4 марта народной артистке России Ларисе Лужиной исполняется 85
Лариса Лужина
О ней кто-то здорово сказал: «Даже если бы Лариса Лужина совсем ничего не сыграла в кино, она все равно, подобно Анне Керн, вошла бы в историю, потому что была воспета и увековечена в стихах, которые в нашей стране знает каждый». Но, к счастью, она сыграла немало ролей в прекрасных картинах, недаром уже много лет ее величают не иначе как «звезда советского экрана».
Правда, сама Лариса Анатольевна уверяет, что настоящей звездой себя никогда не ощущала. Да и неотразимой красавицей — тоже, считает, что у нее неправильные черты лица, широкая кость. «Из красоты у меня, — улыбается она, — только мои зеленые глаза, которые могут менять цвет. Вот они мне до сих пор нравятся!» О себе говорит без лукавства: «Я вообще не причисляю себя ни к «легендарным», ни к «выдающимся». Я хорошая актриса. Но не более». А свою успешную актерскую судьбу объясняет чистой воды везением.
Сегодня народная артистка России Лариса Лужина живет в одном их живописнейших районов Москвы – Крылатском. По-прежнему востребована – снимается, ездит на фестивали, встречается со зрителями. И на вопросы о съемках отвечает: «Ради интересной работы я до сих пор готова горы свернуть!»
Л. Лужина
Л. Лужина
Л. Лужина
Предлагаю откровенное интервью Ларисы Лужиной. Фотографии из семейного архива актрисы.
ПЕРВАЯ АКТЕРСКАЯ НАГРАДА
— Лариса Анатольевна, говорят, еще во младенчестве вам что-то необычное предсказали. Что именно?
— Я родилась с длинными волосами, настолько длинными, что все в роддоме удивились. И цыганка нагадала, что я буду пользоваться огромным успехом у мужчин, у меня будет много мужей и поклонников, а в итоге останусь одна.
— Сбылось?
— Я считаю, что да. Потому что не могу пожаловаться на мужское невнимание, четырежды была замужем. И я как сумасшедшая влюблялась, и меня безумно любили. Все мои романы были замешаны исключительно на страсти, ничего другого вокруг не существовало. И выходила замуж только по взаимной любви. А на сегодняшний день такого близкого, любимого человека, с которым могла бы делить все радости и невзгоды, рядом нет. Я сейчас не говорю о четырех моих замечательных мужиках — сыне Павле Шувалове и трех внуках – Данииле, Матвее и Прохоре…
Хотя, с другой стороны, что здесь необычного? Не все же пары всю жизнь живут счастливо и умирают в один день. Одиночество можно предсказать еще до рождения практически любому.
— Яркую актерскую судьбу в детстве что-нибудь предвещало?
— Да нет, пожалуй. Насколько я знаю, в моей родне никогда актеров не было. Да и время какое тяжелое было – война! Мой папа, бабушка, старшая сестренка Люся умерли страшной смертью — от голода и бомбежек в блокадном Ленинграде. Как мы с мамочкой уцелели, до сих пор для меня загадка. Ели все: варили кожаные ремни отца, клейстер с обоев…
Правда, стихи я с самого раннего детства любила, многие помнила наизусть и с удовольствием декламировала.
Лариса, 1942 год
— Первое публичное выступление осталось в памяти?
— Когда блокаду сняли, мы с мамой оказались в эвакуации — в городке Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области. Мама устроилась работать на мясокомбинат. В канун Нового 1945 года руководство устроило для детей работников предприятия праздник. На нем я читала стихотворение Александра Твардовского «Рассказ танкиста». Старалась читать повыразительнее… Никогда не забуду, как произнесла последние строки «Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку, но как зовут, забыл его спросить» и вдруг вижу: все в зале плачут. Директор мясокомбината взяла меня на руки, отнесла за сцену и вручила… котлету. Такой вкусноты и такого запаха никогда больше не было в моей жизни – до сих пор ее вкус помню. Это была моя первая актерская награда!
С мамой и бабушкой
ГЕРАСИМОВ СКАЗАЛ: «ДЕТОЧКА, БЕРУ!»
— Теперь давайте по порядку. Откуда тяга к сцене?
— В моей актерской судьбе немало случайного. Я родилась в Ленинграде, но после войны мы с мамой оказались у родственников в Таллине. Там я с детского сада до института — все свое детство, отрочество и юность провела. Еще в школе попала в великолепный молодежный драмкружок — из него вышло много талантливых и впоследствии ставших знаменитыми артистов, среди которых Володя Коренев, Игорь Ясулович, Виталий Коняев… Свои спектакли мы показывали даже на профессиональной сцене!
И конечно, все мечтали стать актерами. Я поехала поступать в Ленинградский институт театра, музыки и кино, рассудив: все-таки поближе к дому. Но провалилась на первом же туре.
