Пару дней назад я затронул тему отношений наших самых известных мастеров кинокомедии. Если кому интересно, то можете прочитать публикацию про Леонида Гайдая и Георгия Данелия.
А данная публикация посвящена Эльдару Рязанову и Леониду Гайдаю.
Все факты я взял из книг, которые были написаны либо самими режиссерами, либо о режиссерах.
Вообще, в «мемуарах» серьезные люди никогда не будут сильно критиковать других людей, которые являются своеобразными «коллегами по цеху». Это просто будет некрасиво.
Я нашел лишь несколько упоминаний двух режиссеров друг о друге.
Кого выбрать?
В самом начале своего режиссерского пути Леонид Гайдай получил от Ивана Пырьева право на выбор — на каком фильме работать. Первый вариант — работать вторым режиссером у начинающего режиссера Эльдара Рязанова на фильме «Карнавальная ночь». Второй вариант — работать у опытного, но театрального режиссера Андрея Гончарова на фильме «Долгий путь».
Леонид Гайдай предпочел работать у Гончарова, так как хотел учиться. А учиться у начинающего режиссера Рязанова не было смысла.
Совершенно серьезно
В 1961 году в альманах «Совершенно серьезно» вошло пять комедийных короткометражек. Но вряд ли многие зрители вспомнят короткометражку «Как создавался Робинзон», которую снял Эльдар Рязанов, но точно все знают короткометражный фильм Леонида Гайдая «Пес Барбос и необычный кросс».
Да и вообще, фильм «Пес Барбос» потом стали демонстрировать отдельно, так как слишком он выбивался по качеству юмора среди других комедийных короткометражек.
Шурик в горах
Первоначально сценарий фильма «Кавказская пленница» предусматривал две новеллы. Одна новелла — непосредственно про «кавказскую пленницу», а вторая новелла рассказывала про приключения Шурика в горах, где он встретил «снежного человека».
Но Леонид Гайдай решил отказаться от «снежного человека», так как несколько лет назад Эльдар Рязанов снял своего «Человека ниоткуда», который не был раскритикован только ленивым.
Чтобы не повторять участь своего коллеги, Леонид Гайдай полностью отказался от «снежного человека», которого, к слову сказать, и не было. Это всё «тройка» хулиганов подстроила.
Никулин, Вицин, Моргунов
Как все помнят, Леонид Гайдай четыре раза снял «троицу». Да и то — последнее появление в «Кавказской пленнице» уже было почти против воли режиссера, который не хотел повторяться.
Но что характерно, после выхода короткометражек «Пес Барбос …» и «Самогонщики» Юрий Никулин, Георгий Вицин и Евгений Моргунов практически одновременно сыграли в комедиях Эльдара Рязанова и Леонида Гайдая.
И если использование этих трех актеров было вполне оправдано у Гайдая в «Операции Ы», то у Эльдара Рязанова в комедии «Дайте жалобную книгу» эти три актера сразу нас относят на «первоначальный источник».
Неужели Рязанов просто решил использовать очень удачную «комбинацию» актеров?
Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика
Эльдар Рязанов был участником худсовета на этом фильме. Про фильм он сказал буквально следующее: «У Гайдая уникальное дарование, но он застопорился в развитии. И всё это из-за троицы. Эта троица раздражает».
Бриллиантовая рука и критика
На фильме «Бриллиантовая рука» Эльдар Рязанов также входил в число участников худсовета.
После просмотра отснятого материала Эльдар Рязанов заявил, что в новом фильме Леонид Гайдай перемешал несколько жанров и несколько линий. Из-за этого фильм не воспринимается. Образ Семен Семеныча Рязанову не понравился, но зато ему понравился Анатолий Папанов. Мордюкова не понравилась. Миронов — получился двойственным.
После худсоветов режиссеры вносят изменения и правки в свои фильмы. Уже на следующем худсовете Эльдар Рязанов сразу отметил, что комедия стала интереснее, но при этом заметил затянутость чуть ли не каждого эпизода. Также Рязанову не понравилась песня на теплоходе.
