Смерть двухлетней дочки, скандал с Рязановым и забвение: трагедии Гали из «Иронии судьбы»

Если вы посмотрите на постаревшую Ольгу Науменко, то без труда узнаете в чертах её лица ту самую Галю из Иронии судьбы». Обманутой рыжеволосой девушке много кто сочувствовал, когда смотрел фильм. В жизни, как и её героиня, Науменко пережила немало бед и проблем. Но выстояла и сегодня, в день юбилея, чувствует себя счастливой.

Коллаж 78.ru: globallookpress.com, kino-teatr.ru

Коллаж 78.ru: globallookpress.com, kino-teatr.ru

Биография Ольги Науменко

Ольга Науменко родилась 6 декабря 1949 года в Москве в семье военного — подполковника танковых войск. Её мама была педагогом по образованию, но после рождения детей ушла с работы, начав заниматься их воспитанием. В семье росли восемь детей: Ольга, её шесть сестер и младший брат Саша.

Как вспоминала Науменко, отец уделял особое внимание сыну, тогда как к дочерям относился одинаково. Мама же особенно любила именно Олю, отмечая её красоту и сходство с фарфоровой куколкой. Старшие сестры заботились о младшей, иногда даже баловали её.

— Мы жили вполне обеспеченно, ведь в советские годы профессия военного была престижной и хорошо оплачивалась. К тому же несколько лет папа служил в Германии. Когда вернулись в Москву в 1955-м, полгода жили в бараке, а потом папе дали трёхкомнатную квартиру на «Семёновской», — вспоминала Науменко.

Детство будущей актрисы частично прошло в Германии, куда семья отправилась по месту службы отца. Там у неё были уникальные игрушки, недоступные советским детям: большой кукольный домик и кукла в человеческий рост.

Талант Ольги Науменко проявился ещё в школьные годы. Уже в третьем классе девочка произвела впечатление на окружающих, эмоционально читая стихи. После её начали отправлять на всевозможные конкурсы чтецов. Так, старшеклассницей Ольга записалась в Театр юных москвичей (ТЮМ) на Ленинских горах. Среди её одногруппников были будущие звёзды Наталья Гундарева и Сергей Никоненко.

Фото: kino-teatr.ru

Фото: kino-teatr.ru

Первый сценический опыт Науменко случился в том же ТЮМе: ей доверили главную роль в постановке «Дикая собака динго». С этим спектаклем она поехала по городам России. Для Оли театр стал настоящим праздником, и учёбу она быстро забросила. Однажды из-за пропущенной учебы отец запретил ей посещать репетиции, но Ольга проявила упорство и добилась того, что родители сдались. Хотя, когда дочь заявила о намерении стать актрисой, поддержку ей оказала только мать. Позже помочь с подготовкой согласилась одна из сестёр. Однако первая попытка поступить в театральный институт оказалась неудачной.

— Когда объявила родным, что буду поступать в театральный, они пришли в ужас. Только мама высказалась за. А папа и сёстры (Римма, Лена, Светлана, Наташа и Лариса) возражали. Нейтралитет соблюдали сестра Люба и брат Саша, — признается актриса.

Науменко не отказалась от своей мечты. В течение года она продолжала готовиться, одновременно работая в геодезическом бюро, а позже — носильщиком. Во второй раз всё сложилось удачнее: её приняли в Щукинское училище.

Карьера Ольги Науменко

Первой кинематографической работой Ольги Науменко стала эпизодическая роль в короткометражке «Длинный день Кольки Павлюкова», премьера которой состоялась в 1968 году. По словам актрисы, она так ни разу и не посмотрела этот фильм.

Зато пару лет спустя она снялась в картине «Неподсуден». Всё сложилось удачно, ведь на съёмки не явилась утверждённая актриса, и ассистентка режиссёра, забежав в Щукинское училище, заметила Науменко. Ей доверили эпизодическую роль, где нужно было произнести всего пару слов.

После этого Науменко предложили главную роль в молодёжной драме «Переступи порог». По сюжету её героине и персонажу Константина Кошкина пришлось сыграть импровизированную свадьбу, что стало важным этапом в её карьере.

— Никогда не забуду, как шла по Баку во время гастролей и горячие азербайджанские мужчины со всех сторон кричали: «Варька! Варька! Красавица!». Дарили хурму, яблоки. Эта роль мне очень помогала. На прилавках магазинов ничего не было, всё приходилось доставать из-под полы. А у меня благодаря Варьке были связи — в мясном отделе, винном, овощном. Могла раздобыть любой дефицит, — хвасталась Ольга.

