«Я не боюсь смерти». Армен Джигарханян о родине, о «любви с Чурсиной» и сломанных актерских судьбах

3 октября народному артисту СССР Армену Джигарханяну (1935-2020) могло бы исполниться 89 лет

Армен Джигарханян. Фото из открытых источников

Армен Джигарханян. Фото из открытых источников

С Арменом Борисовичем у меня было несколько встреч-интервью в период с 2006 по 2010 год. Тогда это был уже обильно убеленный сединой худрук театра своего имени, но по-прежнему крепкий, умный, по-восточному мудрый и хитрый артист-мэтр, артист-философ. И ничего не предвещало, что всего через несколько лет вся страна с недоумением будет наблюдать сначала за его романом с юной пианисткой, а затем за судами с ней же.

Это будет уже не тот Джигарханян, которого мы полюбили за его великие роли. Но главное, что эти великие роли были.

А. Джигарханян. Фото из открытых источников

А. Джигарханян. Фото из открытых источников

В день памяти Армена Джигарханяна предлагаю самые яркие фрагменты наших с ним интервью разных лет.

«ХОЧУ ВЫЯСНИТЬ – ЧТО ТАМ ЗАВТРА»

— Армен Борисович, недавно вы объявили, что больше не будете играть в театре и сниматься в кино, объяснив это тем, что все уже сыграли. Это так?

— Нет. Я это мог сказать применительно к роли, когда спрашивают: какую роль хотите сыграть? Я говорю, что я все роли сыграл. Роль – это что такое? Это проблема, это моя боль. Дело же не в названии, не в имени персонажа. Король Лир потерял дочь, и я в жизни потерял дочь. Вот у нас и сомкнулись боли… Именно это я имел в виду, когда говорил, что все сыграно. Но играть я все равно хочу. Хочу! Как только перестану хотеть, это конец…

А решение не выходить на сцену я принял, потому что мне стало физически тяжело. А брак давать не хочу. Будем до конца откровенными, есть понятие – импотенция. Тоже самое — здесь. Поэтому я в театре не играю. С 1 января 2004 года…

— А предложения от кинорежиссеров рассматриваете?

— Рассматриваю. Но тоже, чтобы не было связано с кровохарканьем. Уж не говорю о том, чтобы «прыгать с поезда»… Мне недавно одну роль предложили, и меня там все устраивало, но нужно было лететь за тридевять земель, потом еще 120 километров ехать… Думаю: нет.

У меня был друг, очень большой ученый, врач, он подарил мне замечательную мысль: «Лечение не должно быть мучительнее болезни». Так и здесь. Если мое занятие творчеством будет мучительнее жизни, лучше не надо. Иначе тогда… такие нехорошие газы пойдут. Спрашивай!

А. Джигарханян в молодости. Фото из открытых источников

А. Джигарханян в молодости. Фото из открытых источников

— Как вы пережили прошлый год – год сплошных ваших юбилеев?

— Каких, например?

— Ваше семидесятилетие, 50 лет работы в театре, 45 лет — в кино, 40 лет в браке с Татьяной Власовой…

— Уже ошибка! Не готов к разговору… (Смеется.) 50 лет в кино! Летом 1955 года я начал сниматься… Я могу перебить вас? Только не сердитесь… Я не люблю любые юбилеи. Не понимаю смысла: что мы делаем? Подводим итоги? Прощаемся? Я живой человек и – клянусь – не кокетничаю, но мой юбилей мне не интересен. Вот, скажем, в этом году будет 10 лет нашему театру. Вот это для меня дата – надо что-нибудь придумать, порадоваться, сделать праздник.

