Бывают такие фильмы, когда на титрах понимаешь, что хочется включить еще раз, сразу же. Вспоминаются в первую очередь черно-белые, советские. Городской романс, Я шагаю по Москве, Три тополя на Плющихе, Доживём до понедельника, Начало, Летят журавли, Дело было в Пенькове, Зося.
Вот и с «Влюбленными» у меня так же. Удивительно скупой на диалоги фильм, но смотрится на одном дыхании и боязно пропустить хоть мгновение. И не будь этих диалогов вовсе, как в немом кино – ничего страшного. Ведь всё понятно и без слов.
Один из самых чистых, искренних и нежных фильмов советского кинематографа.
«Влюблённые» (1969)
Кадр из фильма «Влюблённые», 1969 год, режиссер Эльёр Ишмухамедов
Ташкент, 60-ые. Многослойность, многогранность и многонациональность. И вместе с тем, на фоне изнуряющей жары, блеска воды в фонтанах, купающихся мальчишек в тех же фонтанах, кафе с зонтиками, скопления людей в белоснежных одеждах на улочках и узбекского гостеприимства — это простая и теплая история о дружбе и любви, разочарованиях и страшных потерях, молодости и опыте, встречах и разлуках. О жизни, одним словом.
И, наверное, во «Влюбленных» для каждого есть что-то своё, личное. Любовь к стране. Любовь к девушке. Любовь к другу. Любовь к работе. Любовь к матери. Любовь к собственной молодости. Каждый герой влюблен. В первую очередь — в саму жизнь.
Кадр из фильма «Влюблённые», 1969 год, режиссер Эльёр Ишмухамедов
«Влюбленные» словно фильм-атмосфера, фильм-воспоминание, фильм-мгновение. И каждый его кадр похож на паутинку, в которой запутался солнечный зайчик.
Выделить можно несколько сюжетных линий, тесно сплетенных между собой:
- Родин и Таня
- Рустам и мама
- Тасос и мужская дружба
Подрывник Родин (Родион Нахапетов) любит красавицу-студентку Таню (Анастасия Вертинская).
Кадр из фильма «Влюблённые», 1969 год, режиссер Эльёр Ишмухамедов
Родин как образец какого-то сдержанного мужского обожания. Страшно ревнует, устраивает драки, но на вопрос Тани, снится ли она ему, не врет и отвечает, что нет. Женщина, как известно, любит ушами. И если для Родина кроме Тани других девушек в принципе не существует, настолько сильны его чувства, то для Тани он вроде как эпизод на практике.
Таня благосклонно позволяет себя любить, иронично подшучивает и упивается вниманием и Родина, и других мужчин. Таня вовсе не плоха, нет. Просто так сложилось, что больше, чем Родин ей нравится другой человек. Другой вопрос, как такого со всех сторон положительного и влюбленного Родина можно было заменить романтиком Шухратом? А вот так. Таня счастлива здесь и сейчас, и Родин отступает в тень с болью потери и раной в душе. Два красивых молодых человека встретились, чтобы расстаться. Так бывает.
Кадр из фильма «Влюблённые», 1969 год, режиссер Эльёр Ишмухамедов
Я не виню тебя. Наверно нельзя было подругому. Когда нет настоящего, рано или поздно приходится врать. Но я не хочу так. Всё должно быть по человечески. Иначе не стоит жить! Понимаешь?
Рустам (Рустам Сагдулаев) – обаятельный Рустам (между прочим, то самый Ромео из «В бой идут одни старики») с трогательной заботой о больной матери и раной в сердце от того, что не нужен отцу. Рустам сочиняет для матери истории о теплых встречах с папой, об их разговорах, советах, которые отец дает сыну. На деле же родитель даже не помнит, сколько Рустаму лет. И когда мама умирает с просьбой, чтобы бывший супруг пришел на её похороны, а тот, конечно, не приходит, для Рустама это становится одним из самых страшных и горестных потрясений, справиться с которым отчасти помогают друзья и любовь к девушке Гузаль.
Кадр из фильма «Влюблённые», 1969 год, режиссер Эльёр Ишмухамедов
Всё пройдет, пройдет и это. И новая жизнь Рустама после потерь – как луч надежды. Как то самое счастье, которое нужно заслужить, если верить печальным теориям некоторых философов и мудрых тётушек с лавочек у подъезда.
Кадр из фильма «Влюблённые», 1969 год, режиссер Эльёр Ишмухамедов
А настоящая, классическая, преданная дружба ребят? Как в книгах. Проходит сквозь весь фильм, превращая ещё мальчишек в мужчин, в одну большую семью, где каждый находит поддержку и в горе, и в радости.
А слезы Тасоса (Карен Хачатурян) при расставании с товарищами на подножке поезда, увозящего его в родную Грецию? И не ехать невозможно, ведь там мама, сестра и манящее надеждами светлое будущее, и прощаться с самыми близкими людьми и Ташкентом, который стал родным домом – невозможно тоже.
Кадр из фильма «Влюблённые», 1969 год, режиссер Эльёр Ишмухамедов
«Влюбленные» удивительный фильм еще и потому, как он снят. Отдельные сцены просто шедевр, на мой взгляд.
Вот Родин и Таня едут по воде на мотоцикле, поднимая от тихой глади бриллиантовые брызги. Белый купальник. Крошечный островок посреди реки. Прядь волос, взмах ресниц. И такое нежное и тихое счастье, что страшно дышать, лишь бы не спугнуть.
Стремительная река с раскалывающимися о подводные камни арбузами. И непонятно, то ли арбуз навсегда испорчен, то ли жизнь Родина. Очень метафорично и напоминает какие-то древние легенды от старейшин, которые хочется передавать из поколения в поколение. А когда Рустам и Родин встречали из роддома Гузаль? Это же до мурашек.
Кадр из фильма «Влюблённые», 1969 год, режиссер Эльёр Ишмухамедов
Веришь каждому слову, каждому взгляду. И спектр чувств – от грусти до радости. И наоборот. Такие вот эмоциональные качели исключительно для влюбленных в жизнь.
В 2004 году Эльёр Ишмухамедов решил снять продолжение своего фильма и снял. Но это уже совсем другая история и говорить о «Влюблённые. Фильм второй», где рассказывается о том, что было с героями 25 лет спустя, мне не хочется.
Зато с удовольствием послушаю ваше мнение о работе режиссера образца 1969 года.