Многие считают, что знаменитая кинокомедия «Семь нянек», вышедшая на экраны в 1962 году, была первой режиссёрской работой Ролана Быкова. Но это не так. До появления «Семи нянек», Ролан Быков снял другую кинокомедию под названием «Пропало лето», которая и стала его настоящим дебютом, как кинорежиссёра.
Правда, в силу определённых причин, премьера этой картины состоялась лишь три с лишним года спустя — в 1964 году. Уже после выхода на экраны комедии «Семь нянек».
Фильм «Пропало лето» в середине шестидесятых квалифицировали как детскую киноленту. Хотя в наше время это был бы типичный образец «семейного кино». Главные герои – два подростка Жека и Валера, которых родители отправили на лето в другой город к трём родным тётям Валеры. Мальчик Валера — это сообразительный и рукастый паренёк, а его друг Жека немного растяпа и неумеха, у которого всё валится из рук. Но по своей сути они оба добрые и ответственные ребята.
Узнав о такой перспективе своих летних каникул, оба пацана расстроились, так как ожидали провести лето в компании уже пожилых и нудных дам. Но деваться было некуда, и они поехали.
Из-за приключений в дороге получилось так, что под видом племянника Валеры к трём тётушкам заявился Жека. Так как они ранее никогда друг друга не видели, тёти с большим воодушевлением принял Жеку, как своего племенника.
Но выяснилось, что тётушки совсем не зануды, а скорее даже наоборот. Они активные и изобретательные женщины, для которых появление племянника стало настоящим приключением.
Ну а дальше развиваются забавные события, о которых я не буду рассказывать, потому что подозреваю, что многие читатели этот фильм не смотрели. А посмотреть его стоит! Ссылку на фильм я опубликую в конце статьи.
Итак, чем этот фильм хорош. Во-первых, отличным сценарием и увлекательной историей, которая понравиться как детям, так и взрослым.
Во-вторых, прекрасный набор актёров, среди которых и сам Быков сыграл эпизодическую роль. Кстати, в дальнейшем это будет его доброй традицией – играть в своих же режиссёрских постановках.
В фильме участвовали такие известные мастера, как Зоя Фёдорова, Александр Лебедев, Сергей Филиппов, Михаил Пуговкин, Яков Ленц, Людмила Чернышёва, Антонина Дмитриева и другие.
Ну и в третьих, это отличная режиссура! Даже не верится, что это чей-то режиссёрский дебют.
Но судьба самого фильма была не простой. Первоначально режиссёром картины был другой дебютант — Никита Орлов. Картину снимали в Закарпатском Ужгороде. Примерно через месяц после начала съёмок Орлов отправил в Москву первые отснятые материалы для худсовета. Там их увидели и ужаснулись. Всё было сделано очень непрофессионально!
По распоряжению директора киностудии в Ужгород в качестве эксперта срочно выехал Александр Птушко. Тому хватило всего два дня, чтобы понять, что режиссёра и часть его съёмочной группы надо срочно менять.
В Москве собрали внеочередное заседание художественного совета, на котором член совета Михаил Ромм предложил поручить фильм своему ученику — 29-летнему Ролану Быкову. Так как время уже поджимало и проводить конкурс было некогда, все согласились с предложением авторитетного Ромма. И Ролан Быков был срочно откомандирован в Ужгород.
На тот момент было снято менее 20% картины, половину из которых требовалось переснимать. Но при этом была израсходована почти треть бюджета фильма. Ну а самым трудным наследством, которое принял Быков, был конфликт, который разгорелся на съёмочной площадке сразу после начала работы над картиной.
Позже Быков признал, что косвенно этот конфликт и стал причиной неудач предыдущего режиссёра. С самого начала не поладили три «тётушки». Актрисы постоянно ругались между собой, хотя по сценарию должны были сыграть союз единомышленниц. Несмотря, что все они были опытным актрисами, их союз в кадре получался фальшивым и наигранным.
Быков понимал: чтобы исправить всё на экране, нужно было разрешить этот конфликт в жизни. Ему пришлось вникать в ситуацию, много общаться по душам с каждой из актрис, убеждать и уговаривать их. И это было непросто, потому что они были уже признанными мастерами кино, а он лишь вчерашний студент.
Но в итоге Быкову удалось убедить актрис, что провал картины плохо скажется в первую очередь на них самих. Можно сказать, что они заключили между собой перемирие, и работа пошла полным ходом.
Позже на «Мосфильме» все признали мудрость и провидение Михаила Ромма, так как ещё неизвестный никому Быков в прямом смысле спас эту картину. Он успел доснять её в установленные сроки, уложившись в первоначальный бюджет.
Но не обошлось и без трагедии. Уже в конце съёмок скончалась одна из «тётушек» — актриса Людмила Чернышёва. Последние эпизоды фильма доснимали с дублёршей, которую показывали в кадре только со спины.
Народной артистке РСФСР Людмиле Сергеевне Чернышевой было 54 года. Наиболее яркий работы у актрисы были в картинах «Друг мой Колька!..» и «В добрый час!».
Фильм был принят художественным советом с хорошей оценкой, но в прокат его выпустили лишь в мае 1964 года в связи с перегрузкой прокатной сетки.
Пожалуй, точнее всех о картине высказался режиссёр Илья Фрэз. Сразу после премьеры в своей рецензии он написал:
«В результате получилась, как мне кажется, настоящая эксцентрическая комедия, очень смешная и по-мальчишески озорная, «сработанная» по всем законам и традициям этого жанра, совершенно незаслуженно забытого у нас, а в своё время пользовавшегося огромным успехом у зрителя».
Надо сказать, что в своей дальнейшей работе, и особенно в детских фильмах, именно эксцентрику Ролан Быков всегда ставил на первое место.