Хотя, говорю вам как на духу, это тоже не повод для подведения итогов. Вот если бы мы 10 лет поработали, и закрылись, расстались… А пока мы живы, двигаемся, пока мы еще хотим, — чему мы будем подводить итог? Я, например, боюсь заглядывать назад, мне это не надо. Другое дело «завтра» — во всяком случае, я хочу выяснить — что там. Вчера предложили (я к слову это говорю) сняться завтра в рекламном ролике. Я подумал: а вдруг там кто-то будет, я с кем-то познакомлюсь, мы пойдем чай попьем и потом… Завтра – это надежда. Надежда… Константиновна. (Смеется.)

— С ней интереснее?

— Как нам с вами сказал наш друг Гете, «нас обогащает желание, а не обладание». Желание! «Вчера» – это уже «обладание». А надежда, иллюзия нас греет. «А вдруг?!»

В фильме "Двенадцать спутников", 1961 год

В фильме «Двенадцать спутников», 1961 год

"Перед восходом солнца", 1961 год

«Перед восходом солнца», 1961 год

"Здравствуй, это я!", 1965 год

«Здравствуй, это я!», 1965 год

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?

— Вы родились в один день с Сергеем Есениным, по гороскопу Весы. Считается, что это – знак сентиментальных, подверженных ностальгии, очень нежных, ранимых. Еще и знак самоубийц… Что из этого перечня про вас?

— Ностальгии у меня не бывает абсолютно. Ностальгия у меня ассоциируется с чем-то слезным, с соплями. Более того (я скажу, вы потом вычеркните!), я не очень понимаю, что такое Родина. Правда, а что такое Родина? Вот я — армянин, живу в России, русский актер – я думаю про себя так. Родина для меня — это что? Не знаю, честно. Не возникает слезного ощущения ночью, такого, чтобы я по-армянски начал разговаривать во сне. И я думаю, что все не так упрощенно, как мы считаем.

Приведу интересный пример. У моей многолетней приятельницы, хорошей болгарской поэтессы (она армянка по национальности, но родилась в Болгарии) были серьезные проблемы с сердцем. Ей сделали операцию во Франции, наутро к ней подходит врач, который ее лечил, и начинает с ней разговаривать по-английски. Она отвечает: «Я не знаю английского языка». Оказывается, вчера во время операции, она под наркозом вдруг начала говорить по-английски. Вот это мы с вами называем генетический код — это доказанная наукой вещь. Может быть, это Родина? А вот то, что я пью армянскую воду, и начинаю плакать, думаю, это – ерунда. Или у меня обычно спрашивают: «Вы армянский коньяк любите?» Я отвечаю: «Не люблю». Вообще коньяк не люблю. Мой любимый алкогольный напиток – виски. Великий напиток!

— Говорят, врачи вам запрещают пить виски…

— Нет. Во-первых, я очень скромно пью – если сто граммов выпиваю, значит, уже пьяный… (Смеется.)

— Итак, ностальгия отпадает, а остальное?

— Я очень сентиментальный. Очень! Это было всегда, а сейчас особенно. А вот склонности к суициду у меня нет, я – человек действия, я очень верю в отвлекающую терапию. Если мне тяжело, я (смотрит на огромную висящую в кабинете фотографию любимого кота Фила) вот с мальчиком своим разговариваю. И сразу мне становится легче.

"Двадцать лет спустя", 1971 год

«Двадцать лет спустя», 1971 год

"За час до рассвета", 1973 год

«За час до рассвета», 1973 год

"Здравствуйте, я ваша тетя!",1975 год

«Здравствуйте, я ваша тетя!»,1975 год

"Собака на сене", 1978 год

«Собака на сене», 1978 год

ШЕКСПИР И РУССКИЙ ТЕАТР

— Армен Борисович, вы как-то признались в своих комплексах: не умеете плавать, играть на музыкальных инструментах и не способны к иностранным языкам. Как же вы месяцами живете в Америке, где преподает ваша жена?

— Знаю пять слов всего! И то в «супермаркете» – «хау мач» спрашиваю… Я имел дело с одним большим человеком (фамилию не буду называть, она очень известная) – о нем говорили, что он идеально, лучше всех в мире знает английский, особенно «американский». Однажды он сказал мне фразу, которую тогда я не понял, но сейчас она меня потрясла. Он сказал: «Человек, у которого родной язык русский, никогда не будет знать идеально английский!»

