Сергей Никоненко назван в честь Сергея Есенина. В середине 70-х годов он сыграл его в картине «Пой песню, поэт», а потом создал и возглавил есенинский культурный центр в Москве.
Он учился во ВГИКе у Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Свои первые роли в кино он сыграл у учителя в кинолентах «Люди и звери» и «Журналист». После них его стали узнавать на улицах.
Сергей Никоненко и сегодня очень востребованный актер. Когда-то по совету Василия Шукшина он получил второе высшее образование – режиссерское, и снял почти два десятка фильмов и сериал.
В передаче Татьяны Устиновой «Мой герой» Сергей Петрович Никоненко рассказал много интересного.
КОРНИ
— Мой отец Петр Никанорович, дед – Никанор Васильевич, с большой бородой, плотник, вырастивший 12 взрослых детей. Тогда была большая смертность детская, но он всех вырастил.
Дом был лучший в деревне, тут все понятно – строил плотник. Дом был на Днепре. Когда мне было 2 месяца, отец отправил маму со мной туда. Это было 21 июня 1941 года. На следующий день мама приехала в деревню. Она находилась в треугольнике: Вязьма – Ржев – Духовщина. В центре – деревня.
Батюшка из села приходил к Никанору Васильевичу, у него было шесть братьев, все жили в этой деревне. Все были Никоненковы, фамилия писалась с буквой «В». Потом она где-то потерялась.
У деда дома всегда все было очень вкусно и очень чисто. Домом занималась бабушка Устинья Пименовна. Дети помогали. В деревне в 6 лет можно пасти гусей, в 10 лет – это уже нянька. Сапоги носили всей семьей и берегли их.
Отец Сергея Никоненко — Петр Никанорович
В церковь шли, сапоги на себе, подошел, в канаве ноги вымыл, портянки намотал, и пришел в чистом к иконам в Божий храм.
Отец родился в 1898 году, он уехал на заработки в Москву, он приехал в столицу в 1913 году, и первая работа у него была в кино. Он работал на электрофабрике у самого Хонженкова, где развозил на телеге по кинотеатрам фильмы.
Он рассказывал, что на Арбатской площади один бугай-извозчик задел телегу, коробки с пленкой посыпались. Он стал из собирать, но точно не знал, в какой коробке какая пленка лежала. Развез. После чего стали поступать жалобы: смотрели «Оборону Севастополя», а потом поставили «Молчи, грусть, молчи». В общем, отца попросили уйти.
Много он профессий перепробовал, в 1916 году его призвали в армию. Это был последний царский призыв. Папа был высокого роста, жилистый, крепкий. Его в Павловский полк определили в Петербурге. Он принимал участие в Первой мировой войне, которая потом перешла в Гражданскую войну. Где писарем был, где в атаку ходил, он в армии научился водить автомобиль.
В 1920-х годах он работал шофером, в нем тогда проснулась тяга к искусству. Он пересмотрел все постановки МХАТа. Хотя, казалось бы, деревенский парень, с четырьмя классами образования. Много опер прослушал. Когда я с ним разговаривал, он всех могикан МХАТовских знал по фамилиям.
Я-то их всех по учебникам знал, а он видел их, включая Станиславского и Немировича-Данченко.
Папа потом вызвал из деревни троих братьев: Якова, Андрея, Ивана и сестру Ольгу. Всех вырастил, всем помог получить высшее образование. Я в честь него сына назвал Никанором, а он сына Петей. Внук у меня – Петр Никанорович.
Папа жил в деревне Слепцово, Днепр, а за ним – деревня Митюшино. Все девчонки митюшинские выходили замуж за слепцовских, а слепцовские девчонки – за митюшинских.
Мама была моложе отца на 15 лет. Она уехала тоже в город – в Ленинград. Работала на заводе Светлана стеклодувом. Ну, а встретились они в деревне, на вечерки ходили. Папе было уже под 40 лет, когда он сделал маме предложение. Мама согласилась.
С началом Великой Отечественной войны папу на третий день мобилизовали. Он на фронте водил орудие Победы – «Катюшу» до 1943 года. Потом он получил ранение, его хотели комиссовать в 45 лет. Потом его определили в пожарную команду, которая дислоцировалась за Театром Вахтангова.
Когда мы с прабабушкой Таней ходили за керосином на Собачью площадку, иногда по пути заходили в эту пожарную команду. Папа как-то приносил в 1945 году похлебку. Ничего вкуснее в жизни я не ел. Папа был очень добрый человек.
ЕГО УНИВЕРСИТЕТЫ
Во ВГИК Сергей Никоненко поступил в 1959 году. Период учебы – самый счастливый период в жизни этого актера.
