Терпела измены Збруева и скрывала страшную правду о дочери: трагедия Людмилы Савельевой

Людмиле Савельевой уже 83 года, но в памяти миллионов она навсегда останется юной и нежной Наташей Ростовой из эпопеи «Война и мир». Слава пришла к ней всего в 18 лет — тогда девушке казалось, что её жизнь всегда будет такой же яркой и интересной. Но впереди её ждало немало испытаний: предательство мужа, тяжёлая болезнь дочери и горечь забвения.

Коллаж 78.ru: Russian Look/globallookpress.com, vk.com/Людмила Савельева, pexels.com, flaticon.com/Konkapp

Коллаж 78.ru: Russian Look/globallookpress.com, vk.com/Людмила Савельева, pexels.com, flaticon.com/Konkapp

Людмила Савельева стала звездой в одночасье: наутро после премьеры «Войны и мира» о ней уже грезили миллионы. Образ толстовской Наташи, созданный ею, по сей день считается воплощением женской красоты, искренности и утончённости. Но в детстве Людмила мечтала совсем о другом: она занималась балетом и даже успешно дебютировала на сцене Мариинки. И кто знает, как бы сложилась её жизнь, если бы не та случайная встреча в 1967 году, изменившая всё.

Интересно, что поначалу в юной Людмиле Савельевой режиссёр Сергей Бондарчук никак не мог разглядеть свою героиню — весёлую и жизнерадостную Наташу. Он часто просил актрису смеяться, а её то и дело хотелось разрыдаться. Возможно, это было своего рода предзнаменованием, что её жизнь, несмотря на успех, будет полна горечи и разочарования.

Детство и юность Людмилы Савельевой

Детство Людмилы Савельевой прошло в самые тёмные и тяжёлые дни блокадного Ленинграда — она родилась 24 января 1942 года, в разгар холода и голода, когда смерть ежедневно забирала тысячи жизней. Как девочке удалось выжить в этом аду, до сих пор остаётся загадкой. Сама актриса не исключает, что её спас… столярный клей — первые годы жизни она питалась практически только им одним, не подозревая, для чего он предназначен на самом деле. А когда в три года девочка она впервые попробовала шоколад, организм не смог выдержать этот «деликатес» — её попросту стошнило.

После снятия блокады и окончания войны жизнь ленинградских детей постепенно начала входить в нормальную колею. Теперь у них появились мечты, помимо одной единственной — насытиться. Люда Савельева, например, мечтала о балетной пачке и пуантах. Впервые она увидела танцовщицу в десяти лет, и её грациозные движения так впечатлили девочку, что она начала заниматься балетом дома, втайне мечтая о сцене.

К слову, в балете ей было самое место: Людмила с самого детства обладала природной грацией и пластичностью. После тяжёлых испытаний блокады, маленькая и хрупкая, она устраивала для родных настоящие выступления. Однако для того, чтобы добиться настоящего успеха в балете, ей не хватало профессиональной подготовки. Поэтому Людмила решила поступить в хореографическое училище. Бабушка, хоть и не надеялась на большой успех, поддержала внучку и отвела её в учебное заведение.

Первое испытание Савельева прошла без труда — её техника была безупречна. Во втором туре она поразила экзаменаторов, исполнив вальс и польку, которые подготовила самостоятельно. Члены комиссии никак не могли поверить, что такая юная конкурсантка обошлась без помощи хореографа. В итоге когда Людмила пришла на третий тур, экзаменаторы сразу её узнали: «А, это та самая девчонка, которая постоянно прелестно улыбается!» Все вопросы и сомнения тут же отпали, и Людмила стала ученицей легендарной «Вагановки», которую вскоре с успехом окончила.

Фото: kino-teatr.ru

Фото: kino-teatr.ru

Сразу после окончания училища Савельева, как одна из самых многообещающих танцовщиц, была принята в труппу Мариинского театра. Она оправдала все ожидания и вскоре начала исполнять ведущие партии.

А уже 1964 году Савельева впервые появилась на экранах, станцевав одну из партий в телеверсии балета «Спящая красавица». Этот момент не остался незамеченным — британский фотограф, впечатлённый талантом русских балерин, разместил фото юной Людмилы в рекламном проспекте, подписав его фразой: «Будущая звезда русского балета». А между тем именно этот снимок сыграл решающую роль в жизни Савельевой, заставив её променять блестящую карьеры балерины на кинематограф.