— Объяснил, почему?

— Наверное, очень элементарная причина. Психофизика другая… Я озвучивал вьетнамские фильмы – их невозможно озвучивать. Тоже другая психофизика. Я поначалу не отнесся к этой фразе серьезно, а потом понял, что даже в этом кроется секрет, что, скажем, русский театр не может играть Шекспира.

— Но он играет!

— Плохо играет. По-моему, за всю историю не было ни одного хорошего спектакля. Я говорю не о переложении Шекспира, а о Шекспире… Один хороший западный дирижер, с которым я был знаком, дирижировал нашим оркестром, играли Брамса. Я спросил его: «Хороший оркестр?» «Очень хороший». «Брамса играет хорошо?» Он говорит: «Они Брамса играют, как Римского-Корсакова!»

— По-вашему, выходит, русский театр не может играть англоязычных авторов?

— Не делайте из меня «дела». Я же говорю: мы Брамса не можем играть как Брамса, мы можем играть некое изложение. Мы можем на Северном полюсе вырастить бананы, но они не будут бананами, а лишь их модификацией.

Так и с Шекспиром. Играют! Но Шекспир – не русский театр. Я сам Шекспиром «пользовался», пробовал. Более того, сейчас хочу, чтобы наш театр играл его. И каждый раз ломаю голову, потому что есть вещи… Например. В шекспировских персонажах нет комплекса неполноценности, а в русском характере самый сильный комплекс – неполноценности, уничижения. Посмотрите на нашу церковь. Мы же все здесь. И за этим идет все остальное… Мы с вами не в равной ситуации, потому что я рассуждаю, как профессиональный актер, который уже пробовал это, а вы рассуждаете, не сомневаюсь, что со знанием дела, но теоретически. А разговор идет о театре.

В спектакле "Театр времен Нерона и Сенеки", 1985 год

В спектакле «Театр времен Нерона и Сенеки», 1985 год

В фильме Юрия Кары "Гамлет. XXI век", 2010 год

В фильме Юрия Кары «Гамлет. XXI век», 2010 год

— Но мы же смотрим спектакль и верим режиссеру, актерам и тому, что написано в программке: «автор, действующие лица»…

— Смотреть при половом акте, это не значит заниматься половым актом. У армян есть хорошая пословица: «Если бы можно было смотреть и научиться, собака мясника давно была бы мясником». «Мы приходим, смотрим…» Что вы смотрите? Вы смотрите некое изложение. А если вы еще и автора не знаете, то удивляетесь, что, оказывается, Ромео и Джульетта умирают…

— «Это играть не может». Спрашивается, чем же тогда велик «великий русский театр?

— Велик, потому что это театр великого народа.

— На Западе наш театр понимают?

— А вам нужно, чтобы они понимали? Нет, и не надо. Так же как и мы не понимаем их. И не надо. Одно из моих сильных потрясений было, когда я, еще будучи молодым, увидел в Ереване бирманский театр. Бирманский!

Я вам скажу еще «страшнее» вещь: я был в Японии, в театре Кабуки. Натуральный театр Кабуки, не выездной, с подушками, говорили, чтобы попасть туда, нужно 7-8 месяцев ждать билетов. Да, минут пять было интересно. Но я не знаю, про что это. Правда, я не знаю.

"Место встречи изменить нельзя", 1979 год

«Место встречи изменить нельзя», 1979 год

"Сказки старого волшебника", 1984 год

«Сказки старого волшебника», 1984 год

В трагикомедии Г. Данелия "Паспорт", 1990 год

В трагикомедии Г. Данелия «Паспорт», 1990 год

«ПЛОХИЕ АРТИСТЫ – ХОРОШИЕ ТАМАДА»

— Известно, что мир театра и кино – это нешуточная борьба за роли, изощренные интриги. Вам пришлось пройти через это?

