Этот фильм, не имеющий аналогов в советском кино, завоевал особое место в сердцах зрителей. Цитаты, которыми изобилует кинолента, пользовались взрослые и дети, а актеры, прекрасно сыгравшие свои роли, пользовались огромной зрительской любовью . Однако внутри самой съемочной группы и среди актерского состава отношение к фильму было неоднозначным.
Поиск актеров и напряженные моменты
Реальный прототип был только у Шарапова./Фото: https://pic.rutubelist.ru/
В 1978 году бюджет фильма составил чуть более 800 тысяч рублей, чего еле хватало для съемок первых двух серий. Владимир Высоцкий, уже на стадии сценария закрепивший за собой роль Глеба Жеглова и сумевший убедить братьев Вайнеров переработать ее под себя, в самый последний момент решил отказаться от роли, так как после долгого ожидания получил разрешение на выезд за границу.
Марина Влади, убеждала его поехать с ней во Францию. Режиссер Станислав Говорухин изо всех сил старался остановить Высоцкого. Кстати, если бы режиссёр не сумел убедить худсовет в необходимости участия Высоцкого, картина получилась бы совершенно иной. Актёр не жалел для роли эмоций и сил, работал до изнеможения: постоянно перемещался между столицей и Одессой на самолёте, оказывал помощь другим актёрам и иногда даже подменял Говорухина.
Владимир Конкин вспоминал, что однажды ему не удавалось долгое время правильно произнести сложный монолог, и когда, наконец, дубль был отснят, операторы света категорически отказались снимать ещё один, так как рабочее время закончилось. Спор продолжался, пока не появился Высоцкий. Внезапно все замолчали, и в этой тишине был слышан только громкий скрип сапог Жеглова. Он произнёс только одну фразу, где искусно вплел «русский трёхэтажный». Осветители тут же приступили к работе.
Высоцкий оказал помощь Станиславу Садальскому в воплощении образа вора Кирпича. Получилось так здорово, что когда состоялась премьера фильма , вор в законе Прокофьев (Шора) отправил ему ящик хорошего алкоголя с пожеланием выпить за братву, а также заказал за свой счет стол в дорогом ресторане. Высоцкий также предложил включить в образ Васи Векшина белое офицерское кашне. Ему принадлежит идея с изображением Вари на подвальной двери. Он лично снял некоторые эпизоды как режиссёр, включая сцену допросов Фокса и доктора Груздева, а также момент с убийством Векшина. Говорухин выделил ему 7 дней, но талантливому Владимиру хватило четырех.
Интересно, что лишь у персонажа Конкина существовал реальный прототип — легендарный сотрудник МУРа Арапов. Говорили, что визуально он слегка напоминал Конкина, но по складу характера был копией Жеглова.
Шарапова мог сыграть Евгений Леонов-Гладышев или Иван Бортник. Но руководство предложило Конкина, чья известность была подкреплена ролью революционера Павла Корчагина.
Всеволод Абдулов, друг Высоцкого, исполнивший роль милиционера Соловьева, недавно перенес тяжелую аварию. На съемках по сути вершилась его кинематографическая судьба. К сожалению, он страдал от последствий черепно-мозговых травм, забывал слова, имена, называл Высоцкого в кадре Володей, а не Глебом.
Актер Белявский, игравший жестокого рецидивиста Фокса тоже столкнулся с трудностями. Он искал и не находил правильный подход к роли. В итоге Высоцкий посоветовал ему просто-напросто изобразить мужчину, который любит только себя.
Рассказ о реальной банде
В реальности банду возглавлял молодой передовик производства Митин, а вовсе не Горбатый./Фото: https://www.slamdunk.ru/
В основе телевизионного шедевра, созданного по мотивам повести братьев Вайнеров «Эра милосердия», лежит реальная история группы преступников, возглавляемой Иваном Митиным. Эта группировка действовала в Москве с 1950 по 1953 год.
Группа жестоких преступников совершила 28 ограблений, в результате которых было убито 11 человек, 18 получили ранения, а общая сумма награбленного составила 300 тысяч рублей. В отличие от вымышленной «Чёрной кошки», члены этой банды не были рецидивистами или представителями криминального мира. Наоборот, они были достаточно успешными молодыми людьми: комсомольцами и коммунистами. Лидер банды, 23-летний Митин, работал мастером на заводе оборонного назначения No 34 и в 1953 году получил орден Трудового Красного Знамени. В шайке также состояли 8 других работников завода, два военных курсанта училища и студент института авиации. «Интеллектуальным ядром» был победитель соцсоревнования, член КПСС Пётр Болотов. Члены группировки, юные и безжалостные, не считали человеческую жизнь чем-то ценным и никого не щадили — ни сотрудников милиции, ни простых граждан.
