«В юности нужно «жечь» на полную катушку». Владимир Шевельков о своей бурной молодости, «звездной болезни» и романах с известными актрисами

В. Шевельков. Кадр из фильма "Сердца трех", 1992 год

В. Шевельков. Кадр из фильма «Сердца трех», 1992 год

Владимир Шевельков стал известен в 17 лет — после дебютной картины «В моей смерти прошу винить Клаву К.». В 25 – был одним из самых востребованных молодых актеров СССР. В год снимался в четырех фильмах. Да каких – одни «Гардемарины, вперед!» и «Сердца трех» свели с ума не одно поколение романтических барышень. Но звездное трио Харатьян – Жигунов – Шевельков распалось на самом гребне славы. А Шевельков вообще ушел из кино. Уходя, правда, предупредил, что вернется через 10 лет. И не обманул.

О том, чем он занимался все эти годы, почему променял шумные компании и нежных подруг на тихую семейную гавань и о многом другом, актер откровенно рассказал автору этих строк в 2006 и 2010 годах.

В день рождения актера и режиссера (8 мая ему исполняется 62 года) предлагаю самые яркие фрагменты этих интервью.

Три возраста В. Шевелькова. Фото из открытых источников

Три возраста В. Шевелькова. Фото из открытых источников

«КРЕСТНЫЙ ПАПА» В КИНО – ФИЗРУК

— Владимир, можно сказать, что ваше возвращение состоялось?

— Вполне. За два последних года как режиссер я снял 5 фильмов в рамках «Оперов» и две мелодрамы — «Там, где живет любовь» и «Любовь под надзором», критиками, кстати, оцененные, как достойные. Недавно снял психологическую драму под названием «Васильевский остров» — с Алисой Фрейндлих, Татьяной Васильевой, Игорем Шибановым… Кроме того, сам снялся в шести или семи в картинах, которые вот-вот выйдут на большие экраны.

С Екатериной Васильевой на съемках фильма "Васильевский остров. Фото из личного архива В. Шевелькова

С Екатериной Васильевой на съемках фильма «Васильевский остров. Фото из личного архива В. Шевелькова

— Если честно, вновь очутившись на съемочной площадке, не ощутили ностальгию по прежним временам?

— Ни в коем случае! Для меня начался совершенно другой этап и другой уровень понимания профессии вообще. Ведь я вернулся в качестве, в котором больше всего хотел себя видеть в кино, — в качестве режиссера. А ностальгия? Интересное было время – конец 1980-х! С одной стороны, известность, приличные гонорары, мешки писем с признаниями в любви, а с другой – развал страны, зарождение «эры бандитизма». В этот момент я и решил выскочить из профессии.

— Давайте по порядку. Вы дебютировали в кино в 17 лет. Как вы попали на съемочную площадку?

— Я считаю, что в кино я просто не мог не попасть.

— Почему?

— Я же жил на Марсовом поле, как говорили, в «бывшем елизаветинском дворце». С другой стороны был Аптекарский переулок, дом 4 – самый центр Петербурга. Метров 200 до Миллионной улицы, 50 — до Мойки, меньше километра до Летнего сада, столько же до Эрмитажа и Невского. Это такое тихое место, но в центре так называемого «золотого треугольника» города.Центровее ничего нету. Старинные столбы, вековые дома, подвалы, везде вместо асфальта булыжник…

Володя в детстве. Фото из открытых источников

Володя в детстве. Фото из открытых источников

И в моем детстве именно вокруг нашего дома все время снимали фильмы. Раз в месяц — точно! И атмосфера была соответствующая. Все время ходили «матросы» с пулеметными лентами крест-накрест, «конница» грохотала подковами… Еще во дворе рассказывали всякие киноистории. Например, у нас был один мальчик, который очень гордился, что его папаша «вчера пил пиво с Лениным». То есть снимали очередной революционно-исторический фильм, и его отец встал в очередь в пивной ларек за загримированным под Ленина Кириллом Лавровым. Попил с ним пивка и потом на каждом шагу об этом рассказывал… То есть кинематограф всегда был где-то рядом.