Настоящая узнаваемость пришла к актрисе с выходом исторической эпопеи «Тени исчезают в полдень», снятой по роману Анатолия Иванова. Работая над этим проектом, Ольга оказалась в компании звёзд советского кино, таких как Пётр Вельяминов, Нина Русланова, Александра Завьялова и Галина Польских. После премьеры зрители на улице часто называли её Варей, в честь сыгранной героини.

В 1972 году Ольга Науменко присоединилась к труппе Московского драматического театра им. Николая Гоголя. Молодая актриса сразу проявила себя, и вскоре ей стали доверять ключевые роли. Среди её работ особенно выделялись постановки «Безобразная Эльза» и «Охота на женщин».

— Большим минусом было то, что люди, которые приглашали артистов в кино, в Театр Гоголя, как правило, не ходили, — говорила она.

Фото: пресс-служба Московского драматического театра имени Гоголя

Фото: пресс-служба Московского драматического театра имени Гоголя

Позже она появилась в ещё одной экранизации Иванова — сериале «Вечный зов», который также имел огромный успех. В 1978 году Ольга исполнила главную роль в социальной драме «Голубка», а затем сыграла Анну в мелодраме «Тепло родного дома».

Но затем в творческой биографии наступил непростой период затишья. Возвращение на экраны произошло лишь в 2000-х, когда её снова стали приглашать. Также она стала звездой «Гоголь-центра», где блистала в таких знаковых спектаклях, как «Маленькие трагедии» по произведениям Александра Пушкина и «Персона», основанном на фильме Ингмара Бергмана.

Роль в фильме «Ирония судьбы, или с легким паром!»

После фильма «Тени исчезают в полдень» Ольгу Науменко стали узнавать на улицах, но настоящую известность ей принесла роль Гали в культовой трагикомедии Эльдара Рязанова «Ирония судьбы». А ведь она могла бы и вообще там не сняться.

Незадолго до этого Ольге отказали в другой картине, объяснив, что у неё «слишком запоминающееся лицо». Но тут знакомая рассказала, что Эльдар Рязанов набирает актёров для нового фильма и что для неё может найтись подходящая роль. Девушка привела Науменко на встречу с режиссёром, и тот пригласил её на кинопробы. Удачно их пройдя, Ольга вскоре оказалась на съёмочной площадке.

— Я давно отношусь как к данности, что, несмотря на множество сыгранных ролей, зрители меня в основном воспринимают как Галю из «Иронии судьбы». И я не против. Многие мои коллеги снимались куда больше моего, но зато у них нет визитной карточки — той роли, по которой их можно узнать, — говорила актриса.

На создание сцены с её участием ушло всего три дня, но даже за это короткое время между Науменко и Рязановым возникли разногласия. Особенно напряжённой была работа над эпизодом, где её героиня и персонаж Андрея Мягкова общаются через зеркало. Режиссёр настаивал на большем выражении радости и тепла в её взгляде, но актриса не выдержала и заметила, что выражение лица всё равно не будет видно из-за тени от шапки.

— У меня был шок, я расплакалась и запомнила этот окрик на всю жизнь, а Рязанов, выплеснув эмоции, видимо, успокоился, злополучную сцену наконец сняли. Потом, когда повзрослела, набралась опыта и узнала, как ведут себя другие режиссёры, поняла, что в его реакции ничего ужасного не было, — отмечала звезда.

Фото: kino-teatr.ru

Фото: kino-teatr.ru

После выхода фильма, ставшего классикой, Науменко не получила приглашений в другие проекты Рязанова, которые неизменно становились хитами. Однако сама актриса утверждает, что никогда не стремилась к звёздной карьере и всегда была счастлива просто играть.

Личная жизнь Ольги Науменко

Первой любовью девушки стал Валерий Белякович, который позже прославился как талантливый режиссёр. Их чувства были взаимными, но отношения разрушила близкая подруга Науменко — она увела любимого. Это предательство артистка так и не смогла забыть или простить.

Сама актриса говорит, что её добивались многие — как начинающие актёры, так и режиссёры, которые позже стали знаменитыми. Один из поклонников даже получил согласие на свадьбу, но до брака дело не дошло, так как девушка поняла, что не любит его. Среди её ухажёров был и Константин Райкин, но их отношения ограничились парой встреч, так и не превратившись в роман.

