Всенародно любимый артист в будущем, а тогда просто Слава Тихонов, родился 8 февраля 1928 года в Павловском Посаде. Семья жила в большом двухэтажном деревянном доме. К сожалению, не так давно здание снесли и вместо него поставили новодел, где открыли музей Вячеслава Тихонова.
Оригинальный дом семьи Тихоновых до сноса. Фото блогера proofreader-z
Слава рос в обычной советской семье. Его родители были простыми людьми: папа работал на ткацкой фабрике механиком, а мама — воспитателем в детском саду. Подросток Тихонов ходил в школу №2 до 13 лет, а дальше грянула война. До Павловского Посада немцы не дошли, но в школе, где учился Слава, разместился военный госпиталь. Пришлось Тихонову поступать в ремесленное училище. Сейчас трудно представить, что мы могли остаться без этого потрясающего киноактера. Родители хотели, чтобы Вячеслав Васильевич стал инженером. После окончания войны юноше удалось поступить в Автомеханический институт, но буквально через год его взяли во ВГИК. Первой ролью Тихонова стал Володя Осьмухин в «Молодой гвардии» Сергея Герасимова.
У Вячеслава Васильевича было несколько знаковых ролей, но относился он к ним совершенно по-разному. Одной из своих крупных неудач Тихонов считал роль Андрея Болконского в «Войне и мире» Сергея Бондарчука. Между прочим, режиссер придерживался того же мнения. Возможно, все дело было в том, что Бондарчук не видел Тихонова в роли князя-аристократа. Сергей Федорович хотел снимать Смоктуновского. Но тот отказался, предпочтя участие в «Гамлете». Тогда Бондарчук предложил роль князя Олегу Стриженову, и снова получил отказ. Дело решило мнение министра культуры Елены Фурцевой. Поговаривали, что Фурцева была неравнодушна к Вячеславу Тихонову.
Тихонов отдал «Войне и миру» четыре года, а результат вышел неказистым. Во время съемок пришлось одевать перчатки, чтобы зрители не увидели рабочие руки Тихонова — не годились они для аристократа. При постановке одной из сцен рядом с Вячеславом разорвалась граната. После выхода фильма на экран Бондарчук заявил, что Тихонов не сумел передать образ Болконского таким, какой он в романе. А сам актер позже сокрушался, что хотел бы сыграть князя Андрея «более точно». На Вячеслава Васильевича навалилась депрессия, он даже подумывал завязать с кино. Актера спас один из лучших друзей — режиссер Станислав Иосифович Ростоцкий, предложив роль учителя Ильи Мельникова в картине «Доживем до понедельника».
Это был хитрый ход. Кинокартина про школьников ставила очень «скользкие» вопросы. В те годы снимать такое было не принято. Ростоцкий всерьез опасался, что фильм положат на полку. Поэтому и пригласил Тихонова, посчитав, что уж кино с участием Вячеслава Васильевича точно не посмеют «забраковать». Тем более на фоне слухов о симпатии к актеру Фурцевой. Все вышло именно так, как и задумал мудрый Станислав Иосифович. «Доживем до понедельника» вышел в прокат и стал лучшим фильмом 1968 года по опросу читателей журнала «Советский экран». А заодно и несомненной актерской удачей Вячеслава Тихонова.
Но только после роли Штрилица Тихонов стал всесоюзно знаменит. Кстати говоря, на роль разведчика Исаева тоже пробовался Смоктуновский, но не прошел. По Советскому Союзу гулял анекдот, что увидев «Семнадцать мгновений весны», Брежнев решил, что на экране настоящий разведчик, который ныне живет где-то в глуши, всеми забытый. Генсек потребовал разыскать героя и наградить его. Вот из-за анекдотов Тихонов и невзлюбил Штирлица. Впрочем, еще на съемках актеру не нравилось, что приходится играть фашиста и ходить в гестаповской форме, которую Вячеслав Тихонов искренне ненавидел. После премьеры, когда на актера обрушился шквал популярности, ему не нравились две вещи. Прежде всего то, что Штрилиц герой многочисленных анекдотов. А кроме того, что Тихонова на улице постоянно узнавали и кричали «Штирлиц»! Когда дети просили автограф, актер отшучивался, говоря «иногда меня так называют». Или просто отвечал «вы ошиблись».
Так какую же свою работу Тихонов считал лучшей?
Это была роль тракториста Матвея Морозова в фильме «Дело было в Пенькове». Во-первых, потому что Морозов — рабочий человек, а не аристократ. А во-вторых, потому что именно после работы над образом Морозова Тихонов состоялся, как артист. Роль Матвея принесла Вячеславу Васильевичу популярность и любовь зрителей. «Дело было в Пенькове» — это по счету седьмая картина, а по существу — первая. Она до сих пор остается моей лучшей ролью. Вот с нее я и начался» — вспоминал Вячеслав Васильевич.
А какая ваша любимая роль Вячеслава Тихонова?