Мне было лет 10, когда в Михайловском саду снимали очередную картину, причем, детскую, и я туда уже пошел конкретно – чтобы взяли, но, оказалось, что для той ленты я был «переросток». Потом был набор детей на «Ленфильм», и меня опять не взяли из-за возраста… Самое интересное было потом. После школы я поступил в ЛЭТИ – ленинградский электротехнический институт. И примерно через полгода ко мне вдруг подошел наш педагог по физкультуре и предложил сыграть главную роль в фильме «В моей смерти прошу винить Клаву К.».

— ?!

— Оказывается, накануне он встречался со своим приятелем, вторым режиссером этого фильма. И тот пожаловался: мол, «прочесали» все вузы страны, не можем найти исполнителя главной роли». Спросил: «Может, среди твоих студентов есть какой-нибудь… замысловатый?» И физрук почему-то сразу вспомнил обо мне. Так я попал на «Ленфильм». Пробы шли долго, в конце концов осталось четыре кандидата. Помню, когда я всех их увидел, понял, что сниматься буду я. Это был 1979 год.

В фильме "В моей смерти прошу винить Клаву К.", 1979 год

В фильме «В моей смерти прошу винить Клаву К.», 1979 год

«ЗВЕЗДНАЯ БОЛЕЗНЬ»

— Вы знали, что «Клава К.» — снята по автобиографической повести Михаила Львовского? Вы сыграли его самого в юности, а прообразом вашего соперника Лаврика в любовном треугольнике был знаменитый поэт и драматург Александр Галич.

— Я этого не знал, но я помню, что Львовский с режиссером Ясаном постоянно скандалили по поводу каких-то сцен, что-то меняли… В тот момент я вообще мало что понимал, потому что почти сразу сильно заболел «звездной» болезнью и взлетел над реальностью.

— Как это проявлялось?

— Мне казалось, что никакое это не кино! Просто люди собрались для того, чтобы покайфовать. Все ходят, умничают, прикалываются. И все! Помню, когда впервые увидел живьем на съемочной площадке Любовь Полищук (а она уже снялась в «31 июня»), я к ней подошел и спросил, что она такая суперизвестная и суперкрасивая здесь делает. Она посмотрела на меня как на ненормального, и ретировалась…

К счастью, все прошло месяца через два. Я сел и задумался: вот закончится съемка, и что я буду делать дальше? Ведь таких, как я, снимают в одной роли и забывают, потому что вокруг много одноразовых. Я испугался! И тут мне повезло: еще не закончились съемки «Клавы К.», как Евгений Маркович Татарский пригласил меня в «Приключения принца Флоризеля».

— Чем запомнились съемки в «Приключениях принца»?

— Блестящий актерский состав — Даль, Банионис, Новиков, Дмитриев, Пуговкин, Соловей. Опять же — Любовь Полищук… Мне все очень нравилось, и вообще воспоминания самые веселые. Там есть сцена, когда я перепрыгиваю через забор со шляпной коробкой. В день этих съемок мне исполнилось 18 лет. Помню, я упал на какие-то экзотические корни сочинского дендрария, и очень сильно ушибся. Но тут вышли симпатичные девочки, подарили мне букет цветов. Потом мы отметили мой день рожденья в ресторане. Было приятно и хорошо… (Загадочно улыбается.) Еще запомнилось, как моего героя сбрасывали с высоченной лестницы задом наперед. Пришел каскадер, показал, как надо падать, чтобы не сломать себе шею. Я и летал кубарем, пересчитывая все ребра. Дублей десять! Но ничего – я был парень спортивный.

В фильме "Приключения принца Флоризеля", 1979 год

В фильме «Приключения принца Флоризеля», 1979 год

ВОСЕМЬ РАЗ ВЫГОНЯЛИ ИЗ ВГИКА

— В 1980 году вы поехали «завоевывать Москву». Во ВГИК поступили легко?

— За год я успел сняться в четырех картинах, причем, в двух – в главной роли, поэтому меня взяли сразу. Правда, потом долго выгнать не могли. (Смеется.) За все! От академической неуспеваемости на первом курсе и заканчивая тем, что я заснул на занятиях руководителя курса Евгения Семеновича Матвеева. Такого он не выдержал. До этого мне восемь раз объявляли: «Ты отчислен». И оставляли. Только на девятый выгнали. Формулировка – «за профнепригодность».

— А на самом деле?

