Анна Каменкова впервые вышла на съёмочную площадку в пятилетнем возрасте и с тех пор не представляла себя без актёрской профессии. Сегодня, в 72 года, она продолжает активно сниматься, играть в антрепризных спектаклях и работать на дубляже.
Со стороны её жизнь кажется идеальной — успешная карьера, стабильный брак, взрослый сын. Однако сама актриса признаётся: за пределами сцены и кинематографа её судьба никогда не была безоблачной.
Детство, озарённое любовью и омрачённое потерей
Анна родилась в 1953 году, и её ранние годы наполнены тёплыми воспоминаниями. Она до сих пор хранит в памяти образ матери — тот особый свет, что наполнял комнату с её приходом, и неповторимый аромат. Хотя мама ушла из жизни, когда девочке было всего девять, Анна успела почувствовать себя самым счастливым ребёнком на свете. Таким же беззаботным было детство её старшей сестры Ольги.
Родители Анны познакомились в непростое время. Отец, Семён Абрамович Гуревич, преподавал русский язык и литературу, а мама, Ольга Александровна, была его студенткой. Их роман начался в 1944 году, когда девушка задержалась у педагога за книгой и осталась из-за комендантского часа. Несмотря на 15-летнюю разницу в возрасте, она не смогла устоять перед его харизмой и талантом. Вскоре Ольга узнала о беременности. Не рассказав родителям, она уехала в Алушту, где родила дочь. Семён Абрамович случайно узнал о ребёнке и, будучи человеком чести, сразу забрал возлюбленную с малышкой. В 1953 году на свет появилась Анна.
По словам актрисы, мама боготворила отца, а он скорее позволял себя любить. Погружённый в собственные мысли, он мало интересовался окружающим. При этом его лекции в Институте повышения квалификации собирали аншлаги. Ольга Александровна берегла супруга от бытовых хлопот, поэтому о её страшном диагнозе — онкологии — он узнал случайно. Семён Абрамович мобилизовал всех знакомых, нашёл лучших врачей, но время было упущено. Мамы не стало, когда Анна отдыхала в пионерском лагере. Отец не взял дочь на похороны, за что она позже была ему благодарна — в её памяти мама осталась живой.
После смерти жены Семён Абрамович усыновил обеих дочерей, но их детство было необычным. Отец водил Анну в театр, кино, на выставки, но совершенно не интересовался её внутренним миром. Девочка донашивала мамины вещи, болтавшиеся на ней мешком, а отец этого не замечал. Однажды на день рождения он подарил ей коробку из-под обуви с мальчиковыми ботинками. Несмотря на это, она любила его безмерно и тяжело пережила его уход.
Случайный дебют и осознанный выбор пути
Первый актёрский опыт Анны состоялся благодаря её собственной инициативе. Пятилетняя девочка часто гуляла с мамой у фонтана в сквере Революции, где однажды заметила мужчину, просившего детей декламировать стихи. Маленькая Аня долго наблюдала, а затем подошла и заявила, что тоже знает стихи. Ассистент режиссёра (им и был незнакомец) разрешил ей выступить.
Вскоре их пригласили на пробы в Минск, где из множества кандидаток выбрали именно Аню. Так она дебютировала в главной роли в фильме «Девочка ищет отца». Мама взяла отпуск и целый год провела с дочерью в белорусских лесах на съёмках — тот период Анна до сих пор вспоминает как сказочный. За эту работу она получила свою первую кинопремию за детскую роль на II Международном кинофестивале в Аргентине.
Родители отдали дочь в студию художественного слова во Дворце пионеров, а в 12 лет она уже выходила на сцену Большого театра в роли русалки. Именно тогда в ней зародилась мечта стать актрисой. После школы Анна поступила в Щепкинское училище, во время учёбы выходила на сцену Малого театра, а получив диплом, пришла в Театр на Малой Бронной, где встретила будущего мужа.
Любовь длиною в жизнь: союз с Анатолием Спиваком
До знакомства с супругом у Анны не было серьёзных романов — лишь лёгкие увлечения. Она с восхищением наблюдала за игрой Анатолия Спивака в «Зелёной карете», но не решалась проявить инициативу. К тому же он был кумиром многих женщин и знал об этом.
Анатолий проявлял внимание к молодой коллеге, ненавязчиво помогал, но Анна не замечала его особого интереса. Переломный момент наступил, когда у неё сломался каблук. Расстроенную девушку заметил Спивак и проводил к театральному сапожнику. После этого они стали общаться чаще.
Вскоре Анна оказалась в гостях у Анатолия. Его комната в коммуналке поразила её своим убранством: роскошная антикварная мебель, множество книг, включая старинные фолианты. Хозяин расстелил на антикварном столике газету и нарезал на ней простую закуску, но для актрисы это уже не имело значения — к восхищению талантом прибавилось удивление его бытом.
Вскоре он перевёз её вещи в свою комнату на Сретенке, а в 1980 году они поженились. Он стал для Анны не только любимым мужем, но и наставником, помогая в работе над ролями и раскрывая секреты мастерства. Как признаётся актриса, в личной жизни она повторила судьбу матери — любила супруга сильнее, чем он её.
Испытание браком и обретение свободы
Анатолий, как и отец Анны, обладал авторитарным характером. Они оказались совершенно разными: она любила праздники, гостей и шумные застолья, его же раздражали суета и гам. Он не терпел иных мнений и мог стукнуть кулаком по столу. Возможно, эта нетерпимость и стала причиной её увлечений на стороне, хотя, по словам актрисы, она никогда не переходила грань.
Однажды Анна так увлеклась, что призналась мужу и ушла к другому. Однако не смогла преодолеть привязанность к супругу. Он отпустил её физически, но эмоционально она оставалась зависима. Уже утром она вернулась. Анатолий обрадовался и пообещал измениться. Обещание он сдержал, хотя и ненадолго.
К тому времени у актрисы была успешная карьера: роли в «Молодой жене», театральные успехи, признание режиссёров. Но она мечтала о ребёнке, а беременности заканчивались выкидышами. В 33 года Анна снова забеременела. Врач в консультации сказала, что ничего не выйдет, и выдала направление на аборт. Анатолий, видя слёзы жены, остановил её, нашёл опытного гинеколога. Три месяца актриса пролежала в клинике на сохранении. Режиссёр фильма «Визит к минотавру» приостановил съёмки ради неё. В 1987 году родился сын Сергей.
После рождения ребёнка Анна изменилась. Она поняла, что переделывать супруга бесполезно, и начала вести «вторую», тайную жизнь. О муже она сообщала лишь то, что нельзя было скрыть. Поглощённый театром и постановками, он не замечал её поздних возвращений. После репетиций она спешила в автошколу — хотела получить права и машину. Накопила на автомобиль сама, втайне от мужа, объясняя это нежеланием лишних споров.
Кульминацией её «секретной жизни» стала постройка дома. Тайно от супруга Анна купила участок и возвела дом. Анатолий узнал обо всём лишь на этапе отделки и подключился к работе, хотя так и не понял радости жены. Зато она наконец получила место, где могла принимать подруг — в городской квартире из-за мужа это было невозможно.
Так и живут Анна и Анатолий уже почти полвека. Вместе, но словно в параллельных мирах, которые, вопреки законам физики, всё же пересекаются. Их история доказывает: иногда для сохранения семьи нужно не только единство, но и личное пространство.