Светлана Смехнова. Принцесса не ставшая королевой

 

Всему миру уже давно известно, что красивее русских женщин нет на свете.

Всему миру уже давно известно, что красивее русских женщин нет на свете. С достопамятных времён русские женщины похищаются заезжими ловеласами и увозятся в свои свояси для улучшения породы и для утехи душевной и радости очезримой.

Наш советский кинематограф выдал на гора такое количество красавиц, что не хватит электронной бумаги для того чтобы запечатлеть все их имена.

Много проявилось на нашей киноплёнке ярких красавиц, широколицых, дородных, пышащих формами и статью в 50-е годы. Но вот пришли 60-е, и стали появляться красавицы более утончённые, под джазовый и твистовый стиль шестидесятых. И вот появились в нашем кинематографе актрисы таинственно-инопланетянских внешностей, актрисы с какой-то «не нашей» и одновременно с только нашей красотой.

Анастасия Вертинская, Нонна Терентьева, Ирина Азер, Елена Коренева, а позже Вера Глаголева, Наталья Трубникова, Татьяна Паркина, невероятная Елена Метёлкина. К отряду подобных актрис-инопланетянок относилась и Светлана Смехнова.

Таким актрисам трудно было доверить играть доярок и передовиц производства. Под них с трудом находились роли. Многие из них так и остались актрисами одной роли в кино. Судьбы почти у всех весьма непростые.

Светлана Фёдоровна Смехнова родилась на Арбате в 1950 году. Мама у нее была оперная певица, а папа – композитор. Детство её прошло в районе арбатских переулков, знаменитой Собачьей площадки и Сивцева Вражка. Светлана уже в пять лет была очень красивой. И как-то раз её на улице заметила ассистентка режиссёра документальных фильмов и маленькую Свету стали снимать в назидательных сюжетах в киноальманах 50-х годов, что-то из серии «Спички – детям – не игрушка», «Переходим улицу только на зелёный свет».

Кадр из фильма "Комитет девятнадцати".

Кадр из фильма «Комитет девятнадцати».

В начале школьных лет счастливое детство у нее закончилось, потому что родители развелись и маленькую Свету отдали в интернат. Только на выходные Светлану мама забирала домой. Отец, который очень её любил, виделся с ней нечасто, потому что его новая семья этого не желала. Как она сама вспоминала, что встречи с отцом были законспирированные. Он её отвозил в другой район Москвы, где они свободно гуляли и вели долгие беседы о жизни. У мамы произошло несмыкание связок и ей пришлось расстаться с карьерой певицы. Она пошла работать ассистентом режиссёра на Мосфильм.

Жизнь Золушки в интернате была очень трудная у Светланы, но по-своему закалила её характер. Наконец пришёл день и мама забрала её из интерната и выпускные классы Светлана училась в обычной школе. Правда, это трудно было назвать полноценной учёбой, потому что большую часть времени Светлана проводила в мажорных молодёжных компаниях своих сверстников. Там были дети мидовских работников, и дети наших партаппаратчиков. Заграничная музыка, танцы и иностранные вещи. Школу окончила с трудом, потому что было много прогулов. На вопросы директора школы: «Где ты всё время пропадаешь?», – Светлана отвечала: «По музеям с подружкой ходим. Самообразовываемся».

Кадр из "Таёжной повести"

Кадр из «Таёжной повести»

К семнадцати годам Светлана расцвела и блистала такой необычной красотой, что на неё стали обращать внимание режиссёры. Она нередко заезжала к маме на работу. Первый кто оценил её и пригласил в серьёзное кино был никто иной как Григорий Михайлович Козинцев. Десятиклассницу Светлану Смехнову он пробовал на роль Корделии в знаменитом «Короле Лире». Типаж актрисы очень впечатлил видавшего виды великого мэтра. Козинцев очень хотел снимать юную актрису. Но худсовет не утвердил её на эту роль. В принципе это было логично. В глаза кидался очевидный возрастной провал дочерей Лира. Светлана актрисам Э. Радзине и Г. Волчек скорей годилась в дочери, чем в сёстры. Позже Юрий Ярвет, с которым актриса всё же пересеклась в кинофильме «Комитет девятнадцати», рассказал ей, что Козинцев потом сильно жалел, что не поборолся за нее и не смог подобрать ей другую роль в своем фильме. И когда мама Светланы спросила у Козинцева, которого встретила в коридорах Мосфильма, стоит ли её дочери заниматься актёрской деятельностью, то Козинцев ответил, что пожалуй, только этим и стоит заниматься, и ничем больше.

После окончания школы она поступала в щукинское училище, которое было у нее в двух шагах от дома, но провалилась. И вот её плачущую у входа в «Щуку» увидел молодой режиссёр Вячеслав Никифоров. Он оторопел от удачи. Это было именно то что ему нужно. Он в муках искал актрису на главную роль «Берег принцессы Люськи» по произведению легендарного Олега Куваева. Режиссёр легко уговорил Светлану сниматься, и вместе со сценарием вручил ей билет в Минск.