— Ну, так вышло – не сложились у меня отношения с Матвеевым. Это сейчас, когда его нет в живых, я понимаю, что не мое дело его судить. Но у нас был конфликт. Я ведь много снимался, на занятия приходил еле живой от усталости. Но «самое ужасное» — я всегда искал правду жизни, поэтому часто попадал в нехорошие ситуации. А Евгений Семенович был очень советский человек. Он в кино играл Брежнева, а я к советской системе относился крайне легкомысленно и шесть раз пересдавал историю КПСС. Словом, умничал. Вот он и сказал, что я «могу от института отдыхать».

Самое неприятное в этой ситуации было то, что мне обязательно нужен был диплом, чтобы в армию пойти только на полтора года.

— Правда, что тогда во ВГИКе вы были самым известным актером?
— Да. Моя популярность была намного больше, нежели сейчас, например, у Евгения Миронова. Так что для меня сразу закрылись точки общественного питания, общественный транспорт. Ведь люди стали просто приставать на улицах, и даже какие-то женщины взрослые. И я начал от них бегать, носить темные очки… К Москве я привыкал года два, пока не открыл для себя законы, по которым следует жить в этом городе.

— Какие именно?

— Главный такой. Чтобы быть успешным, надо тратить все деньги, которые ты зарабатываешь, пить и веселиться. Я зарабатывал большие деньги и легко расставался с ними. Я всегда любил хорошо погулять. Когда учился во ВГИКе, я уже получал «высшую категорию» — 37 рублей 50 копеек за один съемочный день. По тем временам это были немалые деньги.

Со своей однокурсницей Натальей Вавиловой. Фото из открытых источников

Со своей однокурсницей Натальей Вавиловой. Фото из открытых источников

— На что тратили?

— На все! Например, в 1983 году, заработав на съемках в Свердловске несколько тысяч советских рублей, я поехал сниматься в картину «Европейская история» в Таллин, и там за две недели все спустил. Получил новый гонорар, и все прокутил на следующей. Куча же друзей, знакомых, те же рестораны, бары, клубы. Можно пойти одному, а можно с собой взять побольше народа.

Еще мне нравилось, что не надо тратить много времени на знакомство с молодыми и красивыми девушками. Для мужчины это важно. Мы любим быстрый контакт, быстрые и стремительные атаки. Мы могли познакомиться с кем угодно, где угодно.

— Из той «оперы», что заснул с одной, проснулся — с другой?

— И такое бывало! Практически на всех картинах тех лет мы с коллегами соревновались, кто из нас быстрей познакомится и соблазнит с незнакомку. Как только режиссер объявлял обеденный перерыв, мы тут же заключали пари. И все… Время пошло! За час ты должен уложиться. И обязательно, чтобы девушка была совершенно новая.

— Интересно, кто был чемпионом?

— Бывало, что я. (Смеется.) Я не знаю, удастся ли бумаге передать всю ту иронию, с которой я предаюсь этим воспоминаниям, но мне этого очень хотелось бы. Поймите меня правильно, это было «100 лет» назад, когда время было другое. И с нашей стороны это было не маньячество, а совершенно искренняя радость жизни. Мне тогда вообще казалось – это так естественно. Не зря же французы говорят, что секс – не повод для знакомства. Так вот тогда я с ними был вполне согласен. До того момента, пока я не понял, что хватит, надоело уже. Сегодня я живу совсем другой жизнью.

В фильме "Европейская история", 1984 год

В фильме «Европейская история», 1984 год

— Красивые романы с актрисами были?

— Конечно. Но поскольку это не только меня касается, я не имею права рассказывать тайны конкретных женщин.

— То есть можно написать: «у меня были романы с известными актрисами, но не скажу с кем».

— Можно написать, что «с очень и очень известными, но не скажу с кем».

В фильме-катастрофе "Поезд вне расписания", 1985 год

В фильме-катастрофе «Поезд вне расписания», 1985 год

ЧЕРНЕЕ «ГАРДЕМАРИНОВ» ФИЛЬМОВ НЕ БЫЛО

— Владимир, после «Клавы» к вам намертво прилип имидж романтичного героя. Не боялись, что режиссеры начнут его тиражировать?

