27 марта 1948 года родился народный артист России Алексей Дмитриевич Жарков.
Ещё школьником Алексей хотел выступать на сцене. В 1960 году, когда ему было 12 лет, он стал победителем городского конкурса чтецов. Причем никто из взрослых ему не помогал. Он сам выбрал материал и сам репетировал своё выступление перед зеркалом.
Его заметили и включили в программу праздничного концерта в честь 15-летия Победы, который проходил в Колонном зале Дома Союзов.
И вот там, на концерте, талантливого школьника заметил известный режиссёр Марк Донской. После короткой собеседования и фотопроб он утвердил его на одну из главных ролей в художественном фильме «Здравствуйте, дети!».
«Здравствуйте, дети!» (1962).
Эти съёмки окончательно убедили Алексея в том, что он хочет стать актёром. И что он обязательно им будет. Вся его дальнейшая жизнь была нацелена только на сцену.
После школы он с первого раза поступил в самый крутой театральный ВУЗ страны – Школу-студию МХАТ. Причем на экзамене он не стал говорить, что уже снимался в кино, а просто с блеском выполнил своё творческое задание.
В 1971 году 23-летнего дипломированного актёра зачислили в труппу Театра имени Ермоловой. В то время худруком театра был Владимир Андреев, который стал доверять молодому актёру главные и ключевые роли, но при условии, что тот не будет отпрашивать из театра для съёмок в кино.
Лишь через несколько лет, в конце 70-х годов, Жарков научился совмещать театр и кино без ущерба для сцены.
«Познавая белый свет» (1978).
Он мог целый день провести в театре на репетициях, потом отыграть вечерний спектакль, а после него до утра сниматься на киностудии. На сон оставалось 3-4 часа. И так случалось довольно часто и длилось неделями и даже месяцами.
«Торпедоносцы» (1983).
При этом он никогда и нигде не халтурил и не играл вполсилы. Был очень требователен к себе и к коллегам. Вот как о совместно работе с ним вспоминала Лариса Лужина:
«В «Тайне дворцовых переворотов» Алексей играл Долгорукого, а я — княгиню Долгорукую. Во время репетиций он доводил себя до такого эмоционального, нервного состояния, а потом доводил всех, включая режиссера, до белого каления. И когда уже хотелось его задушить — вот тут он начинал выдавать такое, что диву все давались! А я в этот момент чувствовала себя словно выжатой. Да, он тянул одеяло роли на себя – у него такой способ был входить в образ…
Он очень тонкий, нервный был. Я его ставлю в один ряд со Смоктуновским, Олегом Далем. Это группа артистов с очень нервной структурой…»
«Тайны дворцовых переворотов» (2000-2008).
Такие эмоциональные нагрузки не могли пройти бесследно. К тому же он снимал напряжение, как и многие его коллеги алкоголем.
Первые микроинсульты стали проявляться прямо на сцене и на съёмках. Когда он вдруг бледнел, зависал и старался сразу же присесть. Это продолжалось несколько секунд, но потом он, как ни в чем не бывало, опять продолжал играть. Зрители в зале это не замечали, а вот коллеги не заметить не могли.
«Мигранты» (1991).
Ему не было шестидесяти, когда после медицинского обследования врач настоятельно предложил ему сделать в работе перерыв и заняться здоровьем. Но он продолжал активно работать и не забывал про «зелёного змея».
Первый полноценный инсульт случился в 2012 году. Актёр на полгода попал в больницу. Неделю он был почти полностью парализован. Но постепенно болезнь его отпустила. Он заново учился говорить, потом ходить, тренировал память, и дни напролёт проводил в реабилитационном центре. Вернуться на сцену и в кино было для него мощнейшей мотивацией, и он трудился над собой с утра и до вечера.
«Палата №6» (2009). Последняя роль в кино.
Как только Жарков почувствовал себя лучше, он тут же поехал на киностудию искать роли в кино, так как в театре он уже выпал из репертуара. Но и в кино для него работы не находилось. Режиссёры побаивались брать актёра в работу с непредсказуемым здоровьем.
Он каждый день с утра приезжал на «Мосфильм» бодрячком бегал по коридорам и пытался найти хоть какую-нибудь роль. До этого он почти тридцать лет был сверхвостребованным актёром, поэтому безработица и забвение убивали его ещё больше, чем болезнь.
Весной 2016 года случился ещё один инсульт, который стал последним. Примерно два месяца он пролежал в больнице, опять пытался подняться, но уже не смог и 5 июня скончался.
Его близкие могли рассчитывать на торжественные проводы и могилу на одном из престижных столичных кладбищ. Но они отказались от предложений властей и втайне от всех поклонников, похоронили его на обычном подмосковном кладбище, недалеко от дачи, на которой Жарков любил проводить время.
Позже нашлись и те, которые упрекнули его родных за такие тихие проводы. Мол, с ним хотели проститься сотни людей, но о похоронах узнали уже после того, как тело было погребено.
Но лично я считаю, что они сделали всё правильно. Тем более, что это было последней волей 68-летнего умершего.
Могила знаменитого актёра находится на Покровском кладбище недалеко от подмосковного посёлка Селятино. Сегодня Алексею Жаркову исполнилось бы всего 76 лет.
Михаил Лешков.