Учительница в фильме «Большая перемена», нежная, красивая и добрая – такой запомнили советские зрители Наталию Богунову. А за кадром она была слишком эмоциональной – и эти эмоции довели актрису до беды.
Беда не пришла внезапно, она подкрадывалась, вплетаясь в успехи, в личную жизнь, в мысли и чувства этой женщины. Как сходила с ума советская актриса Наталья Богунова, что послужило триггером, и где она завершила свой творческий и… жизненный путь?
***
Послевоенный Ленинград, где вовсю идет восстановление… Его поднимают из руин те, кто пережил блокаду, вернулся с фронта или из эвакуации. Советские солдаты возвращаются домой, освободив Европу от оккупантов. Жизнь начинает вновь кипеть в стране. В это время и в этом городе, пережившем блокаду, родилась Наталия Богунова. Она словно вобрала в себя всю энергию послевоенного времени – была очень активной, старалась все успеть, и везде поучаствовать.
Родители обожали дочку, холили и лелеяли. У них была простая семья, далекая от творческой интеллигенции, но Наташа росла артисткой – она любила петь и танцевать. Родители, видя таланты дочки, отдали ее в балетную школу. Увлечение танцами привело девочку в хореографическое училище Вагановой, куда Богунова поступила в 10 лет. Она не думала ни о чем другом – хотела только танцевать, быть балериной.
Но однажды занятия в этой школе посетил Игорь Таланкин, режиссер, искавший юных актеров для фильма «Вступление». Он заметил Наташу и пригласил ее на съемки. Девочка спросила разрешения у мамы, а та не только разрешила, но и настаивала на том, чтобы дочь согласилась. И вот, дебют на экранах – фильм «Вступление», Наташе 11 лет, идет 1959 год.
Роль свою девочка сыграла блестяще. Фотоснимок и анкета девочки появились в картотеке студии «Ленфильм». И через 2 года ее нашел там следующий режиссер, который пригласил девочку сняться в фильме «До свидания, мальчики». И вот уже тогда к Наталии и пришла узнаваемость и популярность, особенно среди молодежи. Съемки сбили режим занятий Наталии в балетной школе, она потеряла форму, стала тяжелее, и пришлось оставить балет.
Наталию приняли в обычную школу, она экстерном сдала экзамены за 10 класс, потом поступила во ВГИК с первой же попытки на курс Бориса Бабочкина. Педагог назвал ее «неземной красавицей с чистой душой», а еще считал на этом курсе самой талантливой. При том, что конкуренток было немало: вместе с Богуновой учились Наталья Гвоздикова, Галина Логинова (кстати, мать Миллы Йовович) и Елена Соловей.
За годы учебы во ВГИКе Наталия Богунова снялась еще в нескольких кинокартинах. Были и главные роли в фильмах «Мальчик и девочка», «Бегущая по волнам» (она сыграла Дэйзи). Окончив институт, она пошла служить в Театр им. Моссовета, где выступала на протяжении 17 лет. Но Богуновой хотелось построить и кинокарьеру.
И вот, в 1971 году (актрисе было 23 года) вышла «Весенняя сказка», по мотивам «Снегурочки» Островского. Роль Снегурочки досталась Наталии Богуновой. Получился очень нежный, хрупкий почти неземной образ девушки «не от мира сего». Она будто играла саму себя?
А через 2 года после успеха в «Весенней сказке» вышла «Большая перемена». И тут уже про Наталию заговорили по всей стране – роль Светланы Афанасьевны стала визитной карточкой этой талантливой актрисы.
Алексей Коренев, режиссер «Большой перемены» предложил Наталье выбрать роль. Она прочитала сценарий и выбрала – пусть она будет учительницей русского языка, ведь такого персонажа всегда будут любить. Но из-за утверждения на роль Богуновой из фильма со скандалом ушел Андрей Мягков. Его тоже уже утвердили на роль историка Нестора Петровича, и актер хотел, чтобы на роль учительницы русского взяли его жену, Анастасию Вознесенскую.