Фильм получился очень душевный. Светлана в нём смотрелась очень органично, хотя конечно было видно, что играет начинающая актриса. Но типаж получился – глаз не оторвать…

Кадр из фильма "Берег принцессы Люськи". 1969 год

Кадр из фильма «Берег принцессы Люськи». 1969 год

Потом на Светлану обрушились роли в кино. Это были небольшие роли, но яркие. «Маленький школьный оркестр», где она сыграла музыканта-контрабасиста и где музыканты задорно лабают джаз на музыку Таривердиева, «Урок литературы», где она снималась в родных арбатских дворах. Был фильм «Веселое волшебство» с ролью Василисы Прекрасной (и она там действительно была прекрасной), короткая, но запоминающаяся роль комсомольской активистки Л. Ластиковой в фильме «Жди меня, Анна». В этом фильме актриса играла в дуэте с Олегом Янковским. Была главная роль в фильме «Сестра музыканта».

Василиса Прекрасная. Фильм "Веселое волшебство". 1969.

Василиса Прекрасная. Фильм «Веселое волшебство». 1969.

Маленький школьный оркестр. 1969

Маленький школьный оркестр. 1969

И только после этого Светлана поступила во ВГИК на курс С. Герасимова и Т. Макаровой. О строгости наших мэтров, ревниво относившихся к съёмкам в кино своих учеников, уже написано немало. Многим самовольщикам подобные отлучки с учёбы стоили потерей места в театральных ВУЗах. Светлана пока училась у таких строгих учителей отлучилась в кино только два раза. И оба раза по величайшему благоволению педагогов. Первый раз С. Герасимов отпустил Светлану к Савве Кулишу, которого очень уважал, в фильм «Комитет девятнадцати». Да и роль была у Светланы была главная, на ней строился фильм, и сам фильм был политический госзаказ. Отказать было трудно. Второй раз великие учителя Светланы отпустили её в свой фильм «Дочки-матери», где Светлана играет дочь героини Макаровой, в паре с Л. Удовиченко. Обе роли были хорошие, но никак их нельзя назвать визитной карточкой актрисы.

 С. Смехнова и Л. Удовиченко. "Дочки-матери" 1973 г.

С. Смехнова и Л. Удовиченко. «Дочки-матери» 1973 г.

"Комитет девятнадцати". 1971 г. Главная роль.

«Комитет девятнадцати». 1971 г. Главная роль.

Примерно в тоже время, когда снимались «Дочки-матери», Андрон Кончаловский приступил к съёмкам «Романса о влюбленных». Увидев на Мосфильме Светлану, он был просто поражён, до какой степени она подходит на роль главной героини его фильма. Кончаловский упросил С. Герасимова отпустить Светлану на съёмки. А вот Т.Ф. Макарова была непреклонна: «Те, кто хочет шляться по студиям и валяться в постелях у режиссеров, пусть сейчас же встанут, выйдут отсюда и забудут мастерскую Герасимова». В итоге звёздная роль у Светланы сорвалась во второй раз. А ведь работа в этом фильме могла стать для неё хорошим трамплином в будущее.

Впрочем, отказом Т. Макаровой двигало и её почти материнское чувство к Светлане. Она её искренне любила, часто зазывала к себе в гости на чай, брала на всякие светские рауты. Светлана тоже любила Тамару Фёдоровну и не хотела портить их дружеские отношения своим непослушанием. Тамара Макарова боялась, что на съёмках обязательно возникнет роман между ней и Кончаловским, и знала, что происходило с девушками попавшими в его любовные сети. Мать Светланы полностью поддержала Макарову в оценке качеств Кончаловского.

Но любовь уже стояла на пороге. Светлана к своим двадцати четырём годам созрела для неё вполне. Она влюбилась в однокурсника, тоже герасимовского студента Драгана Благоевича, сына военного атташе Югославии. Молодые люди очень быстро поженились, и стали жить в семье Драгана. Родители подарили машину на свадьбу. Вскоре у молодых супругов родился первенец Михаил.

Окончив институт Драган засобирался на родину. Он обещал, что Светлана там не останется без работы. Ей пришлось выучить сербский язык и вскоре она уже полноценно играла в театральных постановках.

Актриса вспоминала, что она снялась в нескольких югославских фильмах у местных режиссёров, а в одном из них – фильме «Тернистый путь» даже сыграла главную роль. Но следов этих фильмов что-то пока не обнаружилось. В основном у нее была работа в театре, где часто постановщиком был её супруг.

Таёжная повесть. 1979 г.

Таёжная повесть. 1979 г.

