Янина Жеймо: она не понимала, как Хейфиц, услышав ложную весть о ее смерти, смог так быстро забыть их любовь

Фильмография этой уникальной актрисы насчитывает более 30-ти ролей. Ее невозможно спутать ни с кем. Настолько она была яркая и самобытная.

Янина Жеймо – миниатюрная хрупкая женщина с миловидным детским личиком, имела сильный характер, который помог ей пройти сквозь многочисленные жизненные испытания и стать известной на всю страну актрисой.

Фильмография этой уникальной актрисы насчитывает более 30-ти ролей. Ее невозможно спутать ни с кем. Настолько она была яркая и самобытная.

Детство под куполом цирка

Будущая знаменитость родилась в белорусском городке Волковыск в семье цирковых артистов. Ее отец, польский дворянин Жозеф Болеслав Жеймо, был и наездником, и гимнастом. А мать, Анна Констанция Лозинска, крутила сальто-мортале перед самыми родами. Помимо Янины в семье подрастала еще одна дочь — Эля.

Девочки с раннего возраста постигали азы профессии и были знакомы со всеми жанрами циркового искусства. Единственное, чего не позволял отец своим детям, так это осваивать трюки на высоте, даже несмотря на то, что они имели отличную силовую подготовку и хорошую растяжку.

Фильмография этой уникальной актрисы насчитывает более 30-ти ролей. Ее невозможно спутать ни с кем. Настолько она была яркая и самобытная.-2

В три года Янина вышла к публике под крышей шапито. Малышка несла огромный барабан и стучала в него, совсем не попадая в ритм. Но зрителям нравилось. Так семья и гастролировала по городам и весям, пока их жизнь не изменила трагедия.

Когда Янине исполнилось 14 лет, Болеслав Жеймо сильно простудился и тяжело заболел. Совсем скоро стало понятно, что мужчина не выкарабкается. К тому же у него обнаружили закрытую форму туберкулеза, хотя супруга до последнего отказывалась в это верить и спустила почти все сбережения на его лечение.

После смерти Болеслава осиротела не только семья. Распалась и их цирковая труппа. Матери пришлось переехать в Петроград. Именно здесь она планировала найти работу, чтобы прокормить дочерей.

Фильмография этой уникальной актрисы насчитывает более 30-ти ролей. Ее невозможно спутать ни с кем. Настолько она была яркая и самобытная.-3

Так в 1925 году появилось их трио «Жеймо» быстро покорившее отечественную эстраду. Вот только по поводу будущей профессии у Янины не было сомнений. Она не хотела больше выступать под куполом цирка, а мечтала только об одном — стать актрисой.

Первые шаги





В 15 лет девушка втайне от мамы отправилась поступать в мастерскую ФЭКС (фабрика эксцентрического актера). Но сдать экзамены оказалось совсем непросто. Аттестовали ее руководители студии — молодые режиссеры Григорий Козинцев и Леонид Трауберг.

Их смущал маленький рост и возраст девушки. Незадолго до этого у Янины случился гормональный сбой, и она перестала расти. Ее рост составлял всего 148 сантиметров, а размер ноги едва дотягивал до 31.

Однако цирковая закалка дала о себе знать. Юное дарование показало себя талантливейшей актрисой, исполнив несколько трюков и этюдов из прошлых выступлений. Разумеется, ее приняли в студию.

Фильмография этой уникальной актрисы насчитывает более 30-ти ролей. Ее невозможно спутать ни с кем. Настолько она была яркая и самобытная.-4

Первый фильм с участием Жеймо «Мишки против Юденича» вышел в 1925 году. Там ей досталась роль мальчика. Увидев себя на экране, девушка была сильно разочарована — она показалась себе слишком бледной и невыразительной.

Молодой коллега Андрей Костричкин, как мог, уговаривал подругу. Он объяснил, что киногеничность зависит от работы осветителей, а еще попросил оператора поработать с Яниной, и впредь та стала выглядеть в кадре естественно.

Замуж за игромана и встреча с большой любовью

С тех пор молодые люди не расставались, а вскоре и поженились. В браке родилась дочка. Ее назвали в честь мамы. К сожалению, Костричкин совсем не хотел брать на себя обязанности главы семейства.

Он с удовольствием проводил время за преферансом в компании таких же игроманов. Проблемы жены и дочери его не интересовали. Янина недолго терпела азартного мужа и подала на развод.

