Здравствуйте! На днях обсуждали с вами какие жуткие дела, бесправие, развал и прочие непотребства происходят в театре Сатиры с приходом туда художественного руководителя Сергея Газарова. Полупустые залы на премьерах, снижение зарплат, выдавливание мыслящих и сильных личностей, доносительство в коллективе, раскол труппы и бесконечный ремонт, на который средства есть, а на зарплаты нет. Но вы справедливо заметили, что я преподнёс вам ситуацию лишь с одной стороны. Что, мол, хорошо бы выслушать «начальника транспортного цеха». Что ж, давайте это исправим и снова обменяемся мнениями.
Александр Ширвиндт, Александр Кибовский (бывший руководитель департамента культуры Москвы), Сергей Газаров
Александра Ширвиндта проводили в последний путь. Прошла церемония прошания. Трогательная, много было сказано добрых слов о большом актёре и человеке. Но у многих в душе пустота, ведь, казалось, он всегда рядом, что он будто на страже и следит за нашей культуры и за своим театром. Уходят великие, уходит целая эпоха настоящих артистов, живших искусством, а не, уж простите, «баблом» и «хайпом». Никак не могу принять и поверить, что Ширвиндта больше нет… А ещё многие уверены, что теперь Газаров точно потерял последний рубеж стеснения в лице Александра Анатольевича и пустится во все тяжкие в своём руководстве.
Итак, пару дней назад я привёл вам статью коллег из канала «Подковёрка», в которой ребята подробно и длинно описали происходящее в театре Сатиры. Если пропустили, то сначала прочитайте ту статью (ссылка в конце этой), и потом уже возвращайтесь к этой. Я, честно говоря, не поверил ребятам на все сто процентов. Ну не может худрук такого заметного, центрового и крупного театра, который у всех на слуху так неприкрыто лишать людей зарплат и выдавливать их, явно нарушая трудовой кодекс. Так могут поступать руководители маленьких театров на окраине, за которыми меньший контроль. И то — опасно.
Сергей Газаров на прощании с Александром Ширвиндтом поклялся у гроба все силы посвятить театру Сатиры
Я служил в таком маленьком театре с директором — царьком. Он заставлял нас репетировать днями и ночами, платил так, как его левая нога захочет и явно распоряжался финансами театра не по назначению. И стоило написать пару писем в департамент, обратиться в органы, как тут же нагрянули проверки, а его посадили на пять лет за хищения в особо крупных. И таких случаев много. Сажали руководителей театра на Беговой, Нового драматического театра, театра Джигарханяна и некоторых других. Поэтому не мог я поверить. Если бы артисты действительно так унижались и работали ночами за копейки, давно бы театр проверили.
Если, конечно, и департамент не замешан в делах худрука и не получает с этого вечного ремонта свои «плюшки». Но и у департамента есть свои начальники. Были случаи, когда артисты шли выше, и увольняли сотрудников департамента, проводили у них обыски и сажали. Да уж… будто не о культуре пишу, а о каком-то бандитском бизнесе. О каком искусстве может идти речь, когда многие лишь хотят набить карманы… Ну ладно, я отвлёкся. Возвращаемся к Газарову и театру Сатиры.
Никак не могу поверить…
Я, как и обещал вам, пообщался со своим хорошим другом, который много лет служит в Сатире. И вы знаете — общение с ним меня искренне шокировало. Говорит, что ситуация на 80 процентов именно такая, как её описала «Подковёрка». Действительно просели зарплаты. Действительно премии платят смешные за репетиции с утра до ночи и работу в выходные. Но самое страшное — это раскол труппы, ведь есть и те, кому Газаров очень нравится, кто его во всём поддерживает. Друг объяснил это тем, что артисты, которые при Ширвиндте играли вторые и третьи роли, кто лишь «скакал зайчиками» и «рос грибами» дорвались при нём до главных ролей.
Ширвиндт тонко чувствовал артистов, ему были нужны личности, с которыми можно жарко дискутировать, рождать искусство в спорах и поисках, а Газарову нужны послушные, молчаливые и податливые. И они сейчас там правят бал, они получают премии и они на первых ролях. Многие известные артисты — Добронравов, Аверин и другие ушли, больших артистов Газаров, видимо, побаиваится и не трогает, но отыгрывается на молодняке и на цехах. Цеха конкретно сократил и соединил им ставки. Там два человека могут за одну ставку работать. В общем, кромешный беспредел.
А главное — искусство страдает. Репертуар тянут старые, ещё ширвиндсткие постановки, а газаровские — мало того, что сомнительного качества, так и на половину зала играются. Зато цены на билеты поднял. Слушаю его и диву даюсь. Спрашиваю — почему в департамент не жалуетесь, не осветите проблему в СМИ? Ответ убил: во-первых, со всеми несогласными Газаров легко разбирается. Не продлевает договор или ловит на мелких нарушениях, бьёт по кошельку, снимая надбавки. Да ещё приучил своих последователей доносить. В театре уже страшно обсуждать Газарова — у стен есть уши, и сразу донесут. Он прямым текстом говорит — если кого-то что-то не устраивает, милости прошу на выход.
Более того, когда пару лет назад в Сатире менялся директор, Газаров уговорил многих сотрудников написать в департамент письмо в его (Газарова) поддержку. И теперь сотрудников (не все, но заметная часть) считают, что будет странно писать против него, ведь недавно полностью поддержали. Но страх потерять рабочее место, конечно, превалирует.
Но есть и противоположное мнение. Мнение с другой стороны. С самим Газаровым я не общался, но удалось поговорить с артистом, который полностью за него. Говорит, что в театре, наоборот, стало куда лучше, чем при Ширвиндте, а все недовольные — они просто не могут принять кого-то другого. Спектакли Газарова не хуже, они другие, а зарплаты, мол, только выросли. Да, ремонт идёт, но Ширвиндт долго его откладывал, и он необходим. Да и вообще — всё преувеличено и скандалы, описанные «Подковёркой» — это лишь мелкие недопонимания. Все работали, как и работают, а кто не хотел, тот ушёл, ещё и с выходным пособием.
Что ж, вот вам мнения с двух разных сторон. Выводы вы, мои дорогие, сделайте сами, а я лично считаю, что проверить театр необходимо. Надеюсь, мой канал читают в департаменте (почти уверен) и заинтересуются происходящим в Сатире. В конце концов, искусство действительно страдает, а значит — зритель видит спектакли, рождённые в склоках. У каждого театра есть свой куратор в департаменте, и хорошо бы хотя бы просто убедиться в том, что нарушений нет. Желаю театру процветания и творчества!