Фокс в «Место встречи изменить нельзя» и друг Жени Лукашина в «Иронии судьбы», Сергей Крылов в «Иду на грозу» и Володя в «Июльском дожде», губернатор в «О бедном гусаре» и Брежнев в «Серых волках». С него начался легендарный телевизионный проект «Кабачок «13 стульев». Его голосом говорили по-русски Луи де Фюнес, Пьер Ришар, Жан-Поль Бельмондо.
Исполнитель более 100 кино- и театральных ролей, мастера дубляжа Александр Белявский (1932-2012) похоронен на Кузьминском кладбище.
Технический «Оскар»
В архиве Сергея Рожкова, заведующего лабораторией стереокинематографа НИКФИ – Научно-исследовательского кинофотоинститута, друга Александра Белявского – они дружили больше пятидесяти лет — есть необычная фотография: Белявский — с бородой.
— Это 1967 год, на съёмках стереоскопического фильма «Таинственный монах», — поделился Сергей Николаевич. — К 50-летию Октябрьской революции мы снимали фильм о нашем институте, в частности, о разработанной в НИКФИ системе съемки стереоскопических фильмов «Стерео-70». В это время с использованием этой системы снимался стереоскопический фильм – революционный боевик «Таинственный монах». Белявский играл в нем одну из главных ролей. Съемки велись в Костроме, мы ездили туда вместе.
Позже Американская академия киноискусства присудила НИКФИ за «Стерео-70» премию «Оскар» в номинации «За технические достижения».
«И кресты вышивает последняя осень…»
В Оскароносном, таким образом, «Монахе» Александр Белявский играл чекиста Смелого, который под видом поручика Стронского, проник в монастырь, где скрываются остатки разрозненных частей Белой армии, и помогает их разгрому.
Романс «И кресты вышивает последняя осень / По истертому золоту наших погон», который поёт Стронский под сводами монастыря, исполняют и сегодня. В 1968 году фильм «Таинственный монах» — в стереоскопическом и плоскостном форматах — посмотрели почти 38 млн человек, а за все время его демонстрации намного больше — его крутили в стереозале кинотеатра «Октябрь» больше двадцати лет.
Пан Ведущий
В начале 1964-1965 годах Белявский снимался в Польше , играл капитана Ивана Павлова в многосерийном фильме «Четыре танкиста и собака».
Увидел по польскому телевидению юмористическую передачу — что-то вроде театра миниатюр – и предложил делать похожую у нас. Идею поддержало творческое объединение «Экран» и артисты театра Сатиры, где Белявский тогда служил. А сам он стал первым ведущим – вел «Кабачок» с премьеры – в январе 1966 года до марта следующего года, потом ушёл – был очень занят на съемках.
Геоподоснова
Первое образование у Александра Белявского — Институт цветных металлов и золота, геологоразведочный факультет. Он окончил его в 1955-м, поехал по распределению в Иркутск, в Восточно-Сибирское геологическое управление.
Лишь затем, попробовав себя в роли Молчалина на сцене самодеятельного театра, геологоразведчик Белявский почувствовал, что разбираться в глубинах человеческого характера не менее заманчиво, чем в недрах Земли, и поступил в Щукинское училище.
Родился будущий актер на Таганке, на Большой Коммунистической улице – ныне улица Солженицына. Окончил школу № 468 – тогда она была мужской — в Товарищеском переулке. И – закольцовывая сюжет — сюда же, на Таганку, Александр Борисович ненадолго вернулся полвека спустя, в последние годы жизни – проходил реабилитацию после инсульта в Центре патологии речи Виктора Шкловского на Николоямской.
Двор на Большой Коммунистической
Родители у Александра Борисовича имели лишь начальное образование, но сумели, как говорил артист, на всю жизнь привить иммунитет против всего плохого.