Наверно звёздный час Светланы Смехновой наступил в 1979 году. Именно тогда известный режиссёр Владимир Фетин начал снимать свою знаменитую «Таёжную повесть». Половина фильма уже была снята, а на роль главной героини еще не нашли актрису. Главным кандидатом была Елена Коренева, но у нее были другие съёмки, и она тянула и не приезжала к Фетину. В конце концов режиссёр, скорей всего по аналогии похожести типажа вспомнил про Смехнову. Очень было трудно выписать её из Югославии. Но Светлана хорошо понимая, что такой шанс упускать нельзя, сама много сделала чтобы приехать в Выборг, где шли съёмки фильма. Её не остановили ни ревность мужа, ни тяжелые формальности оформления виз и проч.

Поразительно, но в этом фильме как-то отыгралась ситуация с «Романсом о влюбленных». Только теперь вместо Е. Кореневой с Евгением Киндиновым играла Светлана Смехнова. Судьба вернула должок. И еще судьба подарила ей другого замечательного партнёра, Михаила Кононова, с которым у актрисы сложились самые приятные отношения с первого часа знакомства. Играть с ним было высшее наслаждение, как вспоминала актриса.

"Таёжная повесть". С. Смехнова и М. Кононов. 1979 г.

«Таёжная повесть». С. Смехнова и М. Кононов. 1979 г.

Кто читал само произведение В. Астафьева «Царь-рыба», тот знает, что образ Акима в книге немного иной, более простой. Кононов же дал образ русского человека, несущего высокие моральные ценности, свойственные русской народной душе. Виктор Астафьев увидев фильм был в восторге от этого кононовского образа, совершенно не возревновав его к своему произведению. Светлана Смехнова сыграла свою самую известную роль в кино. Михаил Иваныч Кононов считал роль Акима своей лучшей ролью в карьере. Особенно она была ему важна в плане перезагрузки дико раздражавшего его образа Нестора Петровича Северова.

Впрочем, об этом фильме, и о его съёмках, о режиссёре В. Фетине, надо писать отдельную статью…

Светлана Смехнова сразу после фильма вернулась в Югославию и на долгие годы погрузилась в театральную жизнь. Иногда играла по три спектакля в день. Жизнь с мужем постепенно становилась для нее большой обузой. Она воспитывала двоих детей, играла в театре, и тосковала по родине. Скучала по маме и Тамаре Фёдоровне Макаровой. В Москву она приезжала один раз в год, и сразу бежала к Т. Макаровой делиться впечатлениями. Умирая, великая наша актриса ждала её: «Где же моя Светочка?». Но на её похороны Светлана приехать не смогла.

В конце концов актриса в середине 90-х годов окончательно вернулась в Москву. В самое бескиношное время. К тому же её уже практически все забыли как актрису. Сын к этому времени уже вырос и вёл самостоятельную жизнь. А дочь по югославским законам осталась с отцом. Из-за этого Светлане приходилось на 3 месяца в год приезжать в уже бывшую Югославию, чтобы находиться с дочерью.

Впрочем роли в кино всё же появились. В 1998 году она снялась в фильме «Война окончена. Забудьте…». В 2000-е годы она снялась в фильмах «Леди Босс», «Стилет», «Знахарь». Последним фильмом стал фильм Вячеслава Никифорова «Капитанские дети» , у которого она дебютировала почти за 40 лет до этого в «Береге принцессы Люськи». Вот такая ирония судьбы. С 2008 года актриса в кино больше не снималась.

2003 год. Фильм "Стилет".

2003 год. Фильм «Стилет».

Интересно, что дочь Светланы Настя стала балериной. Когда-то сама С. Смехнова мечтала о балете, и вот её мечту осуществила её дочь. Несколько лет назад муж Светланы Драган на свои средства поставил фильм по Достоевскому «Кроткая», где главную роль играет их дочь Настя. Фильм привозили в Россию на один из фестивалей, но широким показом он не пошёл.

Светлана Смехнова-Благоевич . Такая она сейчас.

Светлана Смехнова-Благоевич . Такая она сейчас.

Сейчас, накануне своего семидесятилетия, одна из красивейших актрис отечественного кино живёт в Москве на съёмной квартире. Живёт одна, много гуляет. Иногда участвует в творческих встречах со зрителями. Живёт той жизнью, какая ей нравится. Как она однажды сказала: «Мне как и моему другу Мише Кононову, не нравится быть на виду. Это меня не вдохновляет. Я люблю одиночество».

Актриса весьма стойко перенесла годы безвестия, и её никогда не тяготили думы о непротопанных «красных дорожках» и несбывшейся всенародной славе. Она не сетует на судьбу. Но всё могло ведь сложиться по-иному, и при более удачном раскладе Светлана вполне могла стать большой звездой нашего кинематографа. Почему-то немного грустно от того что это не произошло.