Карьера Людмилы Савельевой в кино

Снимок того британского фотографа однажды попал в руки Татьяны Лихачёвой, которая в тот момент занималась поиском актёров для новой экранизации романа Толстого «Война и мир» под руководством Сергея Бондарчука. Образ юной красавицы запал в душу помощнице режиссёра, ну а после того как Лихачёва увидела телеверсию балета с участием юной Людмилы, она не сомневалась — эта девушка идеально подойдёт для роли Наташи Ростовой. Татьяна предложила ей приехать в Москву на пробы, и Людмила, не раздумывая, согласилась.

Однако на самого Сергея Бондарчука Людмила Савельева не произвела особого впечатления. Вот как она вспоминала их первое знакомство спустя много лет:

Помню, шла на встречу с Бондарчуком, поднималась по лестнице, а он спускался. И как-то странно на меня взглянул, я поняла, что не понравилась ему. Вскоре узнала: он был против балерины, полагая, что та не сможет сыграть драматическую роль.

Бондарчук и правда не любил связываться с «балетными» — говорит что актрисы из них никакие. Однако время шло, сотни претенденток получали отказ, а идеальной «Наташи» всё ещё не было.

В итоге Люсю всё же вызвали на пробы в виде исключения. Однако прошли они крайне неудачно: как позже призналась сама актриса, на кастинге она была жутко скованна, забывала слова и заикалась. Бондарчук уже собирался попрощаться с очередной кандидаткой, но упорная помощница настояла, чтобы режиссёр дал Люсе второй шанс — а её саму заставила надеть костюм и парик. И вот тут случилось настоящее волшебство.

Ничего общего у меня с Наташей не было, — вспоминала актриса. — Я маленькая, белобрысенькая, глаза не чёрные, как у героини романа, а синие… И вообще какой-то гадкий утёнок… Но когда на меня надели парик, панталончики, я вдруг почувствовала себя Наташей.

Фото: Russian Look/globallookpress.com

Фото: Russian Look/globallookpress.com

Вот так и получилось, что желанная для многих роль Наташи Ростовой досталась юной и никому неизвестной балерине из Ленинграда. Однако съёмки в «Войне и мире» оказались вовсе не праздником: работа над эпопеей растянулась на целых семь лет, а темп был просто бешеным. К тому же Люся продолжала танцевать в Мариинке, поэтому постоянно моталась между городами. Нервное и физическое истощение давали о себе знать: актриса несколько раз теряла сознание прямо на съемочной площадке.

Тем не менее, Савельева и по сей день считает свою первую роль самой важной в жизни. «Она многое мне дала», — признаётся актриса. За долгие годы съёмок Людмила настолько слилась с образом Наташи Ростовой, что к концу работы едва ли не стала её точной копией

Фильм «Война и мир» Бондарчука сразу завоевал мировую популярность, вызвав настолько мощный интерес, что права на его показ были приобретены ещё до завершения съёмок. Особую известность приобрела юная актриса, сыгравшая Наташу Ростову: имя Людмилы Савельевой в те годы то и дело мелькало в американских таблоидах, во Франции девочек стали всё чаще называть Наташами в честь её героини, а в Японии и вовсе весь 1972 год был объявлен годом Савельевой.

Слава «Войны и мира» достигла своего апогея в 1969 году, когда фильм Сергея Бондарчука был награждён «Оскаром» за лучший фильм на иностранном языке. Эта награда приобрела особое значение, учитывая, что десять лет до этого в США уже экранизировали «Войну и мир», и многие критики провели между этими версиями сравнение. К тому же, у Бондарчука была сильная конкуренция: среди его соперников были Милош Форман, Марио Моричелли и Франсуа Трюффо. Тем не менее, советская картина была признана лучшей.

Сергей Бондарчук не смог присутствовать на церемонии вручения «Оскара», так как был занят съёмками своего нового фильма «Ватерлоо». В результате получать статуэтку отправилась любимица публики — Людмила Савельева.

Я была с картиной в Аргентине, — вспоминала актриса. — И вдруг мне позвонили и сказали: «Срочно вылетайте в Лос-Анджелес».

