Он стал по-настоящему народным артистом. Но за одну роль его часто ругали зрители.
Олег Басилашвили — имя, хорошо известное не одному поколению ценителей театра и кино. Яркие и запоминающиеся работы во многих культовых фильмах сделали Басилашвили по-настоящему народным артистом.
Однако за этой славой и успехом стоит непростая судьба, полная драматических поворотов, трудных решений и сломанных надежд. Путь от сына из интеллигентной семьи до признанного мастера сцены был для Басилашвили тернистым.
В детстве Олег Басилашвили обожал свою строгую бабушку
Олег Басилашвили родился в Москве в сентябре 1934 года в семье с богатыми интеллигентными корнями. Его отец был архитектором, мать — доктором филологических наук, автором научных работ о Пушкине. Со стороны отца предки были грузинскими крестьянами, но дедушка получил образование и стал полковником в армии. А бабушка по материнской линии воспитывалась в епархиальном училище, так как вся её семья состояла из священнослужителей.
Главной в семье Басилашвили была именно бабушка Ольга Николаевна — настоящая хозяйка дома, властная и бескомпромиссная. Как вспоминает Олег Валерианович, он очень любил её. Бабушка воспитывала его довольно своеобразно. Однажды за то, что мальчик из мести спрятал ключи соседки, она наказала внука очень сурово. Как рассказывает сам Басилашвили: «Молча взяла полотенце, намочила его под краном и выдрала внука как сидорову козу. А попутно объяснила, что воровство — грех». Этот урок запомнился актёру на всю жизнь.
Таким было детство будущей знаменитости — в строгих, но любящих руках семьи с богатыми традициями. Казалось бы, ему суждено было пойти по профессиональным стопам родителей. Но судьба распорядилась иначе…
Пережил голод в войну и плохо учился в школе
Когда началась Великая Отечественная война, семья Басилашвили, как и многие москвичи, эвакуировалась из столицы. Они оказались в Тбилиси, где поселились во дворе университета. Но и там свирепствовал страшный голод.
«Еды не было никакой. У меня даже туберкулёз открылся, потом, правда, его как-то залечили», — вспоминает актёр. Чтобы хоть как-то обмануть чувство голода, Олег с друзьями ел недозрелые плоды с деревьев в университетском парке.
Когда семья в 1943 году вернулась в Москву, Олег поступил в школу № 324. Но и там дела у Басилашвили не заладились. Он был очень плохим учеником, получал одни двойки, особенно по математике. Когда на экзамене в 10-м классе Олега спросили о соотношении катета и гипотенузы, он ответил: «Хорошее».
Такие вот испытания выпали на долю будущего великого актёра в детстве и юности. Но судьба явно хранила его для большого поприща. И скоро вся страна узнает имя Олега Басилашвили…
Отец отказался помогать Олегу из-за «неправильной профессии»
Родители видели своего сына в технических профессиях. Отец настаивал, чтобы Олег поступил в политехникум или на физмат. А мама мечтала, что он пойдёт по её стопам и станет учёным-филологом.
Но юношу тянуло к творчеству. Он обожал театр, смотрел все спектакли МХАТа. Под этим влиянием Олег стал участвовать в театральной самодеятельности. А потом с первого раза поступил в Школу-студию МХАТ, где царила строгая дисциплина и кипела напряжённая работа с утра до ночи.
Когда отец Басилашвили узнал о решении сына стать актёром, он пришёл в ярость. По его мнению, эта профессия была не мужским делом: «Мужчина подкрашивает губки, глазки и выходит на сцену. Омерзительно! Ему уже за 40, а он все мальчиков играет. Что это такое?!». Отец пообещал никогда не помогать сыну в его актёрской карьере. Но Олега это не остановило. Он твёрдо решил идти к своей мечте, несмотря ни на что.
Скрывал от родителей свой роман с Татьяной Дорониной
В студии МХАТа Басилашвили по-настоящему влюбился в свою однокурсницу Татьяну Доронину. Но он тщательно скрывал свои чувства, боясь родительского запрета на отношения. Лишь однажды Олег привёл любимую в гости к родителям.
А поженились влюблённые, никому не сказав ни слова, во время поездки на съёмки в Казахстан. Пока Таня снималась в фильме «Первый эшелон», Олег приехал к ней со студенческой бригадой. И там сыграли скромную свадьбу в узком кругу друзей.
Конечно, родители потом всё узнали и устроили скандал. Но им ничего не оставалось, как смириться с выбором сына. Молодожёнам выделили маленькую комнату в родительской квартире.
