Она ум..ла сегодня на 95-м году жизни. Кто-то скажет, что пожила вдоволь.
Мол, пусть даст дорогу молодым. Это, конечно, неверно. Если человек приносит пользу обществу, пусть живёт сколько угодно. Другое дело, что мы полагаем, а Бог располагает…
А появилась Зоя Ющук на свет в 1929-м в столице нашей великой страны Советов.
Родитель будущей звезды театра и кино трудился в транспортном отделе Моссовета, и в силу того, что он занимал достаточно высокий пост, семье выделили не комнатушку в коммуналке, а целую отдельную квартиру, пусть и однокомнатную.
Меж тем, с младых ногтей Зоечке пришлось хлебнуть столько лиха, что иному не снилось. В какой-то момент был объявлен врагом народа один из ближайших родственников её отца, и последнего от греха подальше выслали из столицы на Крайний Сеевер заниматься прокладкой какого-то там пути.
В общем, в тяжелые годы Великой Отечественной наша героиня училась и чем могла помогала тылу в весьма холодных краях. Где неустроенность быта по сравнению с Москвой весьма ощущалась.
Естественно, в какой-то момент она с близкими возвратилась в родные пенаты.
Меж тем, уже где-то в пятом классе она начала участвовать в школьной самодеятельности, позднее брала уроки вокала, научилась переносить на лист бумаги с помощью карандаша и красок разнообразную натуру.
А уже лет в 15-ть она начала легко и непринужденно выходить на подиум Дома моделей.
А ведь и на самом деле, в юности Зоя выглядела просто сногсшибательно—миловидное личико, трепетность фигурки, женственность и обаятельность—могли свести с ума любого парня.
Но подиум подиумом, а и о получении настоящего образования, способного прокормить её в жизни она не забывала, в 1954-м окончив ГИТИС, а именно, факультет актёров музыкальных театров (курс Андрея Гончарова).
Что касается личной жизни нашей героини, то не сказать, что она била ключом, но и полным застоем её назвать нельзя.
А тем человеком, кому первому она отдала руку и сердце стал Георгий Зелинский. И свёл студентов режиссерского и артистического факультетов славный ГИТИС.
Замечу, что парня обожали все девчонки курса. Он являлся душой компании, да и в танцах был весьма неплох. Зое льстило внимание статного и симпатичного юноши, однако, в своих мужьях она его совсем не видела. Да и само замужество ей казалось изжившим себя видом людского сосуществования. Пока не случилось нечто, что в корне изменило её мнение по данному поводу.
В 1950-е для кое-кого не являлось секретом, что гражданин Берия рыщет в авто с шофером и телохранителем по улицам столицы и увозит к себе домой пришедшихся ему по душе дам. Помимо этого многих шантажом и запугиваньем люди из его ведомства вербовали в доносчицы.
Открытые источники
Вот и на нашу героиню чекисты вышли с предложением поработать в военной академии имени Фрунзе в качестве учителя танцев.
Благо, студентка вспомнила, что отец Георгия в командовании бронетанковых войск играет далеко не последнюю роль. И проинформировала товарища в штатском, что у неё с наследником генерала Зелинского уже намечена свадьба.
В общем, в тот раз Зою пронесло, но замуж за Жору выйти ей все же пришлось.
Они шли по жизни бок о бок на протяжении десятка лет, однако, и их любовная лодка в конце концов разбилась о быт.
Тем не менее, артистка не повесила носа и попыталась во второй раз обрести свою тихую семейную гавань. В данном случае с Валерием Ледневым, который к артистическому миру имел весьма отдаленное отношение. Ибо стоял во главе международного отдела газеты «Известия». В которой, к слову, довелось напечататься и вашему покорному слуге.
Они называли друг друга смешными прозвищами: Вал-вал и Зе-зе.
Леднев отличался заметными великодушием и чуткостью, и то и дело приходил на помощь к людям искусства, попавшим в ту или иную беду. Вспоминали, что в своё время он сделал всё возможное, чтобы не был напечатан гнусный пасквиль об известном актере Леониде Маркове, присланный в редакцию. Стоял горой он и за Владимира Спивакова, и за Ольгу Аросеву.
Меж тем, забеременела наша героиня уже переступив порог 40-летия.
