В 60-х годах этот фильм в нашей стране стал по-настоящему культовым. На черноморские побережья Крыма и Кавказа со всей страны ринулись автолюбители для того, чтобы «дикарями» провести у моря свои отпуска наподобие героев этого фильма.
На волне такого массового паломничества к морю в середине 60-х появились первые в СССР автокемпинги, которые могли предоставить автотуристам хотя бы минимальные бытовые удобства.
Не все знают, что до появления этого популярного фильма в Московском театре имени Ермоловой уже несколько сезонов подряд шла пьеса «Дикари», которую в конце 50-х годов написал Сергей Михалков. Он же позже стал и автором сценария к этому фильму, в котором полностью повторяется сюжет пьесы.
На театральной сцене трёх «дикарей» играли: 41-летний Георгий Вицин (ветеринар Любешкин), 28-летний Николай Рыбников (Сундуков) и 30-летний Вячеслав Тихонов (дипломат Вадим).
Спектакль шёл с большим успехом, и Михалков, когда начал писать сценарий к фильму, был уверен в том, что главные роли в кино сыграют эти же актёры.
Но режиссёр Оганесян, которому были поручены съёмки, выступил против такого актёрского состава. Он убедил членов худсовета, что героев необходимо омолодить.
Из-за этого у него даже был конфликт с Михалковым, но Генрих Оганесян не сдался. Дело в том, что на момент начала работы над картиной ему самому ещё не было сорока лет. Он отлично понимал, что те звёздные актёры в фильме будут играть так же, как и в театре. И не захотят воспринимать его пожелания и указания. А он планировал эту историю снять по-своему, с молодёжным задаром и юмором.
В конце концов, Сергей Михалков с ним согласился, но поставил условие, что роль ветеринара будет играть его сын Никита Михалков.
И опять Оганесян проявил твёрдость. Никите в 1962 году, когда начинались съёмки, было всего 17 лет. Для дипломированного практикующего ветеринара он был слишком молод. И тем более в паре с 28-летней Фатеевой, которая уже была утверждена на свою роль.
Когда Оганесян представил художественному совету свой актёрский состав (Миронов, Нилов, Жариков) и их кинопробы с Фатеевой (второй исполнительницы тогда ещё не было), всех утвердили сразу на том же заседании. Кинопробы оказались вполне убедительными.
Исполнительницу на роль киноактрисы Наташи искали долго. Вначале Оганесян не хотел брать Кустинскую. По его мнению, она была слишком простовата для интеллигентного и образованного дипломата. Но другие актрисы (Дорошина, Конюхова, Дегтярёва и др.) на фотопробах внешне выглядели ещё более «по-советски», а внешность Кустинской была ближе к образу зарубежной кинозвезды, в которую бы мог влюбиться так молодой человек, как Вадим. В итоге она и была утверждена.
Первоначально комедии присвоили лишь вторую категорию. Члены худсовета, среди которых, кстати, был и Сергей Михалков, посчитали фильм несерьёзным, а игру актёров не очень профессиональной.
Но после первых двух недель проката успех у комедии оказался ошеломительным! Худсовет быстро собрался вновь и пересмотрел своё же прежнее решение, присвоив картине уже высшую прокатную категорию. Было срочно дополнительно изготовлено около тысячи фильмокопий, и комедию увидела вся страна.
Интересные факты.
1. Фильм снимали сразу в двух версиях: в обычном и широкоформатном вариантах. Но по техническим причинам делали это не одновременно, а последовательно. То есть сначала снимали сцену на широкоугольную камеру, а потом тот же дубль актёры играли второй раз для обычной камеры. Поэтому внимательные зрители, которые видели обе версии, наверняка заметили, что все эпизоды в разных версиях хоть немного, но отличаются друг от друга. Правда, широкоугольный вариант был в ограниченном прокате, и видели его немногие.
2. Сам режиссёр сыграл роль официанта в ресторане. Это не было специальной задумкой Оганесяна, он просто решил не тратить время на поиск актёра-эпизодника.
Режиссёр фильма Генрих Оганесян крайний справа.
3. Наталья Кустинская снималась сразу в двух картинах и около месяца почти ежедневно (!) летала из Симферополя в Ленинград и обратно. Позже Кустинская в шутку сказала, что менее чем за месяц, она как Гагарин облетела весь земной шар, имея ввиду преодоленные расстояния.
В 1963 году фильм занял третье место в прокате, обогнав такие знаменитые картины, как «Королева бензоколонки», «Деловые люди», «Первый троллейбус», «Молодо-зелено» и ещё четыре десятка премьерных кинокартин.