Яркая жизнь и тайные похороны Алексея Жаркова

"Торпедоносцы" (1983).

27 марта 1948 года родился народный артист России Алексей Дмитриевич Жарков.

Ещё школьником Алексей хотел выступать на сцене. В 1960 году, когда ему было 12 лет, он стал победителем городского конкурса чтецов. Причем никто из взрослых ему не помогал. Он сам выбрал материал и сам репетировал своё выступление перед зеркалом.

Его заметили и включили в программу праздничного концерта в честь 15-летия Победы, который проходил в Колонном зале Дома Союзов.

И вот там, на концерте, талантливого школьника заметил известный режиссёр Марк Донской. После короткой собеседования и фотопроб он утвердил его на одну из главных ролей в художественном фильме «Здравствуйте, дети!».

"Здравствуйте, дети!" (1962).

«Здравствуйте, дети!» (1962).

Эти съёмки окончательно убедили Алексея в том, что он хочет стать актёром. И что он обязательно им будет. Вся его дальнейшая жизнь была нацелена только на сцену.

После школы он с первого раза поступил в самый крутой театральный ВУЗ страны – Школу-студию МХАТ. Причем на экзамене он не стал говорить, что уже снимался в кино, а просто с блеском выполнил своё творческое задание.

В 1971 году 23-летнего дипломированного актёра зачислили в труппу Театра имени Ермоловой. В то время худруком театра был Владимир Андреев, который стал доверять молодому актёру главные и ключевые роли, но при условии, что тот не будет отпрашивать из театра для съёмок в кино.

Лишь через несколько лет, в конце 70-х годов, Жарков научился совмещать театр и кино без ущерба для сцены.

"Познавая белый свет" (1978).

«Познавая белый свет» (1978).

Он мог целый день провести в театре на репетициях, потом отыграть вечерний спектакль, а после него до утра сниматься на киностудии. На сон оставалось 3-4 часа. И так случалось довольно часто и длилось неделями и даже месяцами.

"Торпедоносцы" (1983).
"Парад планет" (1984).
"Десять негритят" (1987).

«Торпедоносцы» (1983).

При этом он никогда и нигде не халтурил и не играл вполсилы. Был очень требователен к себе и к коллегам. Вот как о совместно работе с ним вспоминала Лариса Лужина:

«В «Тайне дворцовых переворотов» Алексей играл Долгорукого, а я — княгиню Долгорукую. Во время репетиций он доводил себя до такого эмоционального, нервного состояния, а потом доводил всех, включая режиссера, до белого каления. И когда уже хотелось его задушить — вот тут он начинал выдавать такое, что диву все давались! А я в этот момент чувствовала себя словно выжатой. Да, он тянул одеяло роли на себя – у него такой способ был входить в образ…

Он очень тонкий, нервный был. Я его ставлю в один ряд со Смоктуновским, Олегом Далем. Это группа артистов с очень нервной структурой…»

"Тайны дворцовых переворотов" (2000-2008).

«Тайны дворцовых переворотов» (2000-2008).

Такие эмоциональные нагрузки не могли пройти бесследно. К тому же он снимал напряжение, как и многие его коллеги алкоголем.

Первые микроинсульты стали проявляться прямо на сцене и на съёмках. Когда он вдруг бледнел, зависал и старался сразу же присесть. Это продолжалось несколько секунд, но потом он, как ни в чем не бывало, опять продолжал играть. Зрители в зале это не замечали, а вот коллеги не заметить не могли.

"Мигранты" (1991).

«Мигранты» (1991).

Ему не было шестидесяти, когда после медицинского обследования врач настоятельно предложил ему сделать в работе перерыв и заняться здоровьем. Но он продолжал активно работать и не забывал про «зелёного змея».

Первый полноценный инсульт случился в 2012 году. Актёр на полгода попал в больницу. Неделю он был почти полностью парализован. Но постепенно болезнь его отпустила. Он заново учился говорить, потом ходить, тренировал память, и дни напролёт проводил в реабилитационном центре. Вернуться на сцену и в кино было для него мощнейшей мотивацией, и он трудился над собой с утра и до вечера.

"Палата №6" (2009). Последняя роль в кино.

«Палата №6» (2009). Последняя роль в кино.

Как только Жарков почувствовал себя лучше, он тут же поехал на киностудию искать роли в кино, так как в театре он уже выпал из репертуара. Но и в кино для него работы не находилось. Режиссёры побаивались брать актёра в работу с непредсказуемым здоровьем.

Он каждый день с утра приезжал на «Мосфильм» бодрячком бегал по коридорам и пытался найти хоть какую-нибудь роль. До этого он почти тридцать лет был сверхвостребованным актёром, поэтому безработица и забвение убивали его ещё больше, чем болезнь.

Весной 2016 года случился ещё один инсульт, который стал последним. Примерно два месяца он пролежал в больнице, опять пытался подняться, но уже не смог и 5 июня скончался.

Его близкие могли рассчитывать на торжественные проводы и могилу на одном из престижных столичных кладбищ. Но они отказались от предложений властей и втайне от всех поклонников, похоронили его на обычном подмосковном кладбище, недалеко от дачи, на которой Жарков любил проводить время.

Позже нашлись и те, которые упрекнули его родных за такие тихие проводы. Мол, с ним хотели проститься сотни людей, но о похоронах узнали уже после того, как тело было погребено.

Но лично я считаю, что они сделали всё правильно. Тем более, что это было последней волей 68-летнего умершего.

27 марта 1948 года родился народный артист России Алексей Дмитриевич Жарков. Ещё школьником Алексей хотел выступать на сцене.-7

Могила знаменитого актёра находится на Покровском кладбище недалеко от подмосковного посёлка Селятино. Сегодня Алексею Жаркову исполнилось бы всего 76 лет.

Михаил Лешков.