Соловей в неволе не поет : горькие минуты в жизни Муслима Магомаева

Прощание с Народным артистом СССР Муслимом Магомаевым состоялось на сцене, где он дал свой первый сольный концерт. На двух экранах менялись фото, звучал его уникальный голос.

Муслим Магомаев замолчал, когда был еще молодым мужчиной. Ушел со сцены и ограничил контакты с миром.

Он резко сократил количество своих концертов, едва ему исполнилось сорок лет. При этом породил множество слухов о проблемах то ли со здоровьем, то ли с властью.

Во время 90-х он мог стать в Азербайджане директором любого театра, Министром культуры. Но быть чиновником он никогда не хотел.

А вот певец, который считал Муслима своим конкурентом Полад Бюльбюль Оглы в конце 80-х стал Министром культуры Азербайджана. Вечный конкурент Муслима, Полад такого успеха добиться не смог. Он заявил, что содержать такую махину, как оркестр Магомаева для республики слишком дорого. Урезал финансирование, и Магомаеву пришлось распустить музыкантов.

Он остался один. На него навалилась усталость. Но зрителям всегда казалось, что Магомаев поет, как дышит. И это дается ему просто. Но это было не так. Артист всегда страшно волновался перед выходом на сцену.

Этот универсальный певец заставлял всех верить в то, что и оперный певец может петь эстрадные песни

В начале 90-х он принял решение уйти на покой. Магомаеву казалось, что его голос не звучит так, как раньше. Хотя ни один профессионал, ни один друг ему этого не говорил. То, что он стал петь хуже, решил только он сам.

В 50 лет он вообще пропал. Никаких концертов, никакой общественной деятельности. Изредка он появлялся на больших государственных концертах, и это было настоящим чудом для его поклонников. Но квартиру покидать не любил и не хотел.

“Конечно, мне приятно, когда люди сетуют на то, что я рано, дескать, ушел. Когда они опечалены моим отсутствием. Но было бы хуже, если бы они говорили: “Да сколько же еще можно петь?”
Муслим Магомаев.

Это случилось в марте 1963 года. В Москве открылся Дворец Съездов. В новом, пафосном строении в стенах Кремля дали возможность блеснуть талантами каждой республике СССР.

Магомаеву был всего 21 год. В ложе Кремлевского Дворца Съездов в тот вечер сидела Министр культуры Екатерина Фурцева, которая воскликнула: “Наконец-то у нас появился настоящий баритон!

На следующий день ему предложили пройти прослушивание в Большом театре. Но он подумал и отказался от лестного предложения. А на самом деле Магомаев не хотел положить свою жизнь на служение высокому искусству, и честно признавался в своих интервью, что поет как соловей, только когда на душе хорошо и светит солнце.

Он действительно был баловнем судьбы. Ему сказочно везло. Рядом все время находились мощные люди, оказывающие его таланту огромную поддержку.

И мало кто знал, что будучи ребенком, он пережил предательство самого главного в жизни человека. Собственной мамы.

Молодая Айшет Ахмедовна, чтобы не таскать малютку за собой и вместе с ним не вести кочевой образ жизни, оставила его дяде с тетей. С едой все было плохо. А там семья была довольно состоятельная и они жили в достатке”. Из рассказа Юрия Магомаева, племянника Муслима.

Отец Муслима погиб за две недели до Победы, а мать была эксцентричной актрисой и жила своими концертами, моталась по гастролям и очень хотела еще раз выйти замуж.

«Мама всегда кочевала по городам России, никогда подолгу не работая ни в одном театре»

Маленький сын оказался не у дел. Он рассказывал, как он был обижен на мать. Когда Айшет приняла решение отдать сына на воспитание бабушке и дяде, она считала, что делает для ребенка благо. У него появится настоящий дом, хорошая школа, им будут заниматься.

Вскоре Айшет еще раз вышла замуж, и тоже за актера. А в новой семье родилось двое детей. Сын Юрий и дочь Татьяна. Но Муслима она к себе не забрала. И уехала в Мурманск.

«Несмотря на то, что дядя был человеком высокопоставленным, меня не баловали. У меня были игрушки, нормальные условия для учебы и занятий музыкой, но — никаких излишеств»

Когда Магомаев стал уже знаменитым артистом, он навещал ее. Всегда готов был дать деньги, устроить лечение, зла на нее никогда не держал. Но теплых отношений не было, и быть не могло.

Про папу и маму Муслима мало кто знал, но все знали про его дядю, старшего брата отца Джамала Муслимовича Магомаева, который был заместителем Председателя Совета Министров Азербайджана. Муслим рос в очень обеспеченной семье, но стать мажором высокопоставленный дядя ему не позволил.

