Вспоминая Александра Ширвиндта: незабываемые образы любимого артиста

Кадр из кинофильма "Миллион в брачной корзине", 1985 г., режиссер Всеволод Шиловский, сценаристы Всеволод Шиловский, Джулио Скарниччи, Ренцо Тарабузи, композитор Илья Катаев (скриншот)

Уникальный актер, одаренный невероятным чувством юмора и чудесной способностью создавать незабываемый образ даже из крошечной роли. Любое его появление на экране или на сцене становилось подарком зрителям, ярким бенефисом.

15 марта не стало народного артиста РСФСР, президента Московского академического театра сатиры Александра Ширвиндта. Друзья, предлагаем вспомнить знаковые работы из фильмографии Александра Анатольевича.

Она вас любит (1956)

Кадр из кинофильма "Она вас любит", 1956 г., режиссеры Семен Деревянский, Рафаил Суслович, сценарист Владимир Поляков, композитор Василий Соловьев-Седой (скриншот)

Кадр из кинофильма «Она вас любит», 1956 г., режиссеры Семен Деревянский, Рафаил Суслович, сценарист Владимир Поляков, композитор Василий Соловьев-Седой (скриншот)

В 1956 году Александр Ширвинд получил первую роль в кино. Он сыграл самовлюбленного эстрадного певца Вадима Ухова. В том же году актер с отличием окончил Щукинское училище.

И я не я, если не буду народным артистом. Хотя бы РСФСР.

Приходите завтра… (1963)

Кадр из кинофильма "Приходите завтра...", 1963 г., режиссер и сценарист Евгений Ташков, композитор Андрей Эшпай (скриншот)

Кадр из кинофильма «Приходите завтра…», 1963 г., режиссер и сценарист Евгений Ташков, композитор Андрей Эшпай (скриншот)

В фильме «Приходите завтра…» исполнитель снялся через пять лет после своей второй картины – исторической драмы «Атаман кодр». Дуэт Александра Ширвиндта и Юрия Белова, которые сыграли студентов Гнесинки, представившихся Станиславским и Немировичем-Данченко, стал незабываемым моментом в этой замечательной киноистории.

Здравствуйте! Меня зовут Константин Сергеевич Станиславский. А это мой друг Немирович-Данченко.

Майор «Вихрь» (1967)

Кадр из кинофильма "Майор "Вихрь", 1967 г., режиссер Евгений Ташков, сценарист Юлиан Семенов, композитор Андрей Эшпай (скриншот)

Кадр из кинофильма «Майор «Вихрь», 1967 г., режиссер Евгений Ташков, сценарист Юлиан Семенов, композитор Андрей Эшпай (скриншот)

В 1967 году на экраны вышла военная драма «Майор «Вихрь», в которой актеру досталась роль польского подпольщика Юзефа. В то время он редко снимался, был плотно занят в репертуаре театра имени Ленинского комсомола, хотя и состоял в штате киностудии «Мосфильм».

Вот это нечестно, господин Трауберг, по отношению к завоеванным. Вас ведь только пожурят, а нас повесят.

Еще раз про любовь (1968)

Кадр из кинофильма "Еще раз про любовь", 1967 г., режиссер Георгий Натансон, сценарист Эдвард Радзинский, композитор Александр Флярковский (скриншот)

Кадр из кинофильма «Еще раз про любовь», 1967 г., режиссер Георгий Натансон, сценарист Эдвард Радзинский, композитор Александр Флярковский (скриншот)

После успеха картины «Майор «Вихрь» Ширвиндт стал часто появляться на киноэкране. В 1967 году он снялся в мгновенно ставшей культовой мелодраме «Еще раз про любовь». Его герой  физик-неудачник по прозвищу Топтыгин, внешне самоуверенный и успешный. Но за иронией и постоянным ерничанием персонажа скрывается глубокий внутренний конфликт.

Оказывается, итальянские стюардессы избрали своей покровительницей, знаешь кого? Святую Бонету. Знаешь, почему? Оказывается, святая Бонета – самая длинноногая из всех действующих святых.

Безумный день, или Женитьба Фигаро (1974)

Кадр из фильма-спектакля "Безумный день, или Женитьба Фигаро", запись 1974 г., режиссер Валентин Плучек (скриншот)

Кадр из фильма-спектакля «Безумный день, или Женитьба Фигаро», запись 1974 г., режиссер Валентин Плучек (скриншот)

В 1970 году, по настоянию своих друзей Марка Захарова, Михаила Державина и Андрея Миронова, Ширвиндт перешел из театра на Малой Бронной, где работал с 1968 года, в театр Сатиры. Актер был введен в спектакль «Безумный день, или Женитьба Фигаро» на роль графа Альмавива вместо Валентина Гафта, который поссорился с режиссером Валентином Плучеком и ушел из театра. «Мой ввод в этот мощный спектакль, да еще на место Гафта проходил катастрофически. Было всего три репетиции. Я играл как в тумане. Но со временем опсовел, поменял рисунок роли, стал играть анти-Гафта», – вспоминал Александр Анатольевич. В 1974 году на экраны вышла телеверсия спектакля, ставшая невероятно популярной у зрителей.