Брак с Александром Скворцовым

Официально Ольга Николаевна вышла замуж в 27 лет. Она подходила к выбору спутника жизни с большой серьёзностью, понимая, что это решение должно быть навсегда. Её мужем стал Александр Скворцов, коллега по театру. При первой встрече он не произвёл на неё впечатления: полноватый, с длинными волосами. Однако позже она призналась, что смогла воспитать его так, как ей хотелось, и в итоге супруг стал её надёжной опорой.

— Замуж я вышла по прежним меркам поздно — в 27 лет. Но при этом вела вполне целомудренный образ жизни. Как-то на гастролях мне стало плохо, температура 40, озноб, ломало так — думала, умру. Саша не отходил от меня. И таких ситуаций, когда проявлялась его доброта, было много. Скажу честно, между нами никогда не было страсти. Самое главное, что нас связало на 30 лет, — это дружба. Сашка был моим самым близким сердечным дружочком, — со слезами на глазах вспоминает актриса.

Александр не стремился к звёздной карьере и не был выдающимся актёром, но в семейной жизни проявлял себя как добрый, щедрый и надёжный человек. Важные решения чаще принимала Ольга, однако муж всегда поддерживал её и был верным другом. За 32 года брака они прошли через радости и испытания, которые только укрепили их союз.

Архивное фото

Архивное фото

Серьёзное испытание настигло супругов после рождения дочери Шуры. Когда малышке исполнился год и четыре месяца, её взяли с собой на гастроли в Ижевск. Неожиданно девочке стало плохо: поднялась высокая температура, она плакала без остановки. Местные врачи не могли поставить диагноз, лишь одна доктор посоветовала срочно вернуться в Москву.

— Тогда эта болезнь была неизученной. Я начала что-то спрашивать у врача, уточнять, каково самочувствие дочери, а он мне ответил: «Вот сейчас разрежем её и узнаем». После этого я дочь забрала и ухаживала за ней дома. Но она не мучилась, была не в сознании. У нее постоянно поднималась температура до каких-то немыслимых значений. 42, 44 было кажется. Она не плакала, не страдала, а я только подходила к ней и смачивала губы водой, — вспомнила тот ужас актриса.

В столице врачи поставили страшный диагноз — злокачественная опухоль почки. Несмотря на все усилия, помочь ребёнку было уже невозможно. Ольга надеялась на чудо до последнего, но малышка скончалась в возрасте года и восьми месяцев. Эта трагедия стала тяжёлым ударом, но вместо того чтобы отдалиться, супруги стали ещё ближе, находя утешение друг в друге.

— Горе нас сблизило, мы в тот период рук не расцепляли, держались друг за друга. Придём из театра вечером, сядем за стол, нальём по 100 грамм коньяка и разговариваем о дочке, о том, за что нам такое наказание, это страшное горе. Говорим, говорим, пока глаза не начнут слипаться от усталости. И так полгода, — делилась переживаниями звезда.

Потеря дочери оставила глубокий след. Ольга боялась вновь становиться матерью, опасаясь, что судьба повторит жестокий сценарий. В один из таких моментов страха она решилась на аборт, что стало тяжёлым моральным грузом. К 40 годам Ольга забеременела вновь. На свет появилась их вторая дочь — Светлана.

— Я уже была настроена совершенно по-другому. Во-первых, восприняла это как чудо. В 40 лет женщины тратят массу усилий, чтобы забеременеть, а тут все случилось само собой. Во-вторых, ничего не боялась, как будто знала, что всё будет хорошо. Даже отказалась лечь на сохранение. И не было ни токсикоза, ни осложнений — просто на удивление, — подчёркивала актриса.

Увы, это не все испытания Ольги. У Александра диагностировали неоперабельный рак четвёртой стадии. Болезнь прогрессировала быстро, и в 2009 году его не стало.

— Саша тяжело уходил из жизни, страдал от страшных болей. И когда наступил конец, я восприняла это как облегчение. То, что Саша ушёл от нас не в одночасье, спасло меня от оцепенения и долгого оплакивания своей участи. А ещё то, что рядом — 19-летняя дочь и ей куда тяжелее, чем мне. Так близко смерть она увидела впервые. Больше всего я боялась, что Света «застрянет» в своем горе. Её привязанность и любовь к отцу могли иметь серьёзные последствия. Я запретила ей ехать на похороны, хотя и сама с трудом шла на кладбище. После похорон Шурочки видеть не могу это место, — вспоминала Науменко.