И уже на окончательном худсовете Эльдар Рязанов сказал, что теперь ему всё нравится. Но опять же кроме песни Миронова и его пробегам по лабиринтам улиц.
А может быть все претензии, в том числе Рязанова, высказанные на худсоветах и помогли Леониду Гайдаю сделать «Бриллиантовую руку» такой, какой мы ее сегодня можем видеть? Может быть без критики был бы совершенно другой фильм? И не факт, что он получился бы именно таким. Но вдруг фильм был бы лучше?
Сразу вспоминается мультфильм «Жил-был пёс».
— А помнишь ты меня гонял?
— Так я, это …
— Ну да, работа такая.
Действительно, на худсоветах всегда было много критики. Но, наверное, именно поэтому мы сегодня имеем то кино, которое нам нравится. Скорее всего, Рязанов действительно хотел сделать фильм Гайдая лучше, а не просто критиковал, показывая свою значимость. А вот если бы мы имели возможность посмотреть две версии, тогда можно было сделать какие-то выводы о целесообразности такой критики.
Александр Зацепин
В одном из интервью Александр Зацепин, который долго работал с Леонидом Гайдаем, подтвердил, что у Леонида Гайдая и Эльдара Рязанова были очень натянутые отношения. По его словам, Леонид Гайдай утверждал, что фильмы Эльдара Рязанова получились неплохими только благодаря очень хорошим актерам.
Ирония судьбы
В одном из последних интервью 1993 года у Леонида Гайдая спросили — что он смотрит по телевизору. И Гайдай неожиданно ответил:
— На Новый год я смотрю «Иронию судьбы».
Андрей Мягков
Как мы знаем, Андрей Мягков сыграл свои очень заметные роли в фильмах у Эльдара Рязанова. А в свой последний фильм (как оказалось, что последний) «На Дерибасовской хорошая погода … «Леонид Гайдай пригласил на главную роль «рязановского» актера, который сыграл главу мафии. Между прочим, снимал этот фильм оператор Вадим Алисов, который в 80-е годы постоянно работал с Эльдаром Рязановым.
Рязановские актеры
Когда Юрий Никулин отказался играть царя Ивана Грозного и Буншу, то Леониду Гайдаю предложили на эту роль Юрия Яковлева.
— Так он же рязановский! — сказал Гайдай, но в итоге актера утвердил. И очень даже не прогадал.
Но в то же время Леонид Гайдай запросто снимал и «рязановских актеров» — Анатолия Папанова и Готлиба Ронинсона.
Разные
Как отмечали актеры, Леонид Гайдай и Эльдар Рязанов совершенно по-разному вели себя на съемочной площадке. И если Гайдай всегда был серьезным и даже не улыбался на смешных моментах, то Рязанов вполне непринужденно смеялся, когда сыгранная сцена действительно получилась смешной.
Итальянцы
А ведь снимать этот фильм сначала попросили Леонида Гайдая. Но он отказался. Только после этого поработать с итальянцами предложили Эльдару Рязанову. Знал ли об этом Рязанов? Наверное, знал.
Кто у кого?
При просмотре комедий Эльдара Рязанова и Леонида Гайдая сразу же замечаются «повторюхи».
В комедии «Жених с того света» — смешные аббревиатуры и названия учреждений:
В комедии «Служебный роман» также на входе висят смешные таблички множества учреждений:
В «Бриллиантовой руке» мелькает Пегас:
Тот же самый конь мелькает и в «Служебном романе»:
Возможно, это просто совпадение, так как Пегас успел сняться во многих фильмах.
Если уж так смотреть, то сначала Рязанов использовал «Волгу» в фильме «Берегись автомобиля», а потом на этой же «Волге» ездили в «Бриллиантовой руке».
И сразу же вспоминается общий сюжет из фильмов «Служебный роман» и «Жених с того света». И там, и там один из персонажей (Петухов и Бубликов) сначала вроде как умер, но потом оказалось, что не умер, но деньги на организацию мероприятия уже потрачены.
Совпадение? Возможно.
***
Хотел найти общее фото Леонида Гайдая и Эльдара Рязанова на каком-нибудь мероприятии … и не нашел. Во всем Интернете таких фото нет. Но может быть плохо искал.