«В кино была матерью десятки раз, но в жизни с этой ролью не справилась»: судьба «бабушки» советского кино Валентины Телегиной

Валентина Телегина за свою карьеру воплотила в кино огромное количество ярких и запоминающихся образов. В основном ее приглашали исполнять эпизодические роли. Иногда даже имя актрисы не вставляли в финальные титры.

Типаж простой «русской колхозницы» не позволил ей играть принцесс и роковых красоток. Звали ее на роли поварих, санитарок и домашних работниц.

Появилась на свет Телегина в Новочеркасске за пару лет до Октябрьской революции. Окончив школу ей без труда удалось поступить в театральное училище. На отборочных конкурса юная актриса сумела поразить преподавателей своими выдающимися способностями.

Природный талант позволил ей стать студенткой сразу второго курса Ленинградского института сценических искусств.

Валентина обожала учебу. Она охотно посещала пары и актерские тренинги. Однажды ей сказали, что Сергей Герасимов создал собственную театральную мастерскую. Телегина стала посещать не только ВУЗ, но и курсы известного педагога.

Дебютировала Телегина в кино еще до Великой Отечественной войны. Она исполнила роли в картинах “Люблю ли тебя?”, “Комсомольск” и “Учитель”.

«Дело было в Пенькове»

Эти первые шаги в большом кино дали ей надежду на прекрасное будущее, полное удивительных ролей и всенародной любви. Но судьба актрисы сложилась иначе.





После театрального института она три года проработала в театре Ленсовета. В 1941 года она присоединилась к актерскому коллективу «Балтфлота».

Летом 1941 года Телегиной дали заслуженные отпуск. Тогда она и узнала о войне. В то время другие артисты театра были на гастролях в Таллине, на острове Эзель.

Валентина оперативно собрала вещи и взяла билет на поезд до Эстонии. Через некоторое время ее занесло на территорию, подконтрольную фашистским захватчикам.

«Дом, в котором я живу»

Когда руководство театра решило поскорее увозить актеров в безопасное место, девушка абсолютно без колебаний освободила свое кресло в эвакуационном транспорте для военного. Остров она покинула фактически последней.

Половину пути она преодолела на изрешеченном вражескими пулями и осколками катере. Потом она продолжила движение на самолете. На самолете Телегина пересекала линию боевого столкновения.

И стоило ей добраться до Тихвина, как она поняла, что до безопасного места ей не доехать. Валентина решила поехать обратно в Ленинград, который на тот момент уже находился в блокаде. Из северной столицы артистов увозили в Алма-Ату.

Но в Казахской ССР она пробыла немного. Телегина записала в актерский отряд и отправилась на передовую.

«Живые и мертвые»

Валентина была не единственным ребенком в семье. Помимо нее в семье Телегиных воспитывался брат. Он был младше нее.

Родители посадили его на поезд, перевозивший детей в более безопасное место. Немцы перехватили состав, и всех пассажиров угнали в Германию.

На протяжении долгого времени Валентина считала, что ее младшего уже нет на свете. Но подросток не только остался в живых, но и отучился в фашисткой разведывательной школе.

Очень много лет под другим именем он жил в ФРГ, пока вражеских шпионов не вычислили. В 1957 году ему удалось вернутся в Советский Союз. Он нашел сестру и некоторое время жил у нее.

«Сказка о потерянном времени»

Валентина, будучи патриоткой, не могла поверить, что ее брат на самом деле не может терпеть большевиков и стал предателем родной страны.

Она пыталась вразумить его, но любые разговоры об этом заканчивались скандалами. Потом Валентина поняла, что переубедить брата невозможно и выгнала его из дома.

У Телегиной, кстати, была дочка. Она родилась спустя некоторое время после окончания войны. Кто отец девочки неизвестно и сейчас.

Есть информация, что с передовой Телегина слала письма художественному руководителю своего театра Александру Пергаменту и много рассказывала о нем другим.

«Три тополя на Плющихе»

Вероятность того, что у них был роман, довольно высокая. Но Валентина всем твердила, что отец ее дочки погиб на войне.

Вскоре Телегина перебралась в столицу и поступила на службу в Театр-студию киноактера. А еще она часто снималась в рамках киностудии Горького.

С дочкой она проводила мало времени. Сначала девочка росла в яслях, а затем в детском саду на пятидневке. В школьные годы ее нянчили соседи.

Из-за недостатка материнской заботы у девочки возник ряд серьезных проблем. Еще в школе она связалась с хулиганами. На почве этого у нее с матерью происходили ссоры. В результате девочка убежала из дома и много лет не выходила на связь.

Телегина корила себя за такое пренебрежительное отношение к дочке и очень хотела наладить с ней отношения.

«Угрюм-река»

От тяжёлых мыслей спасала работа в кино. Она играла небольшие, но запоминающиеся роли.

Мы помним её злую волшебницу в “Сказке о потерянном времени”, Федосью Ивановну в “Три тополя на Плющихе”, школьную нянечку в “Доживём до понедельника”, Варвару в “Угрюм-реке”…

Незадолго до ухода из жизни актриса начала страдать множеством серьезных недугов. Больной Телегине приходилось самостоятельно ухаживать за собой. Но о проблемах матери узнала дочь. Она вернулась домой и начала заботится о маме.

Валентна Петровна в 1979 году сыграла в фильме «Завтрак на траве».

Осень того же года она умерла.

Актрисе тогда было 64 года.