— В приемной комиссии вам объяснили причину?
— Сказали: чувствуется прибалтийский акцент, хотя никакого акцента у меня не было. Думаю, причина была в том, что переволновалась, была скованная, сжатая и не раскрылась толком. Вернулась с мыслью «значит, недостойна, нет у меня искры Божьей». И пошла работать — надо же было маме помогать, не сидеть же у нее на шее. Сначала упаковывала таблетки на фармацевтическом заводе, потом выдавливала по формочкам зефир на кондитерской фабрике «Калев».
— Ничего себе! «Сладкая» жизнь!
— На самом деле врагу такого не пожелаешь! Работа в три смены по восемь часов, две из которых ночные – физически очень трудная, нудная, неинтересная. А платили — копейки. За полтора года, что я там проработала, надышалась сахарной пудрой так, что до сих пор даже видеть этот зефир не могу.
Таллин, середина 1950-х
Однажды в газете наткнулась на объявление: в Таллине открылся Дом моделей, идет набор манекенщиц. И я, никому не сказав, пошла показываться. У меня была стройная точеная фигурка, рост 172, я им подошла. Меня называли «улыбающейся манекенщицей».
— За солнечную улыбку?
— За то, что не выглядела отрешенно, как тогда было принято на подиуме, на всех показах всегда шла и вся сияла, настолько чувствовала себя счастливой.
Именно там в 1959 году меня заметила ассистентка режиссера фильма «Незваные гости» Лейда Лайус. В результате я получила приглашение сыграть в этом фильме крошечный эпизодик — певицу ночного кабаре. Всего несколько секунд в кадре — я «спела» под фонограмму и все. Но этот эпизод перевернул всю мою жизнь. Вскоре Герберт Раппапорт пригласил меня на главную роль в картине «В дождь и в солнце».
— Вы почувствовали, что это шанс?
— Я тогда вообще об этом не думала. Я мечтала о театральной сцене, а не о кино. Но Лейда Лайус, которая училась на режиссерском факультете во ВГИКе, опять поучаствовала в моей судьбе. Она узнала, что Сергей Герасимов и Тамара Макарова добирали в свою мастерскую во ВГИКе двух учениц, и показала Герасимову мою фотографию из фильма «Незваные гости». А там у меня прическа под Марину Влади, ресницы наклеены, полуобнаженная почти…
Он посмотрел неодобрительно на это безобразие и говорит: «Я ничего здесь не вижу, пускай приезжает сюда!»Мы с мамой вдвоем жили, лишних денег в семье на поездку не было. И тут удача: получаю приглашение в Москву на пробу в новую картину Алова и Наумова «Мир входящему». На «Мосфильме» мне оплатили билет, поселили в гостиницу «Украина», а Герасимов и Макарова жили в двух шагах от гостиничного корпуса. Набралась я смелости, пришла к ним домой и прочитала монолог Ларисы Дмитриевны из «Бесприданницы». Сергей Аполлинарьевич сказал: «Деточка, беру!» Помню, от радости я прыгала в их квартире до потолка!
Л. Лужина в юности
НИКОНЕНКО ЧУТЬ НЕ ДОВЕЛ ТАМАРУ МАКАРОВУ ДО ОБМОРОКА
— Во ВГИКе вы оказались в очень интересной компании юных дарований – с вами учились Николай Губенко, Галина Польских, Жанна Болотова, Жанна Прохоренко, Сергей Никоненко, Евгений Жариков…
— Там были еще Таня Гаврилова, Булат Мансуров, Карен Хачатурян — сын композитора Арама Ильича Хачатуряна. У нас был очень дружный курс, тогда даже говорили, что чуть ли не самый-самый дружный за все время существования вуза. Все друг другу помогали, поддерживали, бесконечно устраивались какие-то вечеринки. Студенческая жизнь в общежитии для меня — самый веселый и счастливый период! Но сразу после окончания ВГИКа вся наша дружба куда-то улетучилась…
— С тех пор вообще не общаетесь?
— К сожалению, многих однокурсников уже нет в живых, а остальных жизнь развела. Правда, несколько лет назад в марте на мой юбилей многие звонили, поздравляли. Сергей Петрович Никоненко с Кареном даже заехали в гости. Конечно, мы с удовольствием повспоминали молодость, смешные случаи, курьезы и «поумирали» со смеху.
Дружный курс: Г. Польских, Е. Жариков, В. Малышев, Т. Гаврилова, Л. Лужина
— Например?
