В чём на самом деле был смысл поездки Данилы Багрова в Америку

Сразу проясню суть заголовка, чтобы не возникало закономерных претензий: причина отъезда Данилы Багрова в США в фильме «Брат 2» раскрывается напрямую – он едет спасать брата-близнеца своего близкого друга и бывшего сослуживца Константина Громова, заключившего контракт с американским бизнесменом для протекции от местной мафии.

В общем, Даня в своём классическом стиле едет в Америку наводить справедливость, карать преступников и спасать невинных – почти как в первой части.

Только вот меня волнует вопрос о том, а почему вообще режиссёр Балабанов внезапно решил перенести действие франшизы из России в Штаты? Всё-таки одна из особенностей первого «Брата» заключается в том самом колорите бандитского Петербурга эпохи ранних нулевых, в которую попадает наш главный герой и теперь вынужден подстраиваться под местные правила. Тогда почему столь внезапно Алексей Октябринович отправил Даню показывать американцам «в чём сила»?

«Америка – страна буржуев»

Важный момент, на котором я хочу заострить особенное внимание – это отношение непосредственного самого Балабанова к США как стране и её местному менталитету. Весьма подробно об этом рассказывала Дарья Юргенс, сыгравшая Мэрилин.

-2

Так вот, со слов артистки, режиссёр не очень-то любил Штаты, считая их «страной буржуев». К этому же мнению склонялся и исполнитель роли Багрова Сергей Бодров-младший, отмечавший, что в США царит лицемерие: в глаза тебе могут улыбаться и жать руку, а за спиной говорить совершенно неприятные вещи – такая уж культура американцев.

И от того возникает вопрос: почему он вообще поехал туда снимать второго «Брата»? Во-первых, саму Америку не особо любил, во-вторых, вести съёмочный процесс в Штатах – это колоссально дорогое удовольствие, страна «буржуев» как-никак. Просто чтобы вы понимали, бюджет первой части составил порядка 10 тысяч долларов – самые настоящие копейки, по меркам большого кино.

Зато собрал первый «Брат» около 1.3 млн. в прокате. При этом финансирование сиквела составило целых 1.5 миллиона долларов – картине едва ли удалось окупить эту сумму, так как в России она собрала около миллиона, и ещё 500 тысяч в прокате по миру.

-3

Конечно, не совсем финансовый провал, но сравнивая с первой частью, которая окупилась, на минуточку, 130 раз – это явно шаг назад. Причём я уверен, что если бы Алексей Октябринович снимал продолжение в России, то и сумма производства могла быть раз в десять меньше.

«Брат» изначально задумывался как трилогия

Полагаю, многие из вас знают, что Балабанов с самого начала планировал снять три части франшизы фильмов «Брат». Первая, очевидно, проходит в Санкт-Петербурга, вторая должна была раскрыть приключения Данилы в Москве, а уже в третьей он отправляется на путешествие в Америку.

Однако это всё ещё не особо объясняет, почему именно выбор пал на Штаты? Может, это какой-то скрытый социальный комментарий от Балабанова касательно Америки? На самом деле, не думаю, что здесь всё настолько глубоко. Алексей Октябринович, вопреки многочисленным «теориям», никогда не закладывал в «Брата» особых скрытых подтекстов.

-4

Я вам больше скажу, это кино изначально снималось с расчётом на массового зрителя, поэтому, как мне кажется, объяснение здесь гораздо проще – привлечь побольше зрителей в кинотеатры. Как-никак, для российских граждан той эпохи Америка была, как другая планета, а многие чуть ли не мечтали переехать туда жить на постоянной основе. Конечно, не все понимали, что она вообще из себя представляет, но посмотреть на Штаты хотели.

Как мне кажется, по этой причине Балабанов и решил включить США в качестве одного из пунктов путешествия Данилы – чтобы можно было заинтриговать зрителя. Ну и заодно это способствовало тому факту, что картину «Брат-2», в отличие от первой части, также показывали в американских кинотеатрах.

Такое объяснение мне кажется наиболее логичным из всех возможных, но если мы всё-таки предположим, что режиссёр хотел заложить в это путешествие особую идею, то вот вам моя вторая версия.

Данила Багров и его самоопределение

Ещё в первой части поднимается тема того, что Даня банально не может найти своего места в жизни. Он вернулся в родной дом фактически ни с чем. Мама достаточно оперативно отправила его в Санкт-Петербург к старшему брату, дабы Даня там набирался ума-разума, а заодно и деньги зарабатывал. При этом на протяжении всего фильма Багров-младший только то и делает, что выполняет указания своего брата Вити.

А чем он сам хочет заниматься? К чему стремится? Возможно, что именно в поисках ответов на эти вопросы Даня в финале уезжает в Москву, где сможет начать новую жизнь и немного понять себя. В таком контексте путешествие по Америке также должно было стать попыткой Багрова немного осознать себя. Посмотреть на совершенно другую сторону жизни, после чего с новым нажитым опытом вернуться в Россию.

-5

Правда, это предположение немного рушиться о факт того, что как таковая тема «самоопределения главного героя» вообще не затрагивается в продолжении. «Брат-2» отошёл от психологически-драматической составляющей оригинала, тем самым выделив место для зрелищного экшна, превратившись в самый настоящий блокбастерный фильм-боевик, не претендующий на особую глубину.

Возможно, у кого-то из вас есть свои версии по этому поводу? Почему вдруг Балабанов решил перенести действие фильма в Америку, прекрасно осознавая, что съёмочный процесс станет в десятки раз сложнее и дороже?

Автор: Алексей Королёв