«В отличие от Михалкова, он не заставлял меня сидеть на даче и рожать детей». 20-летняя история любви Анастасии Вертинской и Олега Ефремова

— Боже мой, что происходит? — только что задремавшую на балконе номера в ташкентской гостинице красавицу-актрису, разбудил внезапный шум. Не раздумывая, она открыла дверь. — Олег Николаевич?! Как вы здесь оказались?

— Что я скажу? К чему вам знать? Скажу, что ночь, и звёзды, и луна — всего лишь фон, на котором сияете только вы! — с горячностью декламировал он монолог Сирано. Вертинская, польщённая, лишь улыбалась в ответ.

Анастасия Вертинская в фильме «Гамлет»

В 1968 году молодая актриса, которой было всего 24 года, присоединилась к труппе театра «Современник». До этого она более года играла в Театре имени Вахтангова. К тому времени она уже стала известной кинозвездой, благодаря ролям в культовых фильмах: «Алые паруса», «Человек-амфибия», «Война и мир», «Гамлет».

Гамлет и Офелия в жизни - Иннокентий Смоктуновский и Анастасия Вертинская

Анастасию Вертинскую осаждали поклонники, не оставляя ей ни минуты покоя, а в театре мужчины-коллеги не скрывали своего восхищения. Однако саму актрису увлечения на стороне не привлекали — она ещё не оправилась после болезненного развода с Никитой Михалковым. Их брак был недолгим, но успел подарить им сына Степана, а расставание стало для Вертинской тяжёлым ударом.

— Развод стал для меня настоящей трагедией, — признавалась Анастасия. — Мы сошлись, когда оба были сильными, но ещё не сформировавшимися личностями. Я не создана быть «женой гения» и не готова оставаться на вторых ролях. Моей страстью было актёрство, я жаждала этого почти фанатично. А Никите нужна была та, кто полностью посвятила бы себя ему, его интересам. Он не раз мне говорил…

Никита Михалков и Анастасия Вертинская

И вот Олег Ефремов, которому недавно перевалило за 40, не смог пройти мимо такой яркой женщины. На гастролях в Ташкенте летом 1969 года между ним и красавицей-актрисой завязался бурный роман.

Олег Ефремов и Анастасия Вертинская

К тому времени Ефремов был в третий раз женат, а его супругой была коллега по «Современнику — актриса Алла Покровская. В 1969 году они вместе снялись в картине «Свой». Их брак был зарегистрирован в 1962 году, и в этом союзе родился сын Михаил, в будущем — известный актёр. Однако позже он был осуждён за смертельное ДТП, так как управлял автомобилем сильно подшофе.

Анастасия Вертинская в фильме "Война и мир"

Алла стойко переносила романы мужа на стороне, но разводиться не собиралась, даже когда супруги стали жить отдельно. В жилище Ефремова теперь заправляла Анастасия: она переклеила обои, поменяла мебель, а позже взялась и за имидж Олега, сделав из него настоящего щеголя. Худрук плевать хотел на быт и жил исключительно театром, но благодаря Вертинской полюбил стильные костюмы и дорогую обувь. Она сильно изменила его вкусы, приобщив к моде.

Анастасия Вертинская в фильме «Человек-амфибия»

Ефремов не торопился с разводом, а тем временем, задумав постановку чеховской «Чайки», предложил Анастасии роль Нины Заречной. Чуть позже они вместе появились в фильме «Случай с Полыниным» по произведению Симонова. Влюбленные сыграли актрису из Москвы и командира авиаполка, у которых вспыхивает роман во время гастролей фронтовой бригады.

Олег Ефремов и Анастасия Вертинская

В 1970 году Ефремов покинул «Современник» и перешёл во МХАТ, а Анастасия продолжала работать в театре. Лишь в 80-м она тоже окажется во МХАТе, где вновь начнёт активно сотрудничать с Олегом, но теперь уже как с режиссёром. К тому моменту Вертинская успеет еще раз побывать замужем (с 1976 по 1980 годы её мужем был Александр Градский), а Ефремов расстанется с Покровской в 1978-м.

Анастасия Вертинская, сын Степан и Александр Градский

По словам коллеги и друга Ефремова Евгения Новикова, Анастасия Вертинская была почти его невестой — она даже ездила на театральном транспорте. Все были уверены, что их свадьба с Настей — вопрос времени. На репетициях она вела себя уверенно, будто уже стала хозяйкой положения.

Одна из красивейших советских актрис в молодости

Роман, начавшийся в 1969 году, продлится почти два десятилетия, несмотря на измены Олега. Так почему же влюбленные так и не узаконили свои отношения?