Кадры с той церемонии впоследствии стали культовыми: удивительно изящная и сияющая Людмила Савельева, облачённая в элегантное белое платье, получает «Оскар» из рук не кого-нибудь, а самого Грегори Пека. Позже актриса признавалась, что от волнения едва ли что-то понимала — девушку окружали сотни камер, а рядом с ней стояли мировые звезды, которых она до этого видела только на экране.

Интересно, что все советские актёры, приехавшие на церемонию вручения «Оскара», были облачены в наряды лучших модельеров СССР. Таково было требование министра культуры Екатерины Фурцевой — она настаивала, чтобы наши звезды не уступали западным коллегам в элегантности.

Фото: kinodaily.ru

Фото: kinodaily.ru

Но вот с платьем Людмилы Савельевой всё было иначе. Этот наряд она получила в подарок от американцев. Актриса надела его всего один раз, а больше случаев так пощеголять ей не представилось. Платье оказалось надолго забытым в её шкафу, и лишь много лет спустя она решилась расстаться с этим драгоценным подарком — просто подарила вещь подруге.

Но главное разочарование ждало Савельеву по возвращении домой: там «Оскару» почему-то не слишком обрадовались.

Поначалу все поздравляли, обрывали телефоны, но все изменилось, как только я вернулась в страну, — вспоминала Людмила Михайловна. — Меня встретили в аэропорту какие-то одинаково мрачные чиновники, сразу забрали статуэтку и буркнули, что, мол, в СССР есть свои достойные премии.

Фильмы и роли после «Войны и мира»

После ошеломительного успеха Людмила была уверена, что предложения с главными ролями будут поступать одно за другим. Однако реальность оказалась иной. Причиной тому стала, в том числе, её собственная разборчивость: после оглушительного триумфа актриса не могла позволить себе соглашаться на низкокачественные проекты или сценарии. В итоге об актрисе довольно быстро забыли.

Тем не менее, несколько значимых и ярких ролей всё-таки попали в фильмографию Людмилы. В 1970 году она исполнила роль Серафимы Корзухиной в экранизации романа Михаила Булгакова «Бег».

Её воплощение образа оказалось настолько сильным и глубоким, что вдова Булгакова, Елена Сергеевна, расплакалась прямо на премьере. А затем добавила, что Михаил Афанасьевич, несомненно, был бы рад увидеть такую интерпретацию своей героини — и эта оценка стала высшей наградой для актрисы.

В 1970 году Людмила Савельева получила шанс поработать с двумя величайшими итальянскими актёрами — Софи Лорен и Марчелло Мастроянни. По слухам, сам режиссёр Витторио де Сика, восхищённый красотой советской актрисы, решил, что именно она должна сыграть роль в его драме «Подсолнухи».

И с Лорен, и с Мастроянни Людмила моментально сдружилась. С последним их связывали долгие разговоры о русской литературе. Мастроянни признавался в любви к произведениям наших писателей, а также шутил, что его давняя мечта — сыграть Обломова, ведь ему тоже по душе проводить время без забот, лёжа на диване.

Фото: kino-teatr.ru

Фото: kino-teatr.ru

Забвение и уход из кино

В период с 1970 по 1980 годы популярность Людмилы Савельевой всё ещё была заметной, но с каждым годом её слава постепенно тускнела, а число предложений о съёмках всё сокращалось. Тем не менее, актриса успела сняться в нескольких успешных проектах, таких как «Всадник без головы», «Юлия Вревская», «Шел четвертый год войны», «Успех», «Нам не дано предугадать» и других.

Почему режиссёры вдруг стали избегать сотрудничества с Людмилой Савельевой, остаётся загадкой. Возможно, сыграли свою роль слухи о проблемах в личной жизни или о «сложном» ребёнке артистки. Как бы то ни было, в 1990-х и 2000-х годах имя Савельевой уже почти никто не вспоминал. Последней (и далеко не самой лучшей) её работой на экране стала небольшая роль врача в мелодраме Андрея Селиванова «Дочки-матери», выпущенной в 2009 году, после чего актриса навсегда ушла из большого кино.

Однако сама Людмила Савельева на забвение не жалуется. По её мнению, кино — это прежде всего пространство для молодых, к тому же ей просто неинтересны предложения современных режиссёров.

Сериалы мне неинтересны, люблю сниматься у своих режиссеров, которых я знаю, но их становится все меньше. Я бы снялась в художественной кинокартине, если бы для меня написали хороший сценарий, но никто ж не пишет, — говорит народная артистка.