Фильмография этой уникальной актрисы насчитывает более 30-ти ролей. Ее невозможно спутать ни с кем. Настолько она была яркая и самобытная.-5

Со своим вторым супругом и любовью всей своей жизни Янина познакомилась на пробах картины «Моя Родина». Режиссер Иосиф Хейфиц был настолько очарован непосредственностью и легкостью молодой артистки, что непременно утвердил ее на роль.

На съёмочной площадке у них завязались романтические отношения. Чувства были настолько сильными, что режиссер и актриса решили пожениться.

Фильмография этой уникальной актрисы насчитывает более 30-ти ролей. Ее невозможно спутать ни с кем. Настолько она была яркая и самобытная.-6

Это была по-настоящему счастливая семья. Молодой режиссер подавал большие надежды и готов был носить супругу на руках. К тому же он всем сердцем полюбил дочь Янины как свою родную. Актриса много снималась, и тогда все заботы о ребенке муж брал на себя. Вскоре у пары родился сын Юлий, которому суждено было стать успешным в Польше кинооператором.

Карьера

В основном Жеймо доставались образы подростков, и она великолепно с ними справлялась. Артистка была настолько убедительна и органична в своих ролях, что ни зрители, ни дети-актеры представить себе не могли, что перед ними мать двоих детей.

Фильмография этой уникальной актрисы насчитывает более 30-ти ролей. Ее невозможно спутать ни с кем. Настолько она была яркая и самобытная.-7

Две короткометражные комедии — «Разбудите Леночку» и «Леночка и виноград» принесли ей популярность и признание. Примечательна была и роль Аси-«пуговицы» в фильме «Подруги» (1935 г.). А образ слепой девушки из фильма «Доктор Калюжный» был настолько правдоподобен, что зрители завалили студию «Ленфильма» жалобными письмами.

Одним словом, в довоенные годы Жеймо была настолько востребована, что, вернувшись с одних съемок, сразу же спешила на другие. Ее персонажи отличались озорным характером и одновременно бесстрашием и отвагой. Именно такие героини были необходимы зрителям в предвоенные годы.

Фильмография этой уникальной актрисы насчитывает более 30-ти ролей. Ее невозможно спутать ни с кем. Настолько она была яркая и самобытная.-8

Он думал, что она погибла

В начале Великой Отечественной войны Янина отправила дочку и сына к дальним родственникам в Алма-Ату. Иосиф Хейфиц в это время находился в Монголии, где заканчивал работу над фильмом «Его зовут Сухэ-Батор». А позже должен был приехать в Ташкент монтировать новый фильм. Детей он планировал забрать с собой.

Сама актриса осталась в Ленинграде и, как могла, помогала своему городу. По ночам таскала мешки с песком, дежурила на крышах и гасила зажигательные бомбы, а днем выступала в госпиталях с концертными программами. Кроме того, она ухаживала за больной сестрой, отдавая ей и племяннику часть своего продуктового пайка.

Только в 1942 году они смогли покинуть Ленинград. Жеймо с сестрой, племянником и коллегами повезли на поезде в Ташкент. Состав двигался очень медленно, то и дело пропуская военные эшелоны. На одном из полустанков известную артистку вместе с труппой пригласили в свой вагон военные, ехавшие в том же поезде.

Фильмография этой уникальной актрисы насчитывает более 30-ти ролей. Ее невозможно спутать ни с кем. Настолько она была яркая и самобытная.-9

В это время налетела вражеская авиация, и вагон, в котором остались близкие Янины, был полностью уничтожен. Возникла неразбериха. Посчитав Жеймо погибшей, ответственные люди отправили печальное известие мужу.

Все по-разному справляются с горем. Иосиф был уверен, что жена погибла, и не видел ничего плохого в том, чтобы продолжить жить дальше с другим человеком. Тем более «воскресшая» Янина смогла добраться до Ташкента лишь через два месяца. Но дверь квартиры, где проживала ее семья, открыла незнакомая женщина…

Фильмография этой уникальной актрисы насчитывает более 30-ти ролей. Ее невозможно спутать ни с кем. Настолько она была яркая и самобытная.-10

Депрессия

Актриса безумно любила супруга, но ничего не хотела больше слышать о человеке, который, как она считала, её предал. Сам он предпринял множество попыток возобновить отношения. А когда понял, что все напрасно, написал любимой прощальное письмо.

В нем он обвинил ее в том, что она посмела судить его, оставшегося с двумя детьми на руках и поверившего через несколько месяцев известию о ее смерти. Они расстались, но каждый из них остался со своей болью, от которой избавиться получилось еще не скоро.