— Эта мысль, как заноза, всегда сидела в моей голове. Больше всего я боялся, что сыграв один раз Иванушку-дурачка, буду играть их всю жизнь. Поэтому я все время менял образ, старался не застревать в каком-то одном жанре.

Например, в «Принце Флоризеле» я играл откровенно влюбленного дурака. В фильме «Признать виновным» — малолетнего ублюдка, по которому рыдает тюрьма. В «Поезде вне расписания» – обыкновенного пацана, доброго и отважного пэтэушника. Так что у меня сознательно очень разные роли, причем, на меня не похожа ни одна. Я готов был играть кого угодно — сумасшедших, уродов, фашистов… Кстати, фильм-катастофа Александра Гришина «Поезд вне расписания» для меня знаменателен еще тем, что там я «решил» проблему армии. Мне ведь было уже 25 и, естественно, я не горел желанием побриться наголо.

— Как «решил»?

— Во время съемок я получил сильное сотрясение мозга с контузией и частичной потерей зрения. Больница, другая… После этого мне сделали пневмопункцию, мозг накачали азотом и сказали: «От армии свободен!».

— А ВГИК-то в итоге закончили?

— Конечно. Но это отдельная история…

— Сейчас с кем-нибудь из однокурсников общаетесь?

— Редко. Ко мне несколько лет назад приезжал Андрей Гусев, который играл в «Розыгрыше» вместе с Харатьяном одну из главных ролей. Смешной такой – с длинной шеей. Он давно живет в Германии, там у него семья, трое детей. С нами еще Наташа Вавилова училась (тоже снималась в «Розыгрыше», «Москва слезам не верит»). Потом у Натальи случилась беда — она упала с лошади, повредила позвоночник. Ушла с головой в семью, и больше не снимается.

С Д. Харатьяном в "Гардемаринах"

С Д. Харатьяном в «Гардемаринах»

— Почему вы никогда ни одним добрым словом не упоминаете картину «Гардемарины, вперед!»? Такая актерская компания, такой оглушительный успех…

— Да потому, что (и мне уже осточертело об этом говорить!) «чернее» фильма в моей карьере не было. Именно после него я окончательно понял, что из актерской профессии надо уходить. Там все, кроме актерского ансамбля, для меня было очень плохо. По вкусу, по атмосфере, по команде… Просто, когда люди собираются снимать кино с претензией на качественную историческую мелодраму, а вместо этого снимают бутафорскую, я бы сказал, плюшевую историю, банальное детское кино, то… Предупреждать надо! Я не против хорошего детского кино, но для детей и играть нужно по-другому.

Это в моей жизни вообще единственный случай, когда мы не нашли общего языка не только с режиссером, но и со всей режиссерской группой, с операторами и даже с рабочими. Потому что все они в одной тусовке были, а я не был в тусовке. Короче, через неделю съемок я захотел оттуда сбежать. Под разными предлогами стал скрываться, притворялся больным, короче говоря, отмазывался. Мало кто знает, но в картине меня часто заменял дублер. И лишь там, где было очень необходимо, я снимался сам.

— Светлана Дружинина как-то призналась, что за свою долгую актерскую и режиссерскую карьеру она встретила всего двух людей, с которыми даже не поздоровается. «Это Жигунов и Шевельков».

— Что ж… Может, у нее был какой-нибудь кризис… жанра. Или, может, у меня. Мне кажется, что на экране все видно без комментариев.

С Аленой Хмельницкой в фильме "Сердца трех", 1992 год

С Аленой Хмельницкой в фильме «Сердца трех», 1992 год

ВМЕСТО ГОЛЛИВУДА… ЖЕНИЛСЯ

— Если «Гардемарины» самая «черная» картина, какая самая «белая»?

— Самая кайфовые были «Сердца трех» и «Сердца трех-2». По взаимопониманию, по общению, по профессионализму. Там я был счастлив! Потрясающие живописные места съемок — Крым, Индия. В Индии с нами постоянно происходили какие-то смешные и курьезные истории. Например. Вы когда-нибудь встречали «человека-собаку»? И не дай Бог! Это люди, которым в детстве специально ломают руки-ноги, чтобы они кормили свою большую семью. Просить милостыню, пугая до полусмерти прохожих, — это их основной заработок. Нам с актрисой Аленой Хмельницкой встретилось такое чудище, и мы от него бежали с диким криком через весь базар. Но «оно» не отстало, пока мы не откупились. Зато индийцы посмеялись над нами от души.