— Никогда к этому не имел отношения. В этом плане я счастливый человек. Либо я хотел «эту роль» и получал, либо не хотел. Почему я говорю, что не люблю пробы. Не потому что боюсь, а потому что я должен знать, что роль действительно моя, тогда я буду участвовать. А когда говорят: «Завтра позвоним, скажем, ваша она или нет», мне не нравится.

— По мнению многих ваших коллег, вы можете сыграть решительно все…

— Я бы сказал так: могу сыграть все, но не для всех, а только для тех, кто со мной «одной группы крови», кого я возбуждаю или волную.

— Актер должен возбуждать зрителя?

— Смотря что вы называете «возбуждать». Если говорить об отношениях актеров и зрителей, то, я думаю, мы должны друг друга беспокоить. Беспокоить! Потому что — и я часто об этом говорю — наша проблема в том, что у нас проблема. У вас проблема и у меня проблема. Потом мы в зрительном зале встречаемся, и эти проблемы, не контролируемые нами, сталкиваются. Я играю роль, и вы начинаете плакать, даже если пришли повеселиться. Все искусство держится на этом. Но ЭТО происходит не всегда. Как один мой друг очень хорошо говорил: «Не всякий половой акт ведет к зачатию».

Конечно, какую-то часть зрителей я не беспокою. Помню, после фильма «Ольга Сергеевна» я получил письмо от разгневанной телезрительницы: «С вашей ли фигурой играть героя-любовника?» Замечательная реакция! Или. В «Последней ленте Крэппа» Сэмюэла Беккета я играю Крэппа — полтора часа на сцене в полном одиночестве, только с магнитофоном. Жалею даже, что нет возможности, чтобы у Крэппа вдруг нос, как у сифилитика, отпал — до такой степени «гниет и разлагается» этот человек… И вот на одном спектакле женщина в зале встала и громко сказала: «Позор артисту, позор театру — какой-то маразм!» И ушла. Клянусь вам, я подумал: «Как здорово, какая замечательная живая реакция…» А ведь от подобного отзыва может и кондратий хватить…

— В жизни вам приходилось играть на публику?

— Что вы называете публикой?

— В быту. Например, чтобы понравиться женщине…

— Вы обо мне плохо думаете. Я произвожу впечатление пижона? Одна из главных забот в актерском деле – не нарушить «закон сохранения энергии». Актер, который за столом энергичный, нравится окружающим, ему не хватит энергии на театр, на спектакль. Там требуется максимальная, невероятная энергия! Это плохие артисты – хорошие тамада. В моем представлении.

"Две стрелы. Детектив каменного века", 1989 год

«Две стрелы. Детектив каменного века», 1989 год

"Пистолет с глушителем", 1993 год

«Пистолет с глушителем», 1993 год

"Ширли-мырли", 1995 год

«Ширли-мырли», 1995 год

«СВОЕМУ КОТУ ОБЯЗАН ЖИЗНЬЮ»

— Вы один из немногих оставшихся народных артистов СССР. Как вы относитесь к званиям, наградам за творческие достижения?

— Я очень самодостаточный, меня звания никогда не интересовали, клянусь вам! Они плохо действуют на меня. Я начинаю раздуваться.

— То есть?

— То есть я начинаю становиться не нормальным артистом, а народным. Этакий народный артистище СССР. Если такое произойдет, то лучше уже не идти на сцену. Поверьте, я не кокетничаю. Конечно, это приятная вещь — я не такой идиот, чтобы говорить: не давайте мне ордена. Я должен быть любимым за то, что я есть, а не за то, что я народный-шмародный.

Одна очень хорошая женщина мне сказала: «Вы такое животное, такое натуральное животное!» Она имела в виду, наверное, мое естественное пребывание, и лучшей характеристики мне не надо. Значит, я не играю комплексы человеческие, а возбуждаюсь от запаха — как мой кот возбуждается от запаха рыбы. В моем доме нельзя произносить слово «рыба».