Вот наши жены думают, что если они нас любят, то это уже все. Вбили это себе в голову и любят…

Ирония судьбы, или С легким паром! (1975)

Кадр из кинофильма "Ирония судьбы, или С легким паром!", 1975 г., режиссер Эльдар Рязанов, сценаристы Эмиль Брагинский, Эльдар Рязанов, композитор Микаэл Таривердиев (скриншот)

Кадр из кинофильма «Ирония судьбы, или С легким паром!», 1975 г., режиссер Эльдар Рязанов, сценаристы Эмиль Брагинский, Эльдар Рязанов, композитор Микаэл Таривердиев (скриншот)

В знаменитой новогодней киноистории Ширвинд не только сыграл роль Павлика, друга Жени Лукашина, но и стал голосом фильма, озвучив текст за кадром. «Мы работали долго, но весело. Фильм получился мемориальным», – говорил он.

Если мы в таком темпе будем продвигаться, я на аэродром не попадаю.

Небесные ласточки (1976)

Кадр из кинофильма "Небесные ласточки", 1976 г., режиссер и сценарист Леонид Квинихидзе, композитор Виктор Лебедев, оригинальное либретто и музыка Анри Мейяк, Альберт Миллод, Флоримон Эрве (скриншот)

Кадр из кинофильма «Небесные ласточки», 1976 г., режиссер и сценарист Леонид Квинихидзе, композитор Виктор Лебедев, оригинальное либретто и музыка Анри Мейяк, Альберт Миллод, Флоримон Эрве (скриншот)

Майора Альфреда Шато-Жибюса в музыкальном фильме «Небесные ласточки» должен был сыграть Владимир Высоцкий, но он отказался из-за занятости. Тогда Леонид Квинихидзе предложил роль Ширвиндту. Благодаря его ироничной манере сложились замечательные дуэты с Ириной Губановой, сыгравшей настоятельницу пансиона, сестру майора, и с Людмилой Гурченко, исполнительницей роли капризной примы варьете.

Я бью его по тылам!

Инкогнито из Петербурга (1977)

Кадр из кинофильма "Инкогнито из Петербурга", 1977 г., режиссер Леонид Гайдай, сценаристы Владлен Бахнов, Леонид Гайдай, композитор Александр Зацепин (скриншот)

Кадр из кинофильма «Инкогнито из Петербурга», 1977 г., режиссер Леонид Гайдай, сценаристы Владлен Бахнов, Леонид Гайдай, композитор Александр Зацепин (скриншот)

Комедия Леонида Гайдая «Инкогнито из Петербурга» снята по мотивам пьесы Гоголя «Ревизор». Ширвиндт сыграл уездного лекаря Христиана Ивановича. Ему выпала нелегкая актерская задача – создать образ, не произнеся ни слова, поскольку его персонаж, согласно пьесе, не знает русского языка и лишь издает странные звуки.

Насчет врачеванья мы с Христианом Ивановичем взяли свои меры: чем ближе к натуре, тем лучше. Лекарств дорогих мы не употребляем. Человек простой: если умрет, то он и так умрет, если выздоровеет, то он и так выздоровеет. Да и Христиану Ивановичу затруднительно было б с ними изъясняться: он по-русски ни слова не знает.

Трое в лодке, не считая собаки (1979)

Кадр из кинофильма "Трое в лодке, не считая собаки", 1979 г., режиссер Наум Бирман, сценарист Семен Лунгин (оригинальный текст Джером К. Джером), композитор Александр Колкер (скриншот)

Кадр из кинофильма «Трое в лодке, не считая собаки», 1979 г., режиссер Наум Бирман, сценарист Семен Лунгин (оригинальный текст Джером К. Джером), композитор Александр Колкер (скриншот)

Центральной сценой, характеризующей сэра Уильяма Самуэля Харриса, роль которого сыграл Ширвинд, было исполнение комических куплетов. Зрителям сцена очень понравилась, хотя комических куплетов они так и не дождались. Тем не менее в картине актер спел неоднократно, причем не только с партнерами, но и сольно. Именно его голос мы слышим в песнях «Сон Харриса» и «Нас вела сама любовь».

Идите в сад. Все в сад!

Отпуск за свой счет (1981)

Кадр из кинофильма "Отпуск за свой счет", 1981 г., режиссер Виктор Титов, сценаристы Валентин Азерников, Андраш Полгар, композиторы Алексей Козлов, Мате Виктор (скриншот)

Кадр из кинофильма «Отпуск за свой счет», 1981 г., режиссер Виктор Титов, сценаристы Валентин Азерников, Андраш Полгар, композиторы Алексей Козлов, Мате Виктор (скриншот)

Юрий Николаевич, руководитель туристической организации «Спутник», стал одной из жемчужин в коллекции эпизодических персонажей Александра Ширвиндта. Здесь он снова встретился с Людмилой Гурченко, сыгравшей сотрудницу «Спутника». С актрисой его связывала не только съемочная площадка, но и многолетняя дружба. «При всем моем вялом характере и при ее упертости и максимализме мы умудрились с ней за эти 52 года ни разу не поссориться», – признавался Александр Анатольевич.