Однако, до последнего момента она выходила на сцену родного храма искусств, скрывая наличие ребенка под сердцем с помощью специально сшитого для неё балахона. Мало того, она разъезжала в таком положении по городам и весям страны в гастрольную пору.
И на учет в женскую консультацию встала лишь за декаду до родов.
А ведь она была донельзя напугана вероятными осложнениями в связи с поздней беременностью, да и её участие на протяжении двух десятков лет в постановке, героиня которой умерла в мучительных родах, не прибавляло Зое спокойствия.
Хвала Богу, роды прошли без осложнений, и так как Жора не выполнил её просьбы и не ускорил в соответствующем учреждении их развод, ребенка, Серёжу, записали на Зелинского.
Кстати, брак артистки с Валерием так и не был официально зарегистрирован, однако, четверть века их совместной жизни прошли весьма насыщенно и плодотворно. Да и расставались они без шума и пыли.
Открытые источники
Что касается Георгия, то он так и не нашел себе новую спутницу жизни, и когда страшный недуг чуть ли не приковал его к постели, бывшая спутница жизни буквально дневала и ночевала возле неё.
Замечу, что Леднев отдал Богу душу в 1987-м, Георгий же пережил его на 14 лет.
Что касается творческого пути актрисы, то в состав столичного театра Сатиры, в котором играла на протяжении шести десятилетий, она влилась непосредственно после обзаведения институтскими корочками. Её успехи не заставили себя ждать и на некоторые спектакли с участием было практически невозможно достать билеты. Как, например, на постановку «Тень» по пьесе Евгения Шварца, в которой наша героиня воплотила образ принцессы.
За ней последовал ряд других прекрасных работ артистки, которой особенно удавались героини романтического плана.
А по мнению многих, буквально вознёс её на вершину славы спектакль, в основу которого положено драматическое произведение Бернарда Шоу «Дом, где разбиваются сердца».
Спустя три года после ухода товарища Сталина наша героиня открывает для себя и мир кино, мелькнув в легендарной ленте «Карнавальная ночь». А уж в лентах «Маленькие комедии большого дома», «Мужчины и женщины», «Когда море смеется» и прочих Зоя развернулась по полной программе, просто блистая своим исполнительским мастерством.
Что уж там говорить про легендарный «Кабачок 13 стульев», который со слов нашей героини, возник из-за её дурацкой привычки спорить по каждому пустяку. Как-то раз супруг-постановщик принес с работы некий сценарий и читал его с гримасой явного неодобрения.
Спутнице жизни он поведал, что его просят поработать над новой программой, которая на его взляд, совершенно пресная и явно навевающая грусть-печаль.
Однако, пробежав глазами несколько страниц, Зоя убедила его в обратном, нашла поддержку в лице хорошей знакомой, Ольги Аросевой, и представляете, женщины оказались правы на все сто.
Программа не просто выстрелила, а продержалась на телеэкранах более полуторадесятка лет.
Самой Зелинской досталась роль пани Терезы, в образ которой она искусно входила до 1980-го.
Естественно, работа в «Кабачке» сделала артистку сверхпрпулярной в Союзе, однако, вместе с тем сослужила ей дурную службу.
Ибо сосредоточившись на ней, Зоя была вынуждена говорить нет многим известным режиссером, при том что кое-кто полагал, что и на театральной сцене ей уже не сверкнуть. Тем не менее, она продолжала сверкать и там, и сям. Помимо прочего, в какой-то момент обратившись и к озвучиванию.
Ещё недавно 90-летняя Зелинская проявляла такие активность и жизнелюбие, обучая начинающих артистов, что многие просто диву давались, откуда в ней столько энергии. Ответ был один—если тебе интересно жить, никакая старость тебя не возьмёт. К прискорбию, взяла своё старуха с косой…
Зоя Николаевна, покойтесь с миром. Мы склоняем головы в минуте молчания наряду с ещё живыми артистами легендарного «Кабачка» такими, как Валентина Шарыкина(пани Зося), Лилия Юдина(Люцина), Виктория Лепко(пани Каролинка), Наталья Селезнева(пани Катарина), Владимир Долинский(пан Пепичек), Екатерина Васильева(пани Эльжбета), Антонина Живкова(пани Беата), Ела Санько(пани Ванда), Виктор Рухманов(пан Изобретатель).