Упор в воспитании был сделан на развитие очевидного музыкального таланта. Профессиональные репетиторы, лучшие инструменты, лучшая школа — у него было все.

Как-то в Баку приехал Большой театр, и могущественный дядя организовал ему прослушивание у оперной примадонны. Но, как он ни старался, вердикт был суров: голос хороший, но не более того.

Интересно, что думала эта дама через 10 лет, когда Магомаев стал абсолютной звездой и кумиром миллионов граждан.


В семье были против ранних выступлений Муслима из-за риска потерять голос

Первый раз Муслим женился когда ему было всего 18 лет. Его избранницу звали Офелия. Она была дочкой члена Академии Наук.

Бабушка Муслима была против раннего брака, даже спрятала паспорт внука. Но он был горячим парнем и повел возлюбленную в ЗАГС просто назло всем близким. Своего жилья у молодоженов не было. Они стали жить с родителями юной Офелии. Муслиму не хватало денег, чтобы снять отдельное жилье и не зависеть от семьи супруги. Не заладились отношения и с тещей.

Магомаев устроился в ансамбль песни и пляски Бакинского военного округа. Стал неплохо зарабатывать, было очень много гастролей, что его очень радовало. Но брак Муслима трещал по швам. Дома ему было плохо.

Вскоре его переманили в филармонию в городе Грозный, обещав квартиру и сказочные гонорары. Но Грозненские чиновники от культуры слово не сдержали. Квартиры не дали, денег он получал очень мало. Впервые в жизни молодая семья перешла на кильку и черный хлеб, которые раньше не ела.

Офелия, не привыкшая к бедности, быстро сбежала обратно к родителям. Выяснилось, что она беременна. Вскоре Офелия родила единственную дочь Муслима — Марину. И они развелись.

__________________________

После успешного выступления Муслима Магомаева в его первом сольном концерте 10 ноября 1963 года приглашения выступать следовали одно за другим.

10 ноября 1963 года Муслиму было плохо. От напряжения у него кружилась голова, весь покрывался холодным потом. Он боялся увидеть пустые кресла в зале. В тот день был его первый сольный концерт в концертном зале имени Чайковского. Через три композиции все его страхи улетучились. Вместо шестнадцати он спел 23 песни.

Уже выключили свет, унесли рояль, а люди не уходили из зала. Стояли и продолжали хлопать. И он попросил рояль вернуть. В то время артисты на советской эстраде походили на монументы без никаких лишних движений. Юный Магомаев вел себя как Элвис Пресли. Он просто не понимал, что делать так нельзя и заражал всех сумасшедшей энергией.

Не успел Магомаев прийти в себя после этого триумфа, как его послали на стажировку в Италию в знаменитый театр Ла Скала. Он мог стать мировой звездой и жить в Европе.

В 1966 году он выступил в Парижском зале “Олимпия” и ему сразу предложили годовой контракт и описали блестящие перспективы на много лет вперед. Но он не мог предать свою страну с одной стороны, а с другой, боялся за родственников, прими он такое решение. Для него это было сродни бегству, которое он считал позором.

Он любил свою родину. А родина одной рукой давала награды, а другой звонкие оплеухи.

В конце 60-х Магомаев чуть не сел на скамью подсудимых. К нему обратился ушлый концертный администратор из Ростова-на-Дону, который убедил его помочь нищей филармонии еле сводящей концы с концами. Спасти филармонию, по его словам, могли только десять сольных концертов Муслима Магомаева.

Ему дали тройную ставку, убедили, что все законно. Но вскоре он оказался в кабинете следователя и его обвинили в участии в левых концертах, мошенничестве и нетрудовых доходах. Он категорически отказывался возвращать гонорары и виновным себя не считал. После этой истории его выслали из Москвы в Баку. Запретили эфиры на радио и телевидении.

Фурцева заступаться за него не стала, а спас его Юрий Андропов, который затребовал артиста на торжество в честь КГБ.

В последние годы жизни ему нужна была только его любимая жена — Тамара Синявская. Она создала для него такую атмосферу, в которой ему было легко и спокойно.

Резкое ухудшение здоровья произошло в начале июня 2008 года. Тамара не могла поверить, что любимому человеку осталось жить совсем немного. Но не прошло и полгода, как она принимала соболезнования и прощальные слова.

После прощания в Москве гроб с телом Муслима Магомаева ранним утром прибыл в Баку.

Гражданская панихида состоялась в Бакинской филармонии, которая носит имя деда певца, тоже Муслима Магомаева. Выдающийся дед и выдающийся внук — это особое феноменальное явление природы.