались. Мол, этот молодой красавчик явно что-то задумал. Прима, статус, влияние — всё это слишком соблазнительно. Но Наталья, как настоящая романтическая героиня, махнула на слухи рукой и наслаждалась своим счастьем.
Вспоминая то время, художник по костюмам Эмма Малая рассказывала: «Мы тогда снимали фильм „Однажды 20 лет спустя“. Наташа играла многодетную маму, и как же она перевоплощалась! Наденет сарафан, подложит живот, и всё — перед нами совсем другой человек: тёплая, мягкая, заботливая. А в жизни она тогда была увлечена Корешковым. Суетилась вокруг него, переживала, а он принимал это, как должное».
Но, как говорится, нет худа без добра и любви без драмы. Их отношения, казалось, повторяли сюжет спектакля: её героиня ради героя Корешкова шла на всё, а он оставался холодным.
Многие видели в этом зеркальное отражение их реальной жизни. «Она была мощной, невероятной, а он… Ну что он? Просто молодой красивый мальчик. Они не сочетались, и я не могла понять, что она в нём нашла», — говорила Эмма.
И вот однажды, во время гастролей, случилась та самая история. Наталья пошла купаться на речку, а когда вернулась, обнаружила, что обручального кольца на руке больше нет. Плохая примета? Да, и как оказалось, не зря. Скоро она узнала, что Виктор нашёл утешение в объятиях певицы. Треугольник оказался настоящей драмой, как в «Осеннем марафоне». А финал? Увы, Корешков ушёл к новой пассии.
И всё же Наталья, даже через боль, умела идти дальше. Её жизнь всегда была бурной рекой, где любовь — главное течение. Сегодня говорят, что Виктор Корешков живёт отшельником где-то в российской глубинке, вдали от прежней суеты.
Михаил Филиппов: финальная глава её романа
Когда Наталья Гундарева встретила Михаила Филиппова, судьба будто подмигнула: мол, смотри, еще одна глава для твоей насыщенной жизни.
Михаил, человек с интересной биографией, был не просто талантливым актером, но и бывшим зятем самого Юрия Андропова. Семья, с которой он был связан, была влиятельной и известной, но, как ни странно, сердце Михаила выбрало вовсе не покой, а настоящую бурю — в лице Гундаревой. И что же? Он оставил ради Натальи свою прежнюю семью.
Сам Михаил рассказывал: «Началось все на гастролях. Лето, премьеры, купания, природа… Такое время, когда чувства вспыхивают ярче. У нее в жизни что-то не складывалось, у меня тоже. Мы потянулись друг к другу, как два одиноких берега, которые вдруг захотели быть рядом.
Дальше я стал ее мужем — и прожил с ней почти 19 счастливых лет. Мы все делили поровну, в этом был наш секрет. Хотя Наташа жила быстро, страстно, как ураган. Иногда я даже удивлялся, как она терпела мою вечную рассеянность, пессимизм и это мое состояние «вечного Пьеро». Но у нее всегда хватало оптимизма на двоих».
Счастливый союз вызывал зависть, причем откровенную.
В своей книге «Наташа» Михаил делился: «Иногда было нелегко. Кто-то не мог смириться с тем, что мы вместе. Соль под дверью, царапины на машине… Всё это мы проходили. Но нам хватало друг друга, чтобы не обращать внимания».