Узнав, что «жена в пролете», Мягков тоже ушел, и потому все мы увидели Михаила Кононова в роли скромного историка. Героиня Наталии была женой Григория Ганжи – это был персонаж, сыгранный Александром Збруевым. Они выглядели очень красиво на экранах, и зрители приписывали роман между Богуновой и Збруевым на самом деле. Но на самом деле ничего подобного не было. Богунова была замужем.
Она вышла за Александра Стефановича еще в годы учебы во ВГИК. Он учился на режиссера. Позже он рассказывал о Наталии, что она оставила только теплые воспоминания:
«Я увидел ее в коридоре и влюбился. Мы стали встречаться весной 1968 года. А в августе (в Чехословакии тогда были печальные события), состоялась свадьба. Я дружил со вдовой Михаила Булгакова Еленой Сергеевной, а она души не чаяла в Наташе. Елена Сергеевна ей подарила роскошное свадебное платье… Окончив ВГИК я работал режиссером на «Мосфильме». А Наташа пошла в Театр Моссовета. Помню, как мы приходили на приемы в американское посольство и на нее с восхищением смотрели дипломаты и наши звезды того времени – Евтушенко, Вознесенский, Глазунов. К сожалению, жизнь не сложилась. Наш брак был слишком ранний. Были чувства… искренние. Но мы их не сохранили, хотя прожили вместе 7 лет».
Семья не сложилась, главным образом потому, что мужчина часто разъезжал по стране, брал новые проекты, пропадал на работе. А Наталия ревновала, была слишком впечатлительной и эмоциональной, ей казалось, что Александр к ней охладел… В общем, часто ссорились. Она хотела детей. А он не хотел, говорил, что слишком рано, надо построить карьеру, добиться чего-то в жизни.
Причем, Стефановича поддерживала в этом даже мать Наталии, говоря, что пока о детях думать не надо, родить всегда успеется, а вот карьеру надо строить, пока молодой и полный сил. Наталья во время их брака успевала строить карьеру, снялась в ряде фильмов. Но все же они расстались, причем очень тяжело.
После развода у каждого была своя жизнь. Наталия посвятила себя карьере, замуж больше не вышла, и детей у нее не было. А вот Стефанович женился повторно, на Алле Пугачевой (для певицы это было первое бракосочетание в жизни). Этот брак тоже потерпел крах, как мы знаем, после него у Аллы Борисовны было еще 4 мужа.
***
Успех Наталии в «Большой перемене» был невероятным. И казалось бы, у актрисы будет множество отличных предложений. Но нет… После этого у актрисы не было ярких ролей. Ее можно было увидеть по ТВ в основном в телеспектаклях. Хотя режиссеры и говорили о Богуновой, как об актрисе с огромным потенциалом, но на главные роли не звали. Например, замечание Бориса Токарева:
«У нее практически не было второстепенных ролей или эпизодов – все роли были главные. Она была героиня. По внешнему облику, по внутреннему какому-то состоянию – она была героиня и на нее, конечно, нужно было ставить кино».
Но никто не стал этого делать. Женщина перестала получать предложения, и это действовало на ее самооценку. Кроме того, начались странные изменения в характере Наталии…
В кино 1980-х годов спрос на интеллигентных, светлых и чистых героинь уже перестал пользоваться спросом. Поэтому и не приглашали. Нужны были яркие, раскованные и смелые актрисы. А Наталия не хотела меняться. Ее приглашали на пробы, но утверждали других.
К примеру, Богунову пригласили пробоваться на роль Сонечки Мармеладовой в «Преступлении и наказании», она прошла, даже были съемки с ее участием, но потом актрису внезапно сняли. Ее не взяли в фильмы «Иван Васильевич меняет профессию» и в «Единственную». Актриса очень сильно переживала – у нее происходили нервные срывы.