Фотография из жизни. Станислав Садальский и Анастасия Вертинская

— Главная проблема Насти заключалась в том, что она не позволяла Олегу спокойно пить, — пояснял Евгений Новиков. — Чаще всего женщины либо «испарялись», когда он уходил в запой, либо терпеливо тащили его на себе. Но Настя была другой: она заявлялась к нему и выливала водку в унитаз! Она категорически не принимала пьянства. И что в итоге? Олег снова стал появляться у Дорошиной… Затем взгляд режиссёра остановился на Ире Мирошниченко — она восхищала его не только внешним лоском, но и тем, что была потрясающей кухаркой. Однако и это не привело к свадьбе…

Анастасия Вертинская в фильме «Человек-амфибия»

Несмотря на то, что Ефремов увлекался и другими женщинами, в интервью Вертинская настаивала: их роман с режиссёром продолжался долгие годы. Два десятилетия — срок, который многим не удаётся прожить даже в браке! Актриса признавалась, что её жизнь вовсе не была усыпана розами: даже самые успешные роли давались ей с трудом. Не менее сложными были и отношения с Ефремовым — по её словам, они одновременно приносили и счастье, и страдания, оставаясь для неё подлинной любовью.

— Мучительно было то, что я никак не решалась с ним расстаться! — вспоминала Вертинская. — Любила и мучилась, постоянно разрываясь между этими чувствами… Хотя теперь, вспоминая былое, понимаю: самая сильная моя любовь — это любовь к папе и сыну.

С сыном, 1971 год

«Я всегда высоко ценила талант Олега и считала его своим наставником. Я им искренне восхищалась. Однако в то время, когда я мечтала стать его женой, он был связан узами брака. А когда он сам изъявил желание, мои чувства уже угасли. К тому же нельзя умалчивать, что Олег Николаевич злоупотреблял алкоголем. Нести такое бремя я была не готова…» — вспоминала актриса.

Анастасия Вертинская в фильме «Алые паруса»

Интересно, что многие связывают уход Анастасии Вертинской из МХАТа с конфликтом: якобы Ефремов заменил её в одном из спектаклей на другую актрису, и она, не смирившись с этим, подала заявление. Однако сама актриса объясняла ситуацию иначе. Дело было не только в этом эпизоде — она к тому моменту уже долгие годы играла в театре и жаждала перемен. В стране начиналась перестройка, ощущался дух свободы (как бы его ни трактовали), и Вертинской тоже хотелось больше творческой независимости.

Анастасия Вертинская в фильме «Мастер и Маргарита»

В театре господствовала настоящая диктатура. Хотя Ефремов любил порассуждать о демократии, на деле он не терпел никакого инакомыслия и единолично управлял всем. В какой-то момент Вертинская просто не выдержала и захотела… сбежать! Как-то раз на собрании, где режиссёр, как всегда, жёстко разносил труппу, она неожиданно выдвинула кандидатуру итальянского постановщика Стреллера, который давно мечтал поработать во МХАТе.

Анастасия Вертинская

— Почему вы считаете нас такими плохими? — возразила Вертинская. — У нас ведь нет приглашённого режиссёра… Как насчет Стреллера? Он высоко ценит и театр, и труппу. У нас одни звёзды: Смоктуновский, Лаврова, Мягков, Калягин. Если даже со Стреллером мы останемся плохими актёрами, тогда…

Вертинская (в гриме альбиноски) и Неелова в телеспектакле «Двенадцатая ночь»

Похоже, Ефремов воспринял это как личный вызов и… начал постепенно вытеснять Анастасию из спектаклей.

— Ты в курсе, что сейчас репетируют «Дядю Ваню»? — в телефонной трубке раздался смущённый голос Олега Борисова. — Вместо меня — Ефремов, а тебя заменяет Мирошниченко!

— Что?! — не поверила Вертинская. — Но почему он мне ничего не сказал? Почему всё так скрытно, за спиной? Это как-то… некрасиво.

Анастасия Вертинская в спектакле «Дядя Ваня»

В тот момент актриса с радостью подумала: «Как прекрасно, что всё сложилось не лучшим образом – теперь я могу вырваться на свободу!» Она уехала преподавать – сначала в Париж, затем в Лондон. По её словам, Олег долго уговаривал её вернуться, предлагал роли, но…

Анастасия Вертинская в фильме «Безымянная звезда»

— К тому моменту роль уже не имела значения. Я верю, что это была судьба. Всему своё время. Я ушла из театра не из-за того, что перестала любить Ефремова. Да, любовь ушла, но осталось глубочайшее уважение к нему и огромная благодарность. Он был поистине уникальным учителем. Даже в последние годы молодые актёры заслушивались его, хотя речь его стала медленной, а мысли выражались не сразу. Уже не было прежней творческой энергии, но Ефремов оставался невероятно мудрым человеком. Его мастерство было поразительным, и через профессию он раскрывал в тебе личность.

Анастасия Вертинская и Наталия Аринбасарова со своими внуками