— Помню, Сережа Никоненко… Это потом он стал такой мужичок, а тогда это был совсем мальчик, невысокого росточка, тельце такое с цыплячьей грудкой. А все время хотел выглядеть мужиком! Сдавали Герасимову, Макаровой, Кулиджанову и Лиозновой сцену из «Разбойников» Шиллера – когда разбойники собираются в лесу. Все знали, что Сергей Аполлинарьевич очень любил реализм на сцене.
— Все должно быть натурально — дождь так дождь?
— Да! И мы воспринимали его слова за чистую монету. Вот и Сережа решил – раз он играет разбойника, значит, должен быть заросший шерстью, с зверской гримасой на лице. Наклеил себе лохматую бороду, усы, волосатую грудь. Мало того, перед показом он выпросил у мясников из соседнего продуктового магазина огромную кость со свисающими кусками мяса. А когда открылся занавес, он так реалистично и смешно начал «рвать» зубами это мясо, что Тамаре Федоровне Макаровой «стало плохо». Герасимов держался за живот, в зале стоял просто гомерических хохот…
А другой случай смешной тоже связан с Никоненко. В одном из наших студенческих этюдов (он играл Дона Гуана, а я – Донну Анну) он опять решил сымпровизировать: не стал клеить усы, а нарисовал себе красивые испанские черненькие усики. И вот с криком «Донна Анна, я у ног твоих!» Сережа кидается передо мной на колени. Но от волнения он так вспотел, что одновременно с криком «Донна Анна!» усы размазал — аж до уха. Я выдержать этого не смогла – увидела его с одним усом и начала дико хохотать. Ржа в зале стояла такая, что сразу пришлось занавес закрывать. Думали: все – провалились. А Герасимов говорит: «Они с Ларисой в паре очень даже хороши!»
С Сергеем Никоненко
«НЕ ОТВЕТИЛА ВЗАИМНОСТЬЮ РОСТОЦКОМУ»
— Настоящую славу и зрительскую любовь вам принесла военная драма Станислава Ростоцкого «На семи ветрах», в которой вы снялись еще первокурсницей. И сразу в главной роли!
— Да, эта роль принесла мне успех. В те годы многие фильмы – и «Летят журавли», и «Дом, в котором я живу», и «Баллада о солдате», и некоторые другие делали даже начинающих актеров суперпопулярными сразу — в одно мгновение. Но тогда и время было такое – люди шли в кино семьями как на праздник, кинозалы всегда были битком. То и дело спрашивали перед сеансом: «Нет ли лишнего билетика?»
Кстати, в этот фильм я попала благодаря Герасимову. Дело в том, что у Станислава Ростоцкого уже была на примете исполнительница главной роли – Светланы Ивашовой, но Герасимов, худрук студии имени Горького (а он всегда по-отечески заботился обо всех своих учениках!), порекомендовал меня. И более того, впоследствии еще и отстоял мою кандидатуру, так как Станислав Иосифович в разгар съемок хотел меня с роли снять.
— За что?
— Всем говорил, что ему не нравится, как я работаю.
— А на самом деле?
— Понимаете, Ростоцкий влюблялся во всех своих героинь и хотел иметь с ними близкие отношения. И артистки, чаще всего, отвечали ему взаимностью. А у меня в то время уже был роман с будущим первым мужем – оператором Лешей Чердыниным, и я – ну ни в какую. Ростоцкий из-за этого страшно злился, отчего, наверное, и не мог со мной работать – «не чувствовал отдачу». Во время просмотра худсоветом отснятого материала он заявил, что «Лужина его не устраивает – она не справляется со сложной драматической ролью». На что Сергей Аполлинарьевич ответил: «Стасик, ты — скульптор, она — глина. И если не получается из нее вылепить хорошую скульптуру, значит, ты ваятель никудышный! Уж я-то возможности Ларисы знаю. К тому же мне и отснятый с Лужиной материал нравится».
Так я осталась и постепенно мы с режиссером нашли общий язык. И фильм в результате получился, я считаю, прекрасный. Ведь там такой грандиозный актерский состав – Вячеслав Тихонов, Анатолий Ромашин, Заманский, Чурсина, Павлов, Леня Быков…
Кадр из фильма «На семи ветрах»
С автором сценария А. Галичем и другими создателями фильма «На семи ветрах»
А вскоре для меня и вовсе началась какая-то волшебная сказка – я в составе советской делегации поехала представлять «На семи ветрах» на международный кинофестиваль в Канны, представляете?! Гуляла по Парижу, перед показами ходила по одной ковровой дорожке с настоящими звездами мирового кино Робером Оссейном, Натали Вуд, Моникой Витти и ее мужем — великим Микеланджело Антониони…
— Из-за чего там разразился скандал, когда вас хотели сделать невыездной «на веки вечные» и вообще поставить жирный крест на карьере?
— (Смеется.) Вышло так, что я «опорочила высокое звание советской актрисы»!
Л. Лужина