В театре тоже стали жаловаться. Наталия не понимала. Что нужно винить лишь себя, свою неспособность изменять характер. Она стала проявлять деспотичность, коллеги жаловались на то, что с этой актрисой стало трудно работать из-за ее выходок. Она выла на сцене, несла какую-то околесицу или же замыкалась в себе, ни с кем не разговаривала.
Иногда прямо на сцене актриса начинала петь свой текст. Она среди ночи могла позвонить кому-то из коллег, а потом об этом не помнила. Думали, что у нее бывают такие вот нервные срывы – но все пройдет, устаканится. К сожалению, дела обстояли намного серьезней.
Однажды прямо на сцене с Богуновой случилась истерика. И ее увезли в психиатрическую больницу, положили на лечение. Диагноз – маниакальная шизофрения. С тех пор ей требовалась периодическая госпитализация – весной и осенью состояние становилось критическим, близкие вызывали «скорую» и актрису везли лечиться.
Она стала постоянной пациенткой психушки. Конечно же, о причинах ухода из театра актриса говорила уклончиво, мол, этому предшествовала «долгая, неприятная история». Шизофрения не лечится… В конце 1980-х актриса почти не работала. В кино в последний раз она снялась в 1992 году – в фильме «Бег по солнечной стороне» Олега Кавуна – роль была эпизодическая.
***
Близких людей у Наталии Богуновой не было. Оставалась только мама, которая очень многое сделала для единственной дочери. Больше не кому было заботиться о состоянии души Наталии. Но и с мамой в последние годы у нее сложились очень натянутые отношения. Психическое состояние Наталии стало еще хуже, когда мама погибла. Женщина выпала из окна, но что это было: несчастный случай или ей кто-то помог, так и не установили.
Воспользовавшись тяжелым состоянием Богуновой, мошенники назвались ее родственниками и попытались обманом отобрать квартиру. Благо, помогли немногочисленные друзья, что еще оставались у актрисы.
Женщина очень тяжело переживала трагедию с матерью и то, что ее хотели обмануть, и на фоне этого снова попала в психбольницу, где лечилась больше года. В 2012 году наступил ремиссия, медикам удалось провести успешную реабилитацию, и Богунова снова стала жить дома.
Одиночество, невостребованность и личные драмы сильно сказывались на состоянии Наталии Богуновой, а тут еще и старость подкралась. Как сошла с ума прекрасная советская актриса? Вот так и сошла, оказавшись никому не нужной. У нее почти не осталось друзей.
Те, кто еще поддерживал актрису, старались делать это осторожно, чтобы вдруг не вызвать негатив со стороны Наталии. Например, Людмила Гладунко, одна из бывших коллег Богуновой, рассказывала:
«Она была очень сложным человеком, без друзей. Никто не хотел подстраиваться по ее характер. Многим казалась заносчивой и высокомерной, но это было лишь отражением недуга»
Часами Людмила разговаривала с Наталией по телефону, пытаясь поддержать. Та рассказывала, что ее пытаются сжить со свету соседи, а когда ее нет дома, кто-то проникает в квартиру, за ней слежка и все тому подобное…
Выписавшись из клиники, Наталия очень хотела съездить на Средиземное море, надеялась, что морской воздух поможет ей загнать недуг подальше… Она уехала на остров Крит, но там состояние ухудшилось, и не выдержало сердце. Женщину нашли без дыхания лежащей в шезлонге на пляже возле отеля, в котором она остановилась. При себе у актрисы было совсем мало денег, и пришлось собирать средства на то, чтобы доставить тело в Москву.
В 2013 году ей было 65 лет. Оказалось, что с Наталией случился инфаркт. На похоронах было всего 15 человек… Но до сих пор поклонники все еще вспоминают Наталию Богунову, только молодой, красивой и нежной… как Снегурочка.