Наиболее известным преступлением банды был грабеж в магазине Тимирязевского района Москвы зимой 1950 года. Бандиты, выдав себя за сотрудников КГБ, вошли в помещение, угрожая оружием, собрали всех присутствующих в одной комнате и украли из кассы 68 000 рублей. Этими деньгами они пользовались до осени, после чего возобновила свою деятельность. Очень жестоким актом было ограбление ресторана «Голубой Дунай», где в результате перестрелки был убит сотрудник милиции и двое посетителей получили смертельные ранения. После этого банда активизировалась, нападая на железнодорожные станции, опустошая лавки, палатки и магазины.
Городские слухи связывали преступления банды с Лаврентием Берией, предполагая, что он был способен использовать их для устранения Хрущёва. После долгих поисков бандиты были ликвидированы в начале 1953 года: Митин и его ближайший соратник Самарин получили высшую меру, а остальные — разные тюремные сроки.
Мистика на съемочной площадке
Высоцкий хотел, чтобы Варю Синичкину играла Марина Влади./Фото: https://bloknot.ru/
Изначально фильм носил название «Чёрная кошка». И это как будто навело порчу на коллектив. Между создателями ленты постоянно возникали конфликты. Прежде всего, режиссёр Говорухин был крайне недоволен тем, что Высоцкий навязывал своих кандидатов на некоторые роли. Например, говорил, что роль Вари следует отдать Марине Влади. Режиссёру приходилось успокаивать Высоцкого. Также Говорухин запретил певцу исполнять свои произведения в киноленте, и между ними произошла серьезная ссора. Певец в гневе воскликнул, что, возможно, он снимается в последний раз. Как будто предчувствовал скорую гибель.
У Высоцкого не сложились отношения с Конкиным, который уже был известен и имел амбиции. Высоцкий стремился быть первым во всём. Однако напряжение между актёрами, наоборот, способствовало успеху: пререкания сотрудников МУРа выглядели очень естественно на экране. Конкин вспоминал, что даже порывался отказаться от роли, так как Высоцкий изводил его до нервного истощения. Может быть, ссоры между ними были вызваны тем, что ставка Конкина была в 2 раза выше, чем у Высоцкого.
Очень опасным эпизодом стал трюк со «студебекером», упавшим в Яузу при погоне за бандитами. Для его съёмки режиссер отыскал неисправный старый грузовик, планируя привести его в движение с помощью толкача, а затем заснять, как машина скатывается поберегу и летит в воду. Каскадёр Жариков вспоминал, что просил соорудить трамплин перед рекой. Надо было, чтобы грузовик немного подпрыгнул перед падением. Однако съёмочная команда соорудила горку из рыхлого грунта.
Тяжеленный автомобиль провалился, «воткнулся» в бордюр, потерял скорость и полетел в реку. Кабина смялась и погрязла в толстенном слое слой ила. Внутри машины остались два каскадёра: Федулов и Жариков. Дверцу заклинило. К счастью, мужчины смогли выплыть. Жариков позднее признался, что самостоятельно вылезти не мог, воздух заканчивался, и вдруг на помощь пришёл неизвестный спасатель: вытащил его и подтолкнул к поверхности. Удивительно, но перед началом съёмок этого эпизода грузовик-толкач никак не могли завести.
Таким образом, съёмки фильма были наполнены не только творческими, но и опасными моментами, которые, тем не менее, придали ленте особый драматизм и напряжение.
Странные события после выхода фильма
Многие актеры столкнулись с неприятностями после съемок в фильме.
Несмотря на чрезвычайную популярность киноленты, многие из участников-актёров избегают воспоминаний о ней. Их персонажи словно оказались проклятыми. Актёр Белявский-Фокс, застрял в амплуа негодяя, даже на открытках для фанатов писал «Фокс». Станислав Садальский, исполнитель роли вора Кирпича, и поныне не жалует свою роль, хотя соглашается, что она сделала его знаменитым и любимым.
Наталья Ченчик, изобразившая «ложную» Аню, крайне негативно относится к фильму. Она мечтала сыграть подругу Фокса, но Говорухин отверг её, заявив, что её слишком скромная внешность не подходит. Это сильно поколебало её самооценку. Людмила Давыдова (Верка-модистка), через небольшое время после завершения съёмок совершила самоубийство. Кинолента также оказалась последней для Высоцкого, который скончался спустя 8 месяцев после выхода фильма. Несмотря на изменение названия, картина не смогла изменить судьбу героев.