Предположим, я захотел бы вам помочь. Я говорю, предположим. Предположим, даже нашлось бы место. Предположим. Не от одного меня это зависит. Но ваш отпуск…

Принцесса цирка (1982)

Кадр из кинофильма "Принцесса цирка", 1982 г., режиссер и сценарист Светлана Дружинина, либретто Юлиуса Браммера, Альфреда Грюнвальда, музыка Имре Кальмана (скриншот)

Кадр из кинофильма «Принцесса цирка», 1982 г., режиссер и сценарист Светлана Дружинина, либретто Юлиуса Браммера, Альфреда Грюнвальда, музыка Имре Кальмана (скриншот)

В фильме-оперетте Светланы Дружининой «Принцесса цирка» Александр Ширвиндт появился в образе отрицательного персонажа. Директор цирка Фирелли, пользуясь положением, домогается цирковой актрисы, на защиту которой встает мистер Икс, и участвует в интригах князя. При этом актер щедро поделился с героем своим обаянием и иронией.

Ваше Сиятельство, если вы меня будете ставить в тупик такими пикантными вопросами, я моментально буду ставить вас в тупик не менее пикантными ответами.

Вокзал для двоих (1982)

Кадр из кинофильма "Вокзал для двоих", 1982 г., режиссер Эльдар Рязанов, сценаристы Эмиль Брагинский, Эльдар Рязанов, композитор Андрей Петров (скриншот)

Кадр из кинофильма «Вокзал для двоих», 1982 г., режиссер Эльдар Рязанов, сценаристы Эмиль Брагинский, Эльдар Рязанов, композитор Андрей Петров (скриншот)

После выхода на экраны фильма «Вокзал для двоих», где Ширвиндт сыграл ресторанного пианиста Шурика, произошел казус. Профсоюз оркестров, работающих в ресторанах, провел совещание, где бурно обсуждалась эта роль. «Мнения разделились поровну, одни говорили, что я обгадил их профессию, другие утверждали, что показал судьбу талантливого музыканта, который вынужден был гнить в каком-то захолустном кабаке. Было целое дело!», – рассказывал артист.

Какая кухня, такая и песня.

Самая обаятельная (1985)

Кадр из кинофильма "Самая обаятельная и привлекательная", 1985 г., режиссер Геральд Бежанов, сценаристы Геральд Бежанов, Анатолий Эйрамджан, композитор Владимир Рубашевский (скриншот)

Кадр из кинофильма «Самая обаятельная и привлекательная», 1985 г., режиссер Геральд Бежанов, сценаристы Геральд Бежанов, Анатолий Эйрамджан, композитор Владимир Рубашевский (скриншот)

За несколько лет кинокарьеры за Александром Ширвиндтом закрепилось амплуа ловеласа. Немалую лепту в это внес герой комедии «Самая обаятельная и привлекательная» – Аркадий, муж социолога Сусанны.

Сусанна все-таки гений! Нас заметили, на нас смотрят.

Миллион в брачной корзине (1985)

Кадр из кинофильма "Миллион в брачной корзине", 1985 г., режиссер Всеволод Шиловский, сценаристы Всеволод Шиловский, Джулио Скарниччи, Ренцо Тарабузи, композитор Илья Катаев (скриншот)

Кадр из кинофильма «Миллион в брачной корзине», 1985 г., режиссер Всеволод Шиловский, сценаристы Всеволод Шиловский, Джулио Скарниччи, Ренцо Тарабузи, композитор Илья Катаев (скриншот)

Мелкий аферист сеньор Леонидо Папагатто стал одной из немногочисленных главных ролей в фильмографии Александра Ширвиндта.

Мне не хочется, чтобы на свадьбе Леонидо Папагатто вдруг оказался случайный гость. Пусть даже из высшего общества.

Забытая мелодия для флейты (1987)

Кадр из кинофильма "Забытая мелодия для флейты", 1987 г., режиссер Эльдар Рязанов, сценаристы Эмиль Брагинский, Эльдар Рязанов, композитор Андрей Петров (скриншот)

Кадр из кинофильма «Забытая мелодия для флейты», 1987 г., режиссер Эльдар Рязанов, сценаристы Эмиль Брагинский, Эльдар Рязанов, композитор Андрей Петров (скриншот)

В 1987 году Ширвинд сыграл импозантного и циничного чиновника Мясоедова в фильме Эльдара Рязанова «Забытая мелодия для флейты». В общей фильмографии двух мастеров осталось пять картин: «Старики-разбойники» (1971), «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975), «Вокзал для двоих» (1982), «Забытая мелодия для флейты» (1987) и «Привет, дуралеи!» (1996). Актер рассказывал, что могла быть и шестая. Роль председателя правления гаражного кооператива в фильме «Гараж» писалась для Ширвиндта, но он не смог сняться из-за занятости в театре. В итоге ее отдали Валентину Гафту.

Единственный способ остановить стихийную инициативу – это организовать ее и возглавить.

Ушел Артист… Но он живет в памяти и в сердцах благодарных зрителей, в фильмах, которые нам остались. И это не пустые слова, согласны, друзья?