— Это правда, что фотографию своего кота Философа вы носите в бумажнике?

— Конечно. (Показывает.) О! Мое золото! Мое счастье!

— А вы — философ?

— Я? Нет… Это он — причем, самый великий! Он — природа! И живет по самым великим и мудрым законам природы. К тому же я ему жизнью обязан. Знаешь эту историю?

— ?!

— Однажды после тяжелой съемки я на полном ходу заснул за рулем. И меня Фил «разбудил». Мне приснилось, что дверь открылась, и он на меня прыгнул. Я мгновенно проснулся: вижу – лечу по Калининскому проспекту по встречной полосе. Хорошо, час ночи – машин не было… Так что он меня спас.

Со своим котом Филом. Фото из открытых источников

Со своим котом Филом. Фото из открытых источников

«НЕ ЗНАЮ, ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ»

— Вы работали в замечательных актерских ансамблях – что ни фильм, — галерея. Почему актеры практически не общаются друг с другом вне съемок, я уж не говорю о дружбе?

— Если мы с вами займемся этой неблагодарной проблемой, мы, во-первых, должны будем все кишки вытащить и кого-то обязательно обидеть… А во-вторых… Это очень страшный вопрос. Я сейчас буду рассказывать, но все это будет ерунда, копейки, а там глубже остаются айсберги…

Знаете, актерское дело связано с иллюзией, и эту иллюзию нельзя продолжить, иначе все испортишь, это будет уже не иллюзия. Да, с Чурсиной в фильме «Журавушка» мы играли любовь. Да, мы были чуть-чуть влюблены. И я, например, думал: а надо дальше? И пришел к выводу, что… нет.

— Почему нет?

— Потому что это такое… не сказка, это такое, во что мы с вами должны поверить на слово. Однажды, как раз только вышла эта картина, и так она была популярна… А мы в этот момент с женой отдыхали в санатории. И какая-то девушка подлетает к ней: «Ой! Вы – Чурсина?» Хотя моя жена совсем не похожа на Чурсину… Понимаете, это такая вещь оч-чень хрупкая. Вот почему был создан Голливуд, как «общество закрытого типа», почему церковь до сих пор остается тайной за семью печатями? Поэтому нельзя спрашивать: «А вы правда спали вместе?»

— А в актерской дружбе как это сказывается? Скажем, стоило Высоцкому умереть, как у него оказался миллион «ближайших» друзей…

— Вы же сами отвечаете на этот вопрос. Что за дружба, кто дружбу придумал? «Дружба» — это кто такой? Есть интерес, есть еще более важные вещи. Когда мы гуляем («гуляем» — смешно для меня звучит!), я, поднимая тосты, говорю: «Я хочу в тебе нуждаться, и я хочу, чтобы ты во мне нуждался!» Вот это я понимаю, а «дружба» я не знаю что такое.

— А любовь – знаете что такое?

— Любовь? Совсем не знаю что такое. То есть знаю, но для меня любовь это понятие чисто физиологическое. Я не имею в виду половой акт, нет. Вот я люблю его (показывает на фотографию Фила) запах. Я не знаю – это любовь? Я в нем нуждаюсь. Я могу других котов кормить и никогда их не ударю, но своего кота я никогда не предам.

Поэтому я говорю, что любовь понятие физиологическое – это очень хитро придумано природой. Вот моя жена Таня. Я чувствую за нее колоссальную ответственность. Я знаю это и знаю, что никогда ее не брошу. Вот ответственность — да, понимаю, а любовь — нет.

