Ну вот представьте: стоите вы на остановке, ждёте свой автобус, голова забита мыслями о будущем. А тут кто-то в толпе вдруг цепляется за вас взглядом. Но не просто смотрит — буквально изучает, как будто нашёл что-то уникальное.
Так всё и началось для Светланы Фомичевой. Она уже готовилась поступать на юрфак, как того хотел отец, но одна случайная встреча перевернула её жизнь. Как обычная школьница стала музой режиссёра и лицом большого кино? Листайте дальше — это история, которую точно стоит услышать.
Когда судьба забирает билет в юрфак
Светлана Фомичева собиралась стать юристом. Ну как собиралась — папа настоял, а она спорить не стала. И, может, всё так бы и вышло, если бы не один случай. На автобусной остановке её приметил ассистент режиссёра Эмиля Лотяну. Мужчина искал актрису для роли в новом фильме «Красные поляны». И вот стояла Светлана, а он уже видел в ней Иоанну — простую, но яркую дочь чабана.
Любовь с первого взгляда и без свадьбы
Когда сам Лотяну, известный сердцеед и дважды разведённый, впервые увидел 17-летнюю Светлану, его сразил её взгляд, его аж затрясло. «Глаза, как солнце в пасмурный день», — сказал бы он, если бы был поэтом. Постепенно девушка из актрисы превратилась в его музу. Свадьбу они не играли, но жили вместе — кто теперь назовёт это гражданским браком?
От Фомичевой до Томы — короткий путь
К концу съёмок Лотяну предложил Светлане сменить фамилию на что-то более звучное. Она вспомнила, что её прабабушка-француженка носила фамилию Тома. Вот так и появилась на свет Светлана Тома, уже не студентка юрфака, а актриса.
Жёсткий режиссёр и мягкий мужчина
На съёмочной площадке Лотяну был настоящим диктатором. Требовательный, жёсткий, иногда даже грубый. Но стоило съемкам закончиться, он тут же превращался в нежного и заботливого мужчину. Светлане было нелегко мириться с такими контрастами, но она знала: это стиль Лотяну, и он не изменится.
Когда режиссёр дарит цветы, но это не про кино
Светлана, тогда ещё совсем девчонка, толком не поняла, что Эмиль Лотяну за ней ухаживает. Ну правда, с чего вдруг режиссёр стал интересоваться её увлечениями, горящими глазами слушать её рассказы и таскать букеты? Только позже до неё дошло: это не просто внимание, это уже почти роман.
Любовь на грани срывов
Жить с Лотяну было непросто, это Светлана сама признавалась. Женщины вокруг него крутились как пчёлы вокруг мёда, а он даже не пытался их отгонять. Да ещё и характер — творческая натура в худшем её проявлении. Ссоры у них вспыхивали, как спички, но и мирились они всегда горячо. Светлана ещё не знала, что этот человек останется в её жизни навсегда.
Именно Лотяну уговорил её подать документы в Ленинградский институт культуры — там набирали курс для молдавских театров. Вместо юрфака, о котором мечтал её отец, Светлана выбрала сцены и роли. Но их с Лотяну отношения не выдержали: через несколько лет они расстались.
Романтика с фатой и короткое счастье
После расставания с Лотяну Светлана встретила своего однокурсника Олега Лачина. Здесь всё было как в сказке: белое платье, фата, любовь, рождение дочери. Но сказка оказалась слишком короткой. Когда малышке исполнилось полгода, Олега не стало — несчастный случай.
Светлана едва справилась с этой утратой. На помощь пришла работа: театр, кино, новые проекты. А маленькую Ирочку забрали к себе её родители, которые просто обожали внучку.
Бегство с «Табора»
Прошло время, и Лотяну снова позвал Светлану. На этот раз — на роль цыганки Рады в «Табор уходит в небо». Сомневалась ли она? Ещё как. Но в итоге согласилась. Съёмки шли в Карпатах, и это был настоящий ад: жара, пыль, многократные дубли. Лотяну требовал от актёров полной самоотдачи, как будто от этого зависела их жизнь.
Светлана не выдержала. В один момент просто сорвалась и сбежала в Москву. Ей было всё равно, уволят её или нет. Но Лотяну оказался упрямее: никого на её роль он не взял и терпеливо ждал её возвращения. Правда, обиделся сильно — распоряжения передавал через третьих лиц.
Рада завоевала экраны
В 1976 году «Табор уходит в небо» стал настоящим хитом. 64,9 миллиона зрителей! Светлану Тома в образе Рады назвали лучшей актрисой года, и она окончательно закрепилась на вершине.
Новое кино, новая муза
А Лотяну? Пока страна смотрела «Табор», он уже строил планы на новый проект — «Мой ласковый и нежный зверь». На роль юной Оленьки Скворцовой он выбрал 18-летнюю Галину Беляеву, балерину из Воронежа.
Светлана всё поняла и даже не пыталась соперничать. «Не смешно ли соревноваться с такой молоденькой? Пусть будет её звёздный час», — говорила она позже.
Пигмалион и новая муза
После «Табора» Эмиль Лотяну нашёл себе новую вдохновительницу — хрупкую, как фарфоровая статуэтка, Галину Беляеву. Она была совсем девчонкой, но в руках Лотяну буквально расцвела и стала настоящей актрисой. Когда в 1978 году вышел фильм «Мой ласковый и нежный зверь», Светлана Тома уже давно жила своей жизнью. Но дружить и с Эмилем, и с Галиной не перестала.
Драма за кадром
А вот в семейной жизни Лотяну и Беляевой всё было далеко не киношно. Эмиль, старше её на годы, пытался превратить Галину в свою тень. Её желания? Её чувства? Да кого это волнует?
А потом вообще начался триллер: Лотяну похитил их маленького сына и увёз в неизвестном направлении. Полгода Галина места себе не находила, пока всё не разрешилось. Этот брак, конечно, треснул по швам и распался.
Они и не расставались
Когда у Светланы Тома спрашивали про расставание с Лотяну, она всегда говорила: «Да не было у нас ни расставаний, ни соединений. Просто жили рядом, и жизнь всё время возвращала нас друг к другу». Они вроде и не вместе, но всё равно навсегда связаны.
Последний аккорд
Когда Лотяну серьёзно заболел, рядом с ним оказались обе его музы — Светлана и Галина. Они ухаживали за ним до самого конца. Он ушёл весной 2003 года, а Светлана до сих пор вспоминает его с теплом и благодарностью. Лотяну для неё — это не только режиссёр, но и человек, который навсегда изменил её жизнь.