Личная жизнь Людмилы Савельевой

Любовная история Людмилы Савельевой и Александра Збруева длится уже более полувека, но назвать её счастливой язык не повернётся. В Советском Союзе их считали одной из самых красивых пар, однако немногие знали, что за внешним благополучием скрывались немалые страсти.

Знакомство Людмилы и Александра произошло во время съёмок «Войны и мира», когда в соседнем павильоне шли работы над фильмом «Чистые пруды», где Збруев исполнял одну из главных ролей. Он уже был признанным кумиром зрительниц — с ошеломляющей улыбкой и обаянием, которые сделали его настоящим секс-символом. Людмила, конечно же, не смогла устоять перед этим обаянием, и между ними вскоре разгорелся страстный роман.

Пара почти сразу съехалась, а в 1967 году официально зарегистрировала брак. В том же году у них появилась дочь, и, конечно, имя для неё было выбрано сразу — в честь самой знаменитой героини Людмилы. «Естественно, я назвала её Наташа, иначе не могло быть», — вспоминала актриса.

Фото: kino-teatr.ru

Фото: kino-teatr.ru

Людмила и Александр мечтали, что их дочь последует их стопами и проявит себя в кино или на сцене. Однако девочка оказалась совсем не такой, как надеялись родители.

Что случилось с дочерью Савельевой и Збруева?

Точный диагноз дочери знаменитых актёров не афишируется, но близкие семьи и соседи утверждают, что с самого детства у неё был сложный характер, что приносило немало проблем её родителям.

Наташа с детства росла замкнутым ребенком, — рассказывали журналистам соседи Збруевых. — Почти ни с кем не дружила… Они таскали дочь по врачам. Пытались вылечить. Но, видно, не помогало…

Звёздные родители приложили все усилия, чтобы Наташа всё же получила шанс попробовать себя в кино. Девочка снялась в небольшой роли в фильме «Если верить Лопотухину», причём её игра оказалась вполне достойной. Но на этом её карьера в кинематографе и завершилась.

Кое-как поступив в университет, Наташа вскоре вдруг оставила учёбу и устроилась на работу продавщицей. Родители даже купили ей отдельную квартиру, но долго она одна не прожила: в 2005 году устроила дома пожар и едва не погибла. Кроме того, Наталье пришлось пережить личную трагедию — погиб её возлюбленный, который, как говорят, был связан с криминальным миром. После это утраты Наталья окончательно замкнулась в себе и перестала доверять людям. Особенно мужчинам — и не без причины.

В какой-то момент девушка узнала, что её звёздный отец уже много лет имеет вторую семью. Любовницей Збруева оказалась его коллега по «Ленкому» Елена Шанина — звезда рок-оперы «Юнона и Авось». Этот скандальный роман в 1992 году вылился в рождение дочери Татьяны. Правда, из своей официальной семьи Збруев так и не ушёл — устав метаться туда-сюда, он вернулся к Савельевой, а с Шаниной остался в дружеских отношениях.

Трудно сказать, что именно заставило Людмилу простить мужа, который годами чуть ли не открыто крутил роман с коллегой. Возможно, актриса решила сохранить семью ради дочери и решила жить в иллюзии, что никаких любовниц и внебрачных детей нет. Людмила постоянно подчёркивала в интервью, что у её мужа только одна семья и только одна дочь, так что о существовании другой женщины не было и речи. Более того, она категорически противостояла любому контакту Натальи с Татьяной, в результате чего сёстры так и не стали близки.

Збруев, в свою очередь, не чувствует за собой никакой вины и оправдывает своё поведение тем, что, мол, многие творческие личности не смогли избежать любовных треугольников.

Вспомните Бунина, Тургенева, Пастернака. Они жили непросто, выбирая между двух женщин, и оставались при этом порядочными людьми. Давайте не будем ханжами. Уверен, что в самой идеальной семье нет такой женщины и такого мужчины, которые ни разу не завели роман на стороне. Это не распущенность, это природа, эмоции. Да, у нас с Леной была любовь, родилась дочь Танечка, и это большое счастье, — заявляет актёр.

Фото: Photoagency Interpress/globallookpress.com

Фото: Photoagency Interpress/globallookpress.com

Збруев, однако, не упоминает, что его старшая дочь сильно обижена на него из-за романа на стороне. В 43 года Наталья пережила инсульт, перенесла длительное лечение в больнице и проходила сложную психиатрическую реабилитацию. А именитый отец даже не пришёл к ней в больницу. В редких интервью Наталья признавалась, что её отец стыдится её психического состояния и делает всё, чтобы скрыть его от посторонних.

