Екатерина Великая в кино. Одно из лучших воплощений российской императрицы на экране принадлежит Светлане Крючковой. Ее Екатерина II разительно отличается от кукольных образов правительницы из современных сериалов.
Кадры из фильма. Все скриншоты сделаны специально для статьи
В годы Перестройки режиссер Виталий Мельников (1928-2022), по сути, живой классик советского кинематографа, создатель фильмов «Начальник Чукотки», «Старший сын», «Отпуск в сентябре» и др., задумал историческую кинотрилогию «Империя. Начало».
По разным причинам, первым снятым фильмов в трилогии стала картина «Царская охота» (1990), идущая второй по хронологии. Позже Виталий Вячеславович поставит картины «Царевич Алексей» (1997), посвященный эпохе Петра I, и «Бедный, бедный Павел» (2003) о времени правления сына Екатерины Великой – Павла I.
Кадр из фильма
Двухсерийная «Царская охота» поставлена по одноименной пьесе Леонида Зорина и повествует о поимке графом Алексеем Орловым авантюристки Княжны Таракановой – молодой иностранки, которая в екатерининские времена, путешествуя по Европе, выдавала себя за дочь покойной императрицы Елизаветы Петровны.
В отличие от не имеющей никакого отношения к Романовым Екатерины Второй, эта дамочка называла себя внучкой Петра Великого, а значит, имела куда больше прав на российский престол.
Пьеса Зорина неоднократно ставилась на отечественной сцене. Один из самых известных спектаклей вышел в 1977 году в Театре имени Моссовета. Главные роли сыграли Леонид Марков и Маргарита Терехова, а в роли Екатерины II предстала будущая Народная артистка СССР Людмила Шапошникова. Позже Людмилу Викторовну сменила Валентина Талызина.
Валентина Талызина в роли Екатерины II. Фото начала 90-х
Графа Алексея Орлова и Княжну Тараканову в фильме 1990 года сыграли Николай Еременко-младший и Анна Самохина. В духе времени их история любви проиллюстрирована весьма откровенными сценами.
А ключевую роль Екатерины II режиссер Виталий Мельников отдал своей постоянной актрисе – Светлане Крючковой, которую он снимал в картинах «Старший сын», «Женитьба», «Уникум» и «Выйти замуж за капитана». По сценарию артистка и ее героиня почти ровесницы – Светлане около 40 лет, императрице – 46 лет.
Кадр из фильма
За техническую сторону съемок отвечал супруг Светланы Крючковой – Юрий Векслер, постоянный оператор Виталия Мельникова.
Чтобы вжиться в роль, Светлана Крючкова брала уроки верховой езды, хотя до этого обходила лошадей стороной. А еще актриса научилась имитировать настоящий немецкий акцент, с которым всю жизнь говорила на русском языке Екатерина II.
Кадр из фильма
«Царская охота» вышла на экраны в декабре 1990 года, и это был не лучший период для советского кино, и уже тем более для фильмов про стародавние времена. Расцвет видеосалонов и засилье чернухи в кинотеатрах, оставили достойную картину без зрительского внимания. Даже раздетая Анна Самохина не помогла привлечь зрителей.
Кадр из фильма
Зато работу Светланы Крючковой оценило профессиональное сообщество. Актриса получила «Нику» за роль второго плана в фильмах «Царская охота», «Оно» и «СВ. Спальный вагон», а в мае 1991 года стала Народной артисткой РСФСР.
По мне, Светлана Крючкова – лучшая Екатерина II в отечественном кино. Самая органичная. Ее героиня одновременно величественная и в то же время распутная. Умная правительница и хитрая интриганка в одном лице.
Юлия Снигирь в сериале «Великая» и Марина Александрова в сериале «Екатерина». Кадры из сериалов
Екатерина Светланы Крючковой именно императрица на экране, тогда как Марина Александрова или Юлия Снигирь (ничего против них не имею, обе хорошие актрисы) в современных сериалах больше похожи на куклы, на которых напялили неестественные платья и парики.