С женой Татьяной Власовой. Фото из открытых источников

С женой Татьяной Власовой. Фото из открытых источников

С женой Татьяной Власовой. Фото из открытых источников

С женой Татьяной Власовой. Фото из открытых источников

— Почему у многих талантливых артистов такие трагические судьбы? Пускаются во все тяжкие, спиваются, уходят молодыми…

— Не знаю. Боюсь, как бы сейчас с вами, не дай бог, не вывели какую-то трагическую формулу. Лично я не вижу в этом никакой закономерности. Меня другое ранит: как некрасиво стареют наши артисты, особенно артистки. Однажды я ехал с покойной Аллой Ларионовой в поезде, и она рассказывала о своих концертах — какая унизительная вещь. Она была вынуждена этим заниматься, потому что жить не на что было: она двадцать с лишним лет не снималась.

Вот что страшновато! Сколько дискомфорта, испытаний, унижений терпят наши артисты! На могиле Рудольфа Валентино десятки красавиц кончили жизнь самоубийством. А если кумиры под забором, извините за выражение, в собственной блевотине — мы имеем много поломанных иллюзий.

— У вас самого когда-нибудь были проблемы с алкоголем?

— Никогда. Один раз — мне было лет двенадцать — кто-то меня напоил портвейном и я отравился. Могу выпить рюмку-другую своего любимого виски, чтобы снять усталость, но больше предпочитаю трезвость.

— А какие у вас отношения с поклонницами?

— Я нормально отношусь к поклонницам и поклонникам — это очень приличные люди. И такого, чтобы я от них убегал, милицию вызывал, — никогда не было. Есть женщины, которые много лет мне пишут. Причем пишут без обратного адреса, то есть, не рассчитывая на ответ. Это очень мне дорого.

"Безумие: вызов и борьба", 2005 год

«Безумие: вызов и борьба», 2005 год

"О, счастливчик", 2009 год

«О, счастливчик», 2009 год

«Я НЕ БОЮСЬ СМЕРТИ»

— Говорят, каждый возраст хорош по-своему. Ваш возраст чем хорош?

— (Пауза.) Очень важно… природа или Бог (я не знаю, как это называется) нам дает знаки. И если мы прислушаемся, мы будем хороши в любом возрасте. Например, вот это не ешь – у тебя изжога будет. Или аллергия на антибиотики – значит, нельзя их колоть. И так далее во всем остальном. Вот, если мы это поймем, значит, мы будем адекватны нашему возрасту. И не будем прыгать как горная козочка…

Это довольно трудная вещь, потому что мы с вами знаем, что случилось с Фаустом по этому поводу. И эта опасность ждет нас всех, особенно в том возрасте, в каком я. Потому что возникает страх: что-то я упустил, что-то я не доел, не допил. Понимаете?

— Вы заговорили о Фаусте. На его месте, как бы вы поступили?

— Если честно, думал на эту тему, но, пока вы меня на его место не поставите, я не знаю ответа, а теоретизировать не берусь. Я вам скажу, например, такую вещь. Я… я так думаю… (Длинная пауза.) что я не боюсь смерти. Это не грустный разговор – к этому мы должны быть готовы. И с той же уверенностью думаю, что могу ошибиться. Потому что не был на этой крайней черте.

Помню, однажды меня спросили: «Вы хотели бы прожить 200 лет?» Не помню, что я тогда ответил, но сейчас я бы сказал: «Да, но при условии, что я напишу список, кто обязательно должен быть еще». Если моего кота Фила не будет, моей жены не будет, зачем мне столько жить? И так у меня мало осталось друзей – умирают – остались один, два, три. А если их тоже не будет, что я здесь один буду делать? Других я уже не найду… Получается, опять же вернемся к Фаусту, мне ни к чему бессмертие.

— Что ваша интуиция подсказывает: ТАМ что-нибудь есть?

— Я должен честно сказать: думаю, что нет. Хотя мне выгодно, чтобы там БЫЛО. Нет, «выгодно» — плохое слово… мне необходимо, что они ТАМ. Моя мама там, моя дочь там, и я к ним пойду… Есть вопросы, на которые мы никогда не ответим. И может, и не надо…

Фото из открытых источников

Фото из открытых источников

А. Джигарханян и его роли

А. Джигарханян и его роли