Один раз отец даже бросил в сердцах: «Нужно вообще проверить, моя ли это дочь!» — вспоминала Наталья.

Збруев же все обвинения неизменно отрицает — он утверждает, что дочь ни разу не высказала ему ни одной претензии из-за связи с Шаниной.

Мне повезло с любимыми женщинами. Меня понимают. Ни Люся, ни Наташа, ни Лена, ни Таня никогда не упрекали меня, не устраивали сцен и разборок, — хвастается актёр.

А законную жену Збруев при каждом случае хвалит:

Люсю называют одной из красивейших женщин нашего кинематографа, но при этом она — скромный, домашний человек, который живет только интересами семьи. Она отказывается от ролей, не ходит на тусовки…

Да и сама Людмила Савельева всякий раз подчёркивает, что абсолютно счастлива в браке — как будто и не было унижений и обмана.

Чудо, что уже столько лет живу с любимым человеком, — говорит звезда.

Младшая дочь Збруева, Татьяна, в отличие от старшей, пошла по стопам своих знаменитых родителей. Она окончила ГИТИС и стала актрисой. С 2014 года Татьяна служит в театре «Ленком», а иногда даже играет в одном спектакле с прославленным отцом

Наталье же скоро стукнет 60, она ведёт очень замкнутый образ жизни — выходит из дома только в церковь, зачастую в сопровождении матери. Судя по редким фото дочери Людмилы Савельевой, которые удаётся сделать папарацци, ни красоту матери, ни обаяние отца наследница знаменитой фамилии, к сожалению, не унаследовала. По слухам, у неё шизофрения, но ни мать, ни отец, разумеется, эту информацию никогда не подтверждали.

Осенью 2024 года стало известно, что Наталья попала в реанимацию с отравлением: 58-летняя наследница именитых актёров выпила 10 таблеток снотворного. Перепуганные родители вызвали бригаду скорой помощи. К счастью, женщину удалось откачать.

Наталья Збруева в детстве/ Фото: kino-teatr.ru

Наталья Збруева в детстве/ Фото: kino-teatr.ru

В произошедшем Людмила Михайловна винит отчасти и себя, хотя утверждает, что имел место несчастный случай:

Она не пила до этого, поэтому на неё это страшно подействовало. У неё очень болел зуб, она должна была идти к врачу, потому что у неё дырка какая-то, её беспокоила боль. Не рассчитала. Сама принимала, мы не уследили.

Здоровье Людмилы Савельевой

В свои 82 года Людмила Савельева по-прежнему выглядит потрясающе. Её молодые, сияющие глаза и искренняя улыбка не оставляют сомнений — перед нами та же Наташа Ростова, полная жизненной энергии и наивного озорства. Однако здоровье актрисы всё чаще подводит её: много лет назад Людмила Михайловна вынуждена была установить кардиостимулятор, и, как она признаётся, это стало причиной её отказа от съёмок в кино.

Звезда, конечно, иногда жалуется на недомогания, но в её возрасте это вполне естественно.

80 лет за пазуху не спрячешь. И ничего от жизни я уже не жду, — рассуждает артистка. — Только здоровья. Чув­ствую себя не очень. Погодные качели, все эти перепады температур на меня очень влияют. Может, последствия блокады….

Где живёт и чем занимается забытая всеми Людмила Савельева

Савельева и Збруев живут тихо и скромно — за годы творчества они не накопили ни на особняк в Подмосковье, ни на виллу в Испании. Однако в их небольшой квартирке в центре Москвы довольно уютно: стены увешаны фотографиями и автографами знаменитостей, а шкафы заполнены подарками от поклонников.

Сама Людмила Михайловна предпочитает держаться в тени и давно уже не появляется ни на каких светских тусовках. Постаревшая «Наташа Ростова» предпочитает шумным сборищам книги и прогулки на свежем воздухе.

Фото: kino-teatr.ru

Фото: kino-teatr.ru

Дни рождения отмечать она не любит — даже на 80-летний юбилей не стала устраивать торжеств. Звезда признаётся: с каждым годом ей всё грустнее осознавать, сколько близких людей уже покинуло этот мир.