Во время съемок «Фантазий Фарятьева» режиссер запрещал Андрею Миронову пользоваться гримом

Режиссер решил сломить привычный припудренный образ Миронова — не подпускал к нему гримеров. В результате на экране видна изрытая фурункулами кожа лица актера. Почему так поступил создатель фильма — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Режиссер решил сломить привычный припудренный образ Миронова — не подпускал к нему гримеров. В результате на экране видна изрытая фурункулами кожа лица актера.-2

О чем кино

Мать живет с двумя взрослыми дочерями в одной квартире и находится с ними в непрерывном конфликте. Старшая дочь Александра только что рассталась с женихом. Вдруг рядом с ней появляется чудаковатый и неловкий зубной врач Павел Фарятьев. Признается ей в любви. Докучает бесконечными философскими теориями о смысле жизни. Мать и младшая сестра Люба заслушиваются его речами. Александре он безразличен, но девушка от отчаяния дает согласие на брак. Неожиданно появляется бывший жених. Александра уходит с ним. А Фарятьев бормочет Любе, что все рухнуло, и даже не слышит, как она признается ему в любви.

Осознала призвание

Режиссер решил сломить привычный припудренный образ Миронова — не подпускал к нему гримеров. В результате на экране видна изрытая фурункулами кожа лица актера.-3

Алла Соколова

Будущий драматург Алла Соколова в 1960-е окончила актерское отделение ГИТИСа. В московские театры ее не пригласили работать. Началось большое путешествие по стране. Она выступала в театрах Душанбе, Лиепаи, Риги. Но найти себя в профессии так и не смогла. Даже когда Соколову приняли в ленинградский Театр имени Ленинского комсомола (ныне Балтийский дом), она не получала удовлетворения от сцены. Случается, люди находят истинное призвание после 30 лет. Лишь в середине 1970-х актриса поняла, что порядок и смысл в ее жизнь вносят только листы белой бумаги, ждущие на письменном столе. Первую ее пьесу — «Фантазии Фарятьева» — поставили в Московском театре «Современник», Ленинградском БДТ и еще несколько известных творческих коллективов.

Режиссер Илья Авербах был незнаком с произведением Соколовой. В один из дней на «Ленфильме» компания киношников узнала, что их друг оператор Юрий Векслер (сын белорусского художника-постановщика Абрама Векслера) на съемках картины «Старший сын» закрутил роман с актрисой Светланой Крючковой. Она как раз играла в «Фантазиях Фарятьева» в БДТ. И друзья решили пойти в театр — не посмотреть постановку Сергея Юрского, а просто поглазеть на подружку товарища. Дальше случилось то, что случилось. Крючкова и Векслер поженились!

Авербаха же заинтересовала пьеса, которую он увидел на сцене. Режиссер встретился с драматургом и условился, что попробует адаптировать произведение для кино. Сценарий получился. В 1970-е руководство «Ленфильма» хорошо знало его философские ленты. Они не вызывали восторга партийного начальства, но в ту пору были готовы к творческим экспериментам. К тому же сценарий не подразумевал больших затрат: почти все действие происходит в одной квартире. В 1979 году началось производство картины. Кстати, о квартире. Художник Владимир Светозаров вспоминал, что у него никак не получалось сделать удачные эскизы для строительства декораций жилплощади главных героев. Авербах сказал ему: «Представь курятник, в котором живут три курицы и все время друг на друга кудахчут. И вдруг одной из них приходит в голову выпорхнуть и полететь к облакам».

Случайная встреча

По мнению многих критиков, Андрей Миронов не подходил на роль неопрятного рефлексирующего Фарятьева. На деле, Андрей Александрович в душе был человеком трагическим и ранимым. Но амплуа сложилось совершенно противоположное — фонтанирующий комедиант. Он любил внешний лоск, обожал фирменную одежду, водил BMW, курил Marlboro.

Авербах не собирался приглашать его в ленту. Они не были знакомы. Но однажды их пути пересеклись в «Красной стреле» — поезде Москва — Ленинград. Проговорили всю ночь. Наутро режиссер знал, кто сыграет Фарятьева.





Марина Неелова в 1972-м уже снималась в картине Ильи «Монолог». Играла в спектакле по пьесе Соколовой в «Современнике». Поэтому ее утверждение на роль старшей сестры было очевидным. К тому же у нее отлично получалось имитировать нелюбовь, холодность, безразличие.

Екатерине Дуровой, дочери Льва Дурова, Авербах доверил роль младшей сестры Любы. Она как раз отлично справлялась с образом влюбленной девушки, не говоря в кадре ни слова.

Воплотить на экране их мать попросили ленинградскую актрису Зинаиду Шарко.

Режиссер решил сломить привычный припудренный образ Миронова — не подпускал к нему гримеров. В результате на экране видна изрытая фурункулами кожа лица актера.-4

Вопреки имиджу

Сцены в квартире снимали в павильонах «Ленфильма», натурные — в Феодосии.

Авербах решил сломить привычный припудренный образ Миронова — не подпускал к нему гримеров. В результате на экране видна изрытая фурункулами кожа лица актера. Андрея Александровича попросили не мыть голову. Волосы превратились в подобие сосулек. Но он был рад эксперименту над собой. В Москве его хотели видеть только в ролях искрометных красавчиков. А вот в Ленинграде после роли Фарятьева, когда постановщикам открылась драматическая сторона его таланта, Алексей Герман позвал актера сыграть журналиста Ханина в ленте «Мой друг Иван Лапшин». Владимир Бортко снял его в картине «Блондинка за углом», где он исполнил роль робкого интеллигента-мечтателя. В общем, Миронов показал способность к внешнему перевоплощению. Другой вопрос: хотели ли зрители видеть эту грань его способностей? Ведь актера полюбили благодаря комедийным ролям. «Поклонники прежнего Миронова будут, вероятно, разочарованы, — предупредил в интервью Авербах. — Но мы специально шли на это».

Неелова, когда снималась у Авербаха в «Монологе» в 1972 году, была юной начинающей робкой актрисой. Но к моменту работы в этом фильме она сыграла много главных ролей в «Современнике» и в кино. Стала гораздо увереннее, имела собственный взгляд на роль. Поэтому часто спорила с постановщиком по поводу своего персонажа. Принципиально отказывалась выполнять его задачи, если они расходились в видении. Нельзя сказать, что талантливый Авербах и строптивая, но одаренная Неелова разругались. Но больше он Марину Мстиславовну в свои ленты не приглашал.

Картину показали по Центральному телевидению 25 января 1982 года. У каждого хватает своих страданий и волнений. И, когда герои пытаются с экрана поделиться собственными бедами, не все остаются в восторге. Тем не менее со временем фильм словно переосмыслили, особенно после скоропостижной смерти Миронова. И теперь лента считается киноклассикой, где всеми любимый роковой и обаятельный актер, министр-администратор из «Обыкновенного чуда» предстает некрасивым человеком с печальными глазами.