Совместная жизнь Олега и Тани оказалась тяжёлой — у каждого был сложный характер, они постоянно конфликтовали. «Я метался между двух огней — то туда, то сюда, и не знал, как быть дальше», — признавался актёр.
Чтобы избежать постоянных семейных скандалов, молодые Басилашвили отправились работать в Сталинградский театр. Но и там им было неуютно: «Три месяца походили по сцене перед пустым зрительным залом и попросили, чтобы нас отпустили», — вспоминает Басилашвили.
Тогда супруги перебрались в Ленинград, на родину Татьяны Дорониной. Их приняли в труппу Театра Ленинского комсомола. Но вскоре главный режиссёр ушёл в другой театр.
Мучился от комплекса неполноценности и стал известным в начале 1960-х
Поначалу в БДТ везло только Татьяне — ей сразу стали давать главные роли, и она блистала в спектаклях. А Олег играл лишь эпизоды, мучаясь от комплекса неполноценности. Но со временем его заметил главный режиссёр театра Георгий Товстоногов и стал давать интересные роли. Так актёрское мастерство Басилашвили расцвело в полную силу.
Настоящая театральная слава пришла к Басилашвили после спектакля «Ещё раз про любовь» в 1964 году. Там он блистательно сыграл роль неудачника-учёного. А через несколько лет воплотил на сцене образ Хлестакова в гоголевском «Ревизоре».
После этого главный режиссёр театра Георгий Товстоногов стал активно приглашать актёра на ключевые роли. Так Басилашвили сыграл дядю Ваню в чеховском спектакле, Мольера в одноимённой постановке и многие другие яркие образы.
В кино Олег Валерианович дебютировал ещё ребёнком в эпизодической роли. А первой заметной работой стала роль белогвардейца Лахновского в фильме «Вечный зов». Самыми популярными киноработами актёра стали Самохвалов в «Служебном романе», Андрей Бузыкин в «Осеннем марафоне», граф Мерзляев в «О бедном гусаре замолвите слово».
Зрители ругали Басилашвили за роль Самохвалова
Съёмки в культовой комедии «Служебный роман» стали для Басилашвили настоящим экспериментом. По его словам, больше половины фильма — чистая импровизация актёров. Сцены снимали сразу, без репетиций, иногда даже с бумажками с текстом в руках.
«Это позволило нам развязаться, почувствовать ту внутреннюю свободу, которая нужна была для этого фильма. Это огромная заслуга режиссёра Эльдара Рязанова», — признаётся артист.
Но многие зрители были возмущены поведением героя Басилашвили — подлого карьериста Самохвалова, который предаёт свою возлюбленную. После выхода картины актёр получил массу гневных писем от публики.
А в 2005 году 71-летний Басилашвили блистательно сыграл Воланда в телесериале «Мастер и Маргарита». Несмотря на разницу в возрасте с литературным персонажем, актёр великолепно воплотил этот мистический образ.
Несмотря на огромную популярность, сам актёр порой испытывал чувство стыда за свои работы в кино.
«Я испытывал чувство стыда — за то, что я был так не интересен на экране. Но есть и такие старые картины, которыми можно и нужно гордиться, под которыми я бы с удовольствием подписался», — признаётся Басилашвили.
Тем не менее, его актёрский талант был высоко оценён критиками и зрителями. Олег Валерианович стал лауреатом Государственной премии за роль в фильме «Осенний марафон». Он не раз получал высшую театральную премию «Золотая маска», а также был удостоен звания «Народный артист СССР».
В 2019 году имя великого актёра было увековечено на Аллее звёзд в Санкт-Петербурге. Так Олег Басилашвили получил признание не только публики, но и профессионального сообщества.
Развелся с Дорониной и встретил любовь всей жизни
Брак Олега Басилашвили и Татьяны Дорониной продлился 16 лет — со студенческой скамьи и до 1970 года. Но со временем их отношения испортились. Причиной стали сложные характеры супругов, взаимные претензии и обиды, которые накапливались годами.
Как вспоминает сам Басилашвили, Татьяна Васильевна со временем перестала видеть в нем интересную личность. Она нашла другое окружение, общение с которым ей нравилось больше. А рабочие разногласия только усугубили ситуацию.
«Постепенно жена начала от меня отдаляться — не только в личном плане, но и в понимании принципов театральной работы, а также в общих взглядах на жизнь», — признавался актер.
После развода Басилашвили долгое время оставался холостяком. Его часто называли плейбоем — он был очень популярен у женщин. Однако со временем Басилашвили устал от бездумной холостяцкой жизни. В начале 1970-х на ленинградском телевидении он познакомился со своей второй женой Галиной Мшанской. Она была дочерью известной оперной певицы Ольги Мшанской и сама работала на телевидении.