— Вы не мечтали, скажем, продолжить карьеру в Голливуде? Ведь некоторые наши актеры, режиссеры в девяностые уехали за «американской мечтой»…

— Между прочим, тогда у меня был реальный шанс уехать (говорю это без ложной скромности и без кривляния). На съемках в Венгрии в 1989 году я познакомился с двумя молодыми американскими актрисами из Голливуда (у одной был даже домашний адрес «Голливудский бульвар, дом 4»). И, помню, одна из этих девушек на полном серьезе сказала мне: «Я вижу, как ты работаешь. Думаю, что у тебя есть шанс. Поехали в Голливуд!» Она была хорошо знакома с уехавшим туда Андреем Кончаловским, многими местными знаменитостями. И не на словах – я это знал точно! Но… Как раз в это время я познакомился со своей будущей женой, поэтому всерьез к предложению не отнесся, ни к сердцу, ни к телу этих американских барышень не прижал, и они испарились из моей жизни.

— А барышня звала из альтруистических побуждений или…?

— Думаю, и так, и сяк.

— Словом, будущая жена поставила крест на Голливуде?

— Вроде того. (Смеется.)

С женой Ириной. Фото из открытых источников

С женой Ириной. Фото из открытых источников

— Расскажите о своей семье.

— Честно говоря, я не могу ничего особенного рассказывать, потому что моя жена категорически против. У нас все хорошо. Двое детей – сын и дочь. Единственное, что скажу по поводу личной жизни, так только то, что, повторюсь, я провел очень бурную юность. И тот, кто меня знает, подтвердит, что я не вру. Я жил уверенно, конкретно и… слишком регулярно. Настолько, что достаточно рано всерьез подумал: все, мне уже хватит, надо искать что-то другое. В итоге, когда мы познакомились с Ириной, мне было 27, ей — 19, и у меня была абсолютная жажда начать что-то отдавать не всем, как раньше, а кому-то одному.

— Правда, что ваша жена в прошлом известная модель?
— Ирина совсем недолго “моделировала”. Вообще-то она по образованию филолог, преподаватель английского и французского.

— Дети случайно не собираются пойти по вашим стопам?

— Посмотрим. Как отец я хочу добиться только одного: чтобы они не мусорили, не говорили неправды, не обижали маму и замечали, что хорошо, а что плохо.

В. Шевельков. Фото из открытых источников

В. Шевельков. Фото из открытых источников

ГЛАВНОЕ – КИНО СНИМАТЬ ЧЕСТНО

— В середине 1990-х вы резко перестали сниматься. Не из-за «Гардемаринов» же?

— Не было ничего «резкого» — было все по плану. Еще в 1979 году, когда снимался в «Приключениях принца Флоризеля», я уже знал, что буду заниматься режиссурой. И упорно к этому шел. Но когда началась перестройка, я понял, что в кино в ближайшее время нечего делать. А жить-то надо! Пришлось решать: либо я пойду с концертами «чесать», рассказывать, как я лихо на лошади в «Гардемаринах» скакал – стричь бабосы, либо буду искать путь, как зарабатывать деньги, не уходя из профессии. И нашел такую нишу как реклама. Стал потихоньку делать рекламные ролики, потом организовал компанию по производству видеопродукции. Снял, наверное, роликов за 1000! Причем, некоторые крутились во многих странах мира.

— Неужели по атмосфере съемок все эти годы не тосковали?

— Если честно, я очень легко прожил этот период! И только несколько лет назад, когда опять стало появляться хорошее кино, я начал понимать, что мне этого в принципе до зарезу не хватает. Тем более теперь, когда я прошел мощную рекламную школу и много чего умею. Я стал действовать.

— Значит, дальше по плану – снимать кино, и на века?

— На века – однозначно. Другое дело, что нельзя из пластилина сделать что- то на века. Если у меня будут средства на коробку пластилина, я буду лепить из пластилина, если на мрамор, значит, буду делать из мрамора. В любом случае буду делать свою работу честно.

Фото из открытых источников

Фото из открытых источников