12 августа 1960 года на экраны вышла мелодрама «Серёжа». Лента стала дебютной работой молодых режиссёров Георгия Данелии и Игоря Таланкина, которые вместе учились на курсах при «Мосфильме».
В основу сценария легла одноимённая повесть знаменитой писательницы Веры Пановой. Игорь Таланкин прочёл её в журнале «Новый мир» и сразу поделился с приятелем задумкой об экранизации. Вскоре они уже работали над сценарием, а Данелия даже сделал раскадровку — от руки зарисовал больше пятисот эпизодов будущего фильма. Молодые кинематографисты условились, что у каждого будет право вето — правда, через день.
Готовый сценарий одобрила сама автор повести Вера Панова. В работе над фильмом непосредственного участия она не принимала, но имя писательницы указали в качестве соавтора — начальство сразу обратило внимание на знаменитую фамилию и без проблем позволило запустить картину в производство. По сюжету действие разворачивалось летом, но на дворе уже была осень, так что снимать решили в Краснодарском крае, где ещё стояли солнечные деньки.
На главную роль пробовались десятки светловолосых пятилетних мальчуганов, но найти того самого Серёжу никак не получалось. Как это часто бывает, кинематографистам помог случай. Однажды ассистенты режиссёров заметили в коридорах киностудии парнишку. Маленький Боря Барханов был сыном химика, а на «Мосфильме» оказался вместе с тётей-актрисой, которой поручили присмотреть за племянником. Несмотря на то, что мальчик был брюнетом и под описание не слишком подходил, в нём с первого взгляда чувствовался талант. Боре устроили пробы, где он выразительно прочитал некрасовские «Размышления у парадного подъезда», чем очень впечатлил киногруппу. Вскоре парнишку перекрасили в блондина и он начал сниматься в своём первом фильме.
Молодые режиссёры стеснялись приглашать на съёмки знаменитых актёров. Они и подумать не могли, что сценарий фильма уже получил сам Сергей Бондарчук. Роль Коростелёва его очень заинтересовала, и он позвал Данелию и Таланкина к себе домой. За чашкой чая с импортным печеньем любимец зрителей дал ошарашенным дебютантам своё согласие, а на роль матери Серёжи порекомендовал свою супругу Ирину Скобцеву. Так они и начали сниматься, а недоволен был только один человек — их маленький сын Федя, который ревновал родителей к какому-то постороннему мальчику.
Отношения Бондарчука с Георгием Данелией как-то сразу не заладились. В первый же съёмочный день он опоздал на съёмки — начинающий режиссёр счёл это неуважением, о чём не замедлил сообщить актёру. Впоследствии мнение Данелии о Бондарчуке как о зазнавшемся человеке с завышенной самооценкой только укрепилось. В гостинице актёр жил в роскошном люксе, в то время как два режиссёра и оператор втроём ютились в одном номере. Однажды во время застолья по случаю 39-го дня рождения актёра Данелия не сдержался и высказал ему всё, что думает. Однако Бондарчук к критике отнёсся с пониманием, а впоследствии они с Данелией сумели наладить отношения.
Не всегда было просто и с юным Борей Бархатовым. Мальчик был несомненно талантлив, иногда даже переигрывал своих именитых партнёров. На площадке старшие коллеги старались относиться к нему на равных, обращались исключительно по имени и отчеству — Борис Павлович. Юный актёр поражал окружающих своим умением вжиться в эпизод с первого раза — как оказалось, дома с ним репетировала тётя-актриса. Не давалась ему только только сцена, где Серёжа должен расплакаться, когда его не берут в Холмогоры. После нескольких неудачных дублей режиссёры пошли на хитрость — пригрозили закрыть парня на ночь одного на киностудии. Боря так перепугался, что начал рыдать, а оператор за камерой был уже наготове. Когда Игорь Таланкин признался, что пошутил, юный актёр не сдержал обиды: заявил, что фамилия Таланкин — совсем не от слова талант, а сам он не режиссёр, а навозный жук. Киногруппа упала со смеху. Кстати, Боря оказался таким способным, что его даже не пришлось переозвучивать — он идеально передавал интонации, так что было принято единогласное решение оставить в фильме голос мальчика.
Когда картина была готова, чиновники её не оценили. Критика доходила до абсурда: «Почему в кадре босоногие дети? Разве у нас нищая страна?». Немного повысило авторитет ленты поздравление от Веры Пановой, которая посчитала фильм большой творческой удачей. Да и зрителям история очень понравилась — читатели «Советского экрана» признали «Серёжу» лучшим фильмом года. Картину отправили на фестиваль в Карловы Вары. Для режиссёров долго не могли найти место в составе делегации, но в конце концов отпустили на три дня. А перед выездом даже дали талоны в ГУМ, чтобы те принарядились. Данелия и Таланкин купили одинаковые костюмы с галстуками — так и вышли на сцену, когда их дебютная картина получила главный приз. После этого ленту наградили нафестивалях в Стратфорде, Ванкувере и Салониках, а самой главной наградой стал диплом Каннского кинофестиваля в номинации лучший фильм для детей и юношества.
«Серёжа» стал успешным стартом для двух будущих мэтров — Георгия Данелии и Игоря Таланкина. После этого каждый из них снял немало достойных фильмов, но вместе они больше не работали. Юный Боря Бархатов впоследствии появился в картинах «Братья Комаровы» и «Грешный ангел», но вскоре сниматься в кино ему разонравилось. На улице парню не давали прохода, а в школе дразнили «актёром». Боря окончил технических вуз и устроился работать инженером на завод. Об актёрском детстве он вспоминать не любит — даже с женой и дочками предпочитает эту тему не обсуждать.