Фото: kino-teatr.ru

Фото: kino-teatr.ru

В интервью Ольга Николаевна признавалась, что утрата сильно ударила по ней, но справиться с болью помогла работа, в которую она погрузилась с головой. Всё свободное время актриса посвящала своей любимой дочери Светлане. Девушка окончила Институт журналистики и литературного творчества.

— Моя жизнь поделилась на три этапа: существование до Саши, замужество и вдовство. Всё это послано свыше — значит, не стоит роптать, а просто надо жить. Актёрская удача зависит не от таланта, а от того, окажешься ли ты в нужное время в нужном месте, с кем познакомишься, приглянёшься ли режиссёру. В кино я всегда ощущала себя гостем: удалось сняться в хорошем фильме — замечательно, нет — и не надо. Я давно научилась себя дисциплинировать. Не вышло — значит, не моё, — делилась Науменко

Позже Светлана вышла замуж за француза, который работал компьютерным дизайнером, и переехала жить за границу. Однако расстояние не стало преградой для близкого общения: мама и дочь регулярно созванивались. Через несколько лет Ольга Науменко приняла решение вернуться в Москву.

— Дочь очень тяжело переживала болезнь отца. В итоге из-за волнения и стресса она даже слегла в больницу. Я целыми днями ездила то в одну больницу к дочери, то в другую к мужу. Света и сейчас до конца не может смириться со смертью папы. Ей было очень тяжело. Теперь любое волнение оборачивается для неё теми самыми симптомами, — говорила Науменко.

Ольга Науменко: последние новости

В 2000-х карьера Ольги Науменко обрела второе дыхание: актрисе начали предлагать роли, пусть и не главные, но запоминающиеся. Она с готовностью принимала приглашения, придавая своим персонажам индивидуальность и обаяние, даже если сценарии были не слишком удачными. Благодаря этому её фильмография стала стремительно расширяться, включая такие проекты, как «Люба, дети и завод…» и «Управа».

В 2010 году зрители увидели актрису в главной роли семейной драмы «Бумеранг из прошлого». Впоследствии Науменко часто воплощала на экране образы матерей и бабушек. Однако её героини редко были простыми или стереотипными старушками — чаще это сильные и волевые женщины. Такой яркий образ, например, она создала в драме «Фамильные ценности», сыграв бывшую артистку.

В копилке актрисы со временем появились и другие успешные проекты: сериал «Молодёжка», фильм «Шахматная королева» и популярный семейный проект «Семья Светофоровых». Каждая из этих работ демонстрировала её неизменное мастерство и любовь к профессии.

Ольга Николаевна продолжает активно работать в театре и оставаться востребованной в кино. В феврале 2021 года она появилась в детективе «Некрасивая подружка. Чёрный кот», который транслировался на телеканале ТВЦ, исполнив роль Ирины Эльдаровны. Также в мелодраме «Врачебная ошибка» она сыграла яркую, хоть и небольшую роль Анны Петровны.

В 2022 году должен был выйти мистический фильм «Пассажиры. Последняя любовь на земле», где Ольга снималась вместе с Анной Чиповской, Кириллом Кяро и Сергеем Гилёвым.

— Я слежу за собой, поддерживаю физическую форму, в умеренных дозах занимаюсь спортом. Дома у меня стоит велотренажёр, качалка для пресса — каждый день уделяю время мышцам. Слежу за питанием — не отказываюсь от вкусненького, но и стараюсь не увлекаться. И не жалею денег на косметику, на уход за лицом, — говорит Науменко.

Фото: Ekaterina Tsvetkova/globallookpress.com

Фото: Ekaterina Tsvetkova/globallookpress.com

В 2023 году актриса приняла участие в биографической драме «Раневская», рассказывающей о жизни и творческом пути великой советской актрисы Фаины Раневской. Создатели картины не ставили целью передать строгую историческую точность, что позволило добавить в фильм элементы художественного вымысла. В проекте Науменко сыграла Ольгу Садовскую, известную артистку Императорских театров. В сериале её героиня предстала в инвалидном кресле, что было отражением реальных проблем с передвижением, с которыми Садовская столкнулась в последние годы своей жизни. Главную роль исполнила Мариэтта Цигаль-Полищук.