Владимир Высоцкий: 5 кадров со съемок знаменитых фильмов

Режиссер Александр Митта и Владимир Высоцкий на съемах фильма "Сказ про то, как царь Петр арапа женил". Фото: infodays.ru

В актерском багаже Владимира Высоцкого осталось множество проб и нереализованных планов на киносъемки. Тем не менее фильмография легендарного артиста и поэта насчитывает около 30 картин, среди которых немало шедевров советского кино. Часть ролей Высоцкий получил благодаря настойчивости режиссеров, которые не представляли без него свои фильмы. Вот 5 кадров со съемочных площадок знаменитых кинолент и несколько фактов, связанных с ними.

Вертикаль (1966)

Владимир Высоцкий (слева) на съемочной площадке фильма "Вертикаль". Фото: polzam.ru

Владимир Высоцкий (слева) на съемочной площадке фильма «Вертикаль». Фото: polzam.ru

Станислав Говорухин вспоминал, что когда они с однокурсником Борисом Дуровым задумали снять фильм-поэму о горах, то начали думать – кто из бардов мог бы сочинить песни. Рассматривали творчество Булата Окуджавы, Юрия Визбора, но остановились на Владимире Высоцком. Правда, Высоцкий к тому времени ни разу не был в горах, а режиссерам хотелось, чтобы он проникся их духом. С этой целью актера познакомили с песнями альпинисткой тематики и даже убедили совершить небольшое восхождение. В те дни на пике Вольная Испания (Приэльбрусье) произошел трагический случай – погибшего альпиниста пытались снять со скалы. «Володя жадно вслушивался в разговоры, пытался понять, ради чего все это… Так родилась самая знаменитая из альпинистских его песен – «Если друг оказался вдруг…». В общем, он быстро проникся, и песни полились у него, как из рога изобилия!» – вспоминал Говорухин.

Служили два товарища (1968)

Владимир Высоцкий (слева) и режиссер Евгений Карелов (справа) на съемках фильма "Служили два товарища". Фото: mosfilm.ru

Владимир Высоцкий (слева) и режиссер Евгений Карелов (справа) на съемках фильма «Служили два товарища». Фото: mosfilm.ru

Режиссеру Евгению Карелову пришлось долго отстаивать кандидатуру Владимира Высоцкого на роль поручика Александра Брусенцова. Руководство считало, что зрители настолько прочно ассоциируют актера с его песенным творчеством, что это помешает созданию образа белого офицера. Помог Карелову легендарный Михаил Ромм, поддержавший режиссера в прениях по актерским пробам. В фильм Высоцкий попал, его роль получилась невероятно яркой и запоминающейся. Однако сам исполнитель был расстроен итогом работы, поскольку из картины вырезали несколько важных сцен с его участием.

Сказ про то, как царь Петр арапа женил (1976)

Режиссер Александр Митта и Владимир Высоцкий на съемах фильма "Сказ про то, как царь Петр арапа женил". Фото: infodays.ru

Режиссер Александр Митта и Владимир Высоцкий на съемах фильма «Сказ про то, как царь Петр арапа женил». Фото: infodays.ru

Юлий Дунский, Валерий Фрид и Александр Митта писали сценарий по мотивам неоконченного произведения Пушкина «Арап Петра Великого», изначально представляя в главной роли Владимира Высоцкого. Он же должен был написать песни для картины. Митта вспоминает, что на Ибрагима Ганнибала все-таки пришлось устроить формальные пробы. В них поучаствовало немало артистов, особенно сильными оказались сцены, сыгранные Александром Кайдановским. Но задачей режиссера было добиться утверждения Высоцкого. Митта был дружен с ним еще до съемок. По воспоминаниям группы, режиссер и артист работали слаженно и весело. И оба были одинаково огорчены тем, что фильм получился не совсем таким, как задумали в начале – песни Высоцкого в картину вставить не разрешили.

Место встречи изменить нельзя (1979)

Режиссер Станислав Говорухин, Владмимр Высоцкий и Станислав Садальский на съемках фильма "Место встречи изменить нельзя". Фото: fishki.net

Режиссер Станислав Говорухин, Владмимр Высоцкий и Станислав Садальский на съемках фильма «Место встречи изменить нельзя». Фото: fishki.net

«Подтасовкой» проб отметился и Станислав Говорухин, когда добивался утверждения Владимира Высоцкого на Глеба Жеглова. «…Я сделал на эту роль несколько проб других актеров, которые заведомо не могли тягаться с Высоцким. Начальство это очень убедило. «Конечно, только Высоцкий!» – сказали они и довольно легко утвердили его на роль», – признавался режиссер. Участники съемочной группы вспоминали, что на площадке актер был в прекрасном расположении духа, всегда собран и готов помочь коллегам. Именно с его помощью у Станислава Садальского получился столь запоминающийся образ карманника Кирпича. Говорухин попросил Высоцкого продемонстрировать шепелявящего персонажа из своих ранних рассказов. Садальский долго тренировался и на озвучивании картины у него, наконец, получилось как нужно.

Маленькие трагедии (1979)

Режиссер Михаил Швейцер, Наталия Белохвостикова и Владимир Высоцкий на схемках фильма "Маленькие трагедии". Фото: m.kino-teatr.ru

Режиссер Михаил Швейцер, Наталия Белохвостикова и Владимир Высоцкий на схемках фильма «Маленькие трагедии». Фото: m.kino-teatr.ru

«Приступая к работе над «Маленькими трагедиями» Пушкина, я решил, что Дон Гуана будет играть Высоцкий. Мне кажется, что …Высоцкий – это тот самый Дон Гуан, который и был написан Пушкиным. Он поэт и он мужчина», – говорил режиссер Михаил ШвейцерНаталия Белохвостикова, исполнительница роли Доны Анны, вспоминает, что утверждения Владимира Высоцкого ждали почти три месяца. Режиссер не хотел приступать к съемкам картины без него.

Параллельно артист работал в картине «Место встречи изменить нельзя», которая вышла на экраны в ноябре 1979 года. Премьера телефильма «Маленькие трагедии» состоялась 1 июля 1980 года. Роль Дон Гуана стала последней работой Высоцкого в кино.