В браке с Галиной у Басилашвили родились две дочери. Новая супруга создала для актера атмосферу домашнего уюта и стала его главной опорой.
«Мы прожили вместе уже очень много лет, у нас две дочери, и я могу сказать только одно: наш дом согрет Галиным теплом. Я за ней как за каменной стеной», — тепло отзывается Басилашвили о жене.
Несмотря на все жизненные трудности, этот брак оказался крепким и счастливым. Галина поддерживала мужа в самые сложные моменты, в том числе после тяжелой автомобильной аварии в начале 2000-х. Их союз продолжается уже почти 50 лет.
Сначала испугался отцовства, а потом души не чаял в дочках
Отцовство поначалу напугало Олега Валериановича. В одном из интервью он признавался: «Признаюсь, испытал отчаяние и ужас, когда узнал, что жена беременна. Для любого мужчины появление ребенка — большая травма, ведь это накладывает серьёзную ответственность».
Басилашвили объяснял свой страх тем, что теперь ему придётся расстаться со свободой холостяка и взваливать на себя заботы о детях. «Ну, а как же? Прежде человек бегал легко и свободно, а тут вдруг ребенок. И ты оказываешься связанным по рукам и ногам. Это же рабство!» — говорил артист.
Действительно, первые годы родительства стали настоящим испытанием для супругов Басилашвили. Часто не хватало денег даже на еду и одежду.
«Это были самые счастливые, хотя и очень трудные годы, — вспоминал Олег Валерианович. — Денег нет, жратвы никакой, штаны приличные и те отсутствуют. Ночами замачиваешь подгузники и пеленки, потом стираешь их, потом гладишь с двух сторон…»
Но, несмотря на все сложности, Басилашвили позже назвал те времена «самыми счастливыми». А страхи по поводу отцовства, видимо, со временем прошли. Во всяком случае, о своих дочерях актёр всегда отзывается с нежностью и любовью.
Знает свои недостатки наизусть
За свою актёрскую карьеру Олегу Басилашвили довелось сыграть немало отрицательных персонажей, которые запомнились зрителям. Среди таких работ — роль подхалима Самохвалова в культовой комедии «Служебный роман», Воланда в экранизации «Мастера и Маргариты», а также офицера-белогвардейца Арнольда Лахновского в многосерийном фильме «Вечный зов».
Однако и в реальной жизни у артиста бывают проявления не самых позитивных черт характера.
«Например, часто взрываюсь по пустякам и всегда не там, где надо, или поведу себя вдруг как-то неадекватно. Бестактность иной раз могу совершить, причем в момент совершения не понимаю, что это бестактность», — признавался сам Олег Валерианович.
По его словам, близкие люди страдают от этого больше всего. Но, несмотря на вспыльчивость и сложный характер, Басилашвили обладает упорством и несгибаемой жизненной силой. Эти качества проявились в полной мере в 2002 году, когда актёр попал в серьёзную автомобильную аварию и получил перелом таза.
«Меня преследовали адские боли. Но я не сдавался. Каждое утро заставлял себя вставать с постели и ходить — сперва по палате, потом по коридору. Это была настоящая пытка!» — вспоминал Басилашвили. Но благодаря силе воли актёр сумел восстановиться и вернуться к работе в театре.
Отказывается от ролей и хотел бы прожить жизнь по-другому
Последний на данный момент фильм с участием легендарного актёра вышел в 2019 году. С тех пор Олег Валерианович практически не снимается в кино. По его словам, многие роли приходится отклонять из-за плотного графика работы в театре:
«Как правило, съёмки в кино совпадают со спектаклями, а мне по душе именно театр. Также мне не нравится большинство предлагаемых сценариев, я считаю их низкосортными».
В 2019 году вышла книга мемуаров Олега Басилашвили под названием «Палата No26: Больничная история». В ней актёр рассказывает о своём детстве, родителях, работе в театре и кино. А также делится мыслями о том, как сложилась его судьба:
«Если бы всё вернуть, я бы попытался освоить мастерство актёра не потом, а в студии МХАТ… И потом, если человек не знает философии, он не может быть актёром. Я очень многое вначале упустил»
Несмотря на славу и успех, у Басилашвили есть сожаления о некоторых моментах в его биографии. И, возможно, кое-что он сделал бы по-другому, если бы представился шанс. Но миллионы зрителей обожают его и блестяще сыгранных им персонажей — такими, какие они есть.