Отец работал на заводе имени Лихачёва, мама, когда родился третий ребёнок, младший брат Толя – стала домохозяйкой. Ещё была сестра Ольга, все, к сожалению, уже ушли из жизни.
Очень строгая бабушка Устинья заставляла Сашу мыть рот хозяйственным мылом, когда он попробовал произнести дома слова, которые услышал на улице.
Однако послевоенный таганский двор и окрестные переулки все равно воспитывали по-своему. Актер рассказывал, что сам в детстве не курил, а мальчишки подбирали бычки на тротуарах, потрошили, сушили табак и сворачивали из газет самокрутки. По соседству жил разный люд – сильно пьющая публика, воры, проститутки, случались кражи, драки, поножовщина, раздавались выстрелы.
На роль Фокса попал случайно
В общем в роль Фокса, которая принесла ему всенародную славу, Александру Борисовичу долго вживаться не понадобилось. Хотя попал он в «Место встречи отменить нельзя» случайно.
Сначала планировалось, что персонажа, который «бабам нравится», «по замашкам, вроде как фраер, но не фраер» — сыграет Борис Химичев. Но режиссера Станислава Говорухина что-то не устраивало, и Владимир Высоцкий предложил попробовать Белявского.
— Они не были знакомы лично, Владимир Семенович видел его в каком-то фильме, — рассказал Сергей Рожков. — Александр не сразу согласился, сначала говорил: зачем мне еще одна проходная роль в одном проходном кино, я на даче жду, когда мне забор привезут. Но услышав, кто занят в картине, Белявский свернул строительство — и поехал в Москву.
«Играй не бандита, а человека»
Первой снималась сцена допроса, когда Шарапов предъявляет Фоксу обвинения, а тот все отрицает. Говорухин в тот день на съемочную площадку не приехал, режиссером был Высоцкий.
«Володя без пижонства и назидательности сказал мне очень точную фразу: ты играй не бандита, а человека, который очень себя уважает», — вспоминал Белявский позже.
Чтобы изменить лицо – и почувствовать себя другим – Белявский попросил у гримерши кусочек ватки, окунул его в вишнёвое варенье – съемки шли летом в Одессе — и положил за щёку. Надавил на ватку языком — как будто кровь по подбородку течёт. Вытер, рука испачкалась, не об френч ведь вытирать – провел пальцами по столу Шарапова, остались полосы…
Роль Фокса Белявский считал и своим звёздным часом, и тормозом на пути творческого роста. После неё режиссеры стали приглашали в основном на роли негодяев, бандитов, нечистоплотных чиновников, а такие персонажи главными героями советских фильмов становились редко.
Последняя роль
Свою последнюю роль Александр Белявский сыграл в ремейке «Иронии судьбы», который вышел в 2007 году.
– Это тот самый Саша, друг Жени Лукашина, который в фильме Эльдара Рязанова возмущался: «Но это вообще неслыханно, ребята! Доктор отказывается пить за здоровье!» Но прошло сорок лет, теперь он дядя Саша.
В 2004 году у Белявского случился инсульт. Александр Борисович много занимался, читал, писал, однако речь восстанавливалась плохо. Но это всем известная, разобранная на цитаты сцена в бане. Герои расслабились, выпивают. Белявский, завернутый в простыню, в ответ на вопрос героя Мягкова – тоже не помолодевшего — где его сын Костя, произносит всего два слова: «Ушёл» и «В Ленинграде». Все получилось очень кинематографично и естественно.
Упокоился на Кузьминском кладбище
Первый памятник с фамилией «Белявский» появился на 62-м участке Кузьминского кладбища, недалеко от мемориальной аллеи, в середине 1970-х. В возрасте двух лет трагически погиб – утонул по недосмотру няньки – его сын Боря. Через двадцать лет здесь же похоронили второго – приемного сына актера — Андрея Белявского, его не стало в 1994 году, в 20 лет.
Рядом похоронены родители Александра Борисовича и его бабушка с дедушкой.