Валентина Токарская: жизнь в квартире с видом на Кремль, плен на сцене и лучшие роли, сыгранные в Воркуте

Валентина Токарская, талантливая актриса, женщина удивительной и в чем-то трагической судьбы. В 1930-е годы она была одной из первых звезд столичного мюзик-холла. Билеты на ее выступления было не достать, о ней говорила театральная Москва на протяжении нескольких лет. Для красавиц Москвы Валентина Токарская задавала тенденции в моде.

Жила Токарская в шикарной квартире с видом на Кремль, ела в лучших ресторанах, по Москве актриса ездила на личном автомобиле, у нее были толпы поклонников. Тогда актриса и представить не могла, что ей придется переехать в небольшую комнату в Воркуте, где на спектакли ее будет сопровождать вооруженный конвой.

Родилась будущая звезда сцены в феврале 1906 года в Одессе в семье известного актера и домохозяйки. Вскоре семья перебралась в Киев, где Валентина училась в женской гимназии и занималась балетом. С 14 лет Токарская устроилась на работу – она танцевала в кинотеатрах перед началом сеанса.

После Октябрьской революции семья Токарских переехала в Ташкент, где через несколько лет актриса вышла замуж за оперного певца, а потом и сама стала петь в этом театре.

Во второй половине 1920-х годов Валентина Токарская с мужем едет в Москву, где начинает петь в коллективе, ездит с гастролями по стране, и в 1932 году попадает в труппу московского мюзик-холла. Там она, спустя несколько месяцев, стала примой.

Здесь Валентина Токарская работала вместе с Риной Зеленой, Борисом Тениным, Марией Мироновой и Сергеем Мартинсоном, а также общалась с авторами пьес для мюзик-холла Михаилом Зощенко, Ильей Ильфом, Евгением Петровым и Валентином Катаевым.

К этому времени Токарская стала настоящей звездой, ею восхищались, к ее мнению прислушивались.

После закрытия мюзик-холла Токарская поступает на службу в Театр Сатиры, где играет в пьесах «Пигмалион», «Слуга двух господ» и нескольких водевилях.





А потом началась Великая Отечественная война, и в театрах Москвы стали формировать фронтовые бригады. Валентина Георгиевна вступила в бригаду Театра Сатиры вместе с Яковом Рудиным, Рафаилом Холодовым и другими коллегами. Труппа выступала перед бойцами 16-й армии Константина Рокоссовского.

В 1941 году фронтовая бригада Театра Сатиры подпадает в окружение под Вязьмой, часть труппы погибает, а Токарскую берут в плен, и вместе с другими артистами заставляют давать концерты перед нацистами. В плену на сцене актриса провела почти всю войну и дошла с отступающими нацистами до Берлина.

Оттуда после победы актриса дошла до Польши, откуда доехала до Москвы. Там ее сразу арестовали за пособничество врагу. Потом был лагерь в Воркуте, где Токарская, по ее собственному признанию, сыграла свои лучшие роли.

Только в 1953 году после смерти Сталина актриса смогла вернуться в Москву и вновь выступать на сцене Театра Сатиры. Правда, теперь ей давали тут только эпизодические роли.

В кино Валентина Георгиевна снималась редко. В 1934 года Яков Протазанов дал ей роль в фильме «Марионетки», который принес ей всесоюзную славу. Потом были роли в фильмах «Осенняя история», «Испытательный срок», «Дело №306», «Пой, ласточка, пой», «Маленькие комедии большого дома» и других.

Брак с оперным певцом из Ташкента оказался недолгим, в конце 20-х годом Валентина Токарская знакомится со своим вторым супругом на гастролях в Баку. И этот союз оказался недолгим – ее супруга, завхоза, арестовали за махинации.

Позже актриса в Воркуте знакомится с писателем и кинодраматургом Алекссем Каплером, где он тоже отбывал наказание. В 1953 году пара расписалась, а через семь лет развелась. Потому что муж Токарской влюбился в поэтессу Юлию Друнину, на которой позже женился.

После этого актриса не выходила замуж, она прожила 90 лет и скончалась 30 сентября 1996 года.