— Деньжат было маловато, но такой азарт был. Жадность до работы. Со мной учился Николай Губенко. У нас было какое-то внутреннее соревнование, хотя дружили. Он одну роль сыграет, я другую, и так далее.
Сергей Герасимов больше всего ценил работоспособность студентов. С нами учились 20 режиссеров, каждый из них ставил картину. Я был занят у 13 режиссеров. На втором курсе я сыграл старика Болконского в «Войне и мире».
Герасимов настолько высоко оценил эту работу, что после этого стал приводить на курс иностранцев.
После второго курса Сергей Аполлинариевич снял Никоненко в фильме «Люди и звери».
— Это 1961 год, город Севастополь, я приезжаю туда, прихожу на Графскую пристань. Я вспоминаю первый съемочный день, когда я не смог работать. Настолько я был зажать, что-то со мной случилось. Герасимов говорит: «Откуда такие провинциальные тюзовские интонации? Будь проще».
Я пытаюсь, у меня ничего не выходит. Я в панике внутренней, так был обескуражен, подумал, что, наверное, для сцены только и гожусь. Даже купил бутылку. Но тут заходит Герасимов. Говорит: «Да, средство знакомое. Брось, отдохни, искупайся, а вечером приходи, поговорим».
Гостиница «Севастополь», рядом море, искупался, пришел к нему на репетицию. Он говорит: «Вот тут новая сцена с Жанной Болотовой, я ее переписал. Вот так вот и играй». Я отвечаю: «Как так? Вот так просто?». «Нет, друг мой, это совсем непросто». Мы на следующий день стали снимать. Дубль-два, снято.
Фильм «Журналист» снимали через четыре года на родине Сергея Герасимова на Южном Урале, озеро Чебаркуль. Герасимов говорит: «Тут на озере есть валун. На нем дырка, которую я пальцем детстве ковырял, надо посмотреть, там ли она?». Проверили, на месте.
ХОРОШИЙ РЕЖИССЕР
— Василий Шукшин – режиссер самобытный. Он ни на кого не похож. Характеры разные бывают, Шукшин был, может быть, самый хитрый из всех режиссеров. Потому что его провокации, которые он предлагал актерам. Ну, вот, прихожу на студию, куда он позвал, сценарий предложил, спросил, как роль Васьки Чудика. Говорю: «Да, мечтать можно». Отвечает: «Время есть?». «Есть». «Сходи в костюмерную, оденься. Сфотографируем».
Я пошел, там художник по костюмам и костюмерша, которые должны меня одевать, они чай пьют. Говорю: «Меня просили одеться». Они говорят: «Там вон вешалка, одевайся».
Я сам нашел рубашку, костюм, галстучек, шляпку, ботинки на толстой подошве, и пошел показывать. Сфотографировали меня. Василий Макарович говорит: «Ну, вот, здорово, утвержден».
Я говорю: «Как утвержден? Это же была фотопроба, а кинопроба?». Он говорит: «Какая кинопроба? Они тебе помогали одеваться? Нет, потому что я их попросил не помогать тебе».
Снимали в деревне под Владимиром, длинный проход, рельсы, осветительные приборы. Пока это все тянется, час проходит, время есть. Василий Шукшин сидит на бревнышках. Я рядом присел. Он говорит: «Серега, видишь, бабушки сидят на заваленке, поди, попроси их, может они споют нам чего-нибудь. В картину то и вставим».
Хорошо. Пошел к ним, поздоровались. Они согласились попеть. Говорят: «Красненького поднесете, так и споем. Они спросили, про что кино, я им рассказываю, а они судьбы персонажей на своих знакомых перекладывают, а Василий Макарович уже рядом сидит и слушает. И он мне говорит: «Вот, как ты им рассказывал сейчас, вот так вот и играй». Это репетиция была, но как продуманно, он ведь знал, что они спросят, про что кино будет.
У Василия Макаровича не было никаких проблем в общении со съемочной группой, его все любили. Потому что, он был тактичный, доступный. Шукшина не увидишь на съемочной площадке, его нужно разглядеть, где он там.
А вот Никита Михалков – совсем другой.
— Когда в первый раз общаешься с Никитой Михалковым, через две минуты складывается впечатление, что вы знакомы всю жизнь, что он ваш ближайший друг, что он за вас все, что угодно отдаст, чтобы только не потерять вашу дружбу. Но, когда снимет, уже, может быть, и прохладой повеет.
У Михалкова всегда дружный коллектив. Я в трех картинах у него снимался. Он говорит: «Ребят, в футбол будем играть? Давай, ты на воротах, ты в защиту». Хороший организатор. Все дни рождения на съемках отмечались. Хоть ты осветитель, хоть кто, но ты – член съемочной группы, значит, и тебя поздравят.