После разрыва Янина тяжело заболела. Нервный срыв дал осложнение на психику, у нее начались глобальные провалы в памяти, отказали ноги. С болезнью ей помог справиться доктор, прописавший особую микстуру, которая на деле оказалась обычной сладенькой водичкой.

Фильмография этой уникальной актрисы насчитывает более 30-ти ролей. Ее невозможно спутать ни с кем. Настолько она была яркая и самобытная.-11

Эффект плацебо сработал, исцелив актрису от выгорания. Вместе с этим она захотела жить еще больше, а самое главное — смогла вернуться к профессии.

Золушка

В 1947 на экраны вышел фильм-сказка «Золушка». 37-летняя Янина, сыгравшая юную замарашку Золушку, была утверждена не сразу. Режиссер картины Надежда Кошеверова рассматривала другую кандидатуру. А вот сценарист Евгений Шварц видел в этой роли только Жеймо.

Зная ее трудную судьбу, он был уверен, что Янина в полной мере покажет на экране не только все свое обаяние и нежность, которых в ней было хоть отбавляй. Но и вызовет у зрителя сострадание.

Фильмография этой уникальной актрисы насчитывает более 30-ти ролей. Ее невозможно спутать ни с кем. Настолько она была яркая и самобытная.-12

Так и вышло. Эта роль принесла артистке вторую волну популярности. Ее выдающаяся игра вызвала восторг у критиков, которые предсказывали ей блестящее будущее в киноиндустрии.

После премьеры фильма режиссеры один за другим предлагали ей роли юных подростков и девочек, считая, что она более всего подходит для них. Любая на ее месте воспользовалась бы этим, но Янина приняла решение, удивившее всех.

На пике популярности она ушла из кино. В народе пошли слухи, что ее работа в «Золушке» не понравилась Иосифу Сталину, и якобы режиссеры перестали приглашать актрису на съемки.

Фильмография этой уникальной актрисы насчитывает более 30-ти ролей. Ее невозможно спутать ни с кем. Настолько она была яркая и самобытная.-13

Более правдоподобна версия о том, что из-за слабого здоровья и возраста она уже не могла играть детей, да и не хотела, а в другом амплуа ее просто не воспринимали.

Как бы там ни было, но без работы 45-летняя Жеймо не осталась. Она занялась озвучиванием мультфильмов и дубляжем. Персонажи картин «У стен Малапаги», «Жюльетта» и мультяшная Герда из «Снежной королевы» заговорили благодаря именно ей.

Замуж из благодарности

Еще до съемок в «Золушке» Янина встретила своего последнего мужа. Польский режиссер Леон Жанно появился рядом с ней в самый трудный период жизни и помог справиться с депрессией.

Как потом рассказывала дочь актрисы, мама вышла в третий раз замуж из благодарности. Ее сердце по-прежнему принадлежало лишь одному человеку — Иосифу Хейфицу.

Фильмография этой уникальной актрисы насчитывает более 30-ти ролей. Ее невозможно спутать ни с кем. Настолько она была яркая и самобытная.-14

В 1957 году Леон решил перевезти жену в Польшу. Сын Юлий уехал с матерью, а вот дочь осталась в Москве. Янина Костричкина устраивала свою личную жизнь и получила работу литературного обработчика синхронного перевода иностранных картин на «Мосфильме».

К сожалению, ни былая слава, ни бесспорный талант не помогли Жеймо адаптироваться в новой стране и применить себя. Семья жила скромно в небольшом доме. Единственным их доходом была зарплата мужа, который работал на местной киностудии.

Тридцать лет Янина Болеславовна прожила в Варшаве. Несмотря на стесненные условия и отсутствие работы, женщина обрела здесь душевное спокойствие и, наконец, смогла отпустить все свои обиды и разочарования.

Фильмография этой уникальной актрисы насчитывает более 30-ти ролей. Ее невозможно спутать ни с кем. Настолько она была яркая и самобытная.-15

Она научилась стряпать пироги и сладкий хворост и старалась повсюду сопровождать мужа. А при любом удобном случае приезжала в Советский Союз навестить дочь и внучку.

Перед смертью советская актриса наказала детям похоронить ее в Москве. В 1987 году ее тело перевезли в столицу. Похороны были тихими и скромными. В последний путь ее провожали дети, муж и несколько поклонников.

Леон пережил любимую супругу на 10 лет и все эти годы бережно хранил память о ней.