Далеко не только для того, чтоб в конце фильма увезти Хоботова с Людочкой от Маргариты. У Савранского были и другие цели.
Да, кстати же, данная цель несколько выбивалась из стилистики картины. Вот Костик воскликнул: «Савранский, ты дождался своего звездного часа!» – и его друг увез сладкую парочку в… будущее.
Между прочим, не только простые зрители, но и товарищи из ЦК КПСС недоумевали: а куда делся мотоциклист? И на «Мосфильм» даже прислали письмо: «Куда улетает мотоцикл Савранского?» На это Михаил Козаков ответил: «Это время улетает».
Зачем нужен был этот поворот?
Конечно, он вышел ироничным, но своей фантастичностью шел вразрез насквозь реалистичным линиям фильма Михаила Козакова (да и пьесы Леонида Зорина, по которой была поставлена эта замечательная советская комедия).
На самом ли деле нужен был такой зигзаг – мол, Людочку на мотоцикле в будущее увезли, а Хоботов со своей обычной неудачливостью остался в прошлом, но потом Людочку ему все же вернули?
Ведь можно было бы придумать другой конец. Да просто Хоботов с Людочкой сбегали бы в неизвестном направлении, и всё. А чтоб объяснить, почему Марго с Саввой их не догнали, можно было бы фактор «догнать Савранского – это утопия!» заменить смешком а-ля «догадаться, куда заведет Хоботова его невезучесть, не под силу даже его бывшей жене!».
В галерее – кадры из советской комедии «Покровские ворота»
Заметьте: ведь нам на протяжении всего фильма даже ни разу не показали толком лица этого парня.
Да и парень ли это был? Может, он был значительно старше Костика? Чуть ли не ровесником Саввы? Откуда нам знать его возраст, если мы его так и не увидели? Разглядеть его можно лишь на стоп-кадре, и то не полностью.
Кадр из советской комедии «Покровские ворота»
Нам и имени его не раскрыли – Костик все время называл собственного лучшего друга лишь по фамилии. Разве что добавлял эпитеты наподобие «неутомимый» (и то, скорее всего, не из особой привязанности к другу, а сугубо из общей Костиковой энергии, которая распространялась на всё, вплоть до любви к длинным цветастым фразам).
Ни разу мы не услышали голоса этого «железного человека», словно бы сросшегося с мотоциклом и говорящего его рокотом.
Так, пока Костик, Хоботов, Савва и его фронтовой товарищ играли в шахматы, по двору мимо них ездил Савранский, рычал и ревел мотором, обволакивал игроков облаками выхлопных газов, заставляя морщиться и чихать. Важен ли был этот момент для сюжета? Вряд ли.
Да и самую 1-ю случайную встречу Костика с Ритой – начало фильма, когда двое друзей промчались на мотоцикле и помахали руками девушке, – можно было заменить на встречу любым другим образом.
Большинство зрителей даже не в курсе, кто сыграл этого «2-колесного» персонажа.
А сыграл его, между прочим, не обычный актер, но довольно популярный в то время каскадер, более того – тренер сборной Москвы по мотоболу: Леонид Машков.
Родился он в 1942 г., ушел из жизни в 2005 г.
За жизнь успел сыграть немало эпизодичных ролей в Театре им. Моссовета. Как-то его партнером по роли даже был Ростислав Плятт.
После съемок в «Покровских воротах» Машков принял участие в некоторых других советских фильмах, например в «Кин-дза-дзе» и «Небесах обетованных».
Так зачем в сюжет комедии Козакова ввели Савранского?
В галерее – кадры из советской комедии «Покровские ворота»
Тому было как минимум 3 причины.
1. Режиссер хотел показать все реалии тех лет, вплоть до мелочей. Поэтому в том числе в начале 2-й серии появилась небольшая заставка с клоунами, читавшими стихи (некоторые зрители, между прочим, считают этот момент скучноватым и притянутым за уши).
Поэтому же бы показан «байкер-чародей» (по словам критика Натальи Шипулиной). Козакову нужна была сцена технического чуда: парение, практически телепортация. Дескать, мотоциклист так загонял своего «боевого коня», что умудрился пронзить время.
Кстати, съемки были комбинированными. Каскадер заводил мотор на фоне экрана с движущимся изображением столицы с высоты птичьего полета.
При этом, чтобы мотоцикл не поехал, вращалось у него только заднее колесо, а переднее крутил спрятанный от камеры ассистент.
Итак, в Москве того времени процветала мода «гонять на мотоциклах» – вот ее в фильме и показали, «декорировав» любопытными трюками.
Правда, полет с Воробьевых гор в итоге сократили, чтобы уложиться в хронометраж. Вначале он длился несколько минут и плавно перерастал в показ Москвы под ностальгические слова автора.
2. Савранский был нужен уже по той простой причине, что зрителям надо было показать: Костик не только с девушками ведет, скажем так, весьма интенсивное общение, но и имеет настоящую мужскую дружбу.
Отсутствие у него друга-мужчины могло бы не очень хорошо характеризовать парня. Вот вы как относитесь к мужчинам, которые только бaбьuми юбкaми интересуются с женщинами общаются? Многие таких считают несерьезными, слабыми.
Вот и Костику нужно было показать мужественный характер. Так, нам время от времени показывали, что он занимался спортом, вел кружок.
Правда, поделившись с соседями, что он «сдал кандидатский минимум», Костик, вяло поболтавшись на турнике, никаких упражнений делать не стал… Ну да ладно… Турник нужен был для противопоставления нашего энергичного аспиранта неспортивному Хоботову, который смешно пытался подтянуться хоть разок, но не смог… Костик в кадре тоже не подтягивался… но нам намекнули, что сам по себе он был очень спортивный.
3. Ну, и 3-я причина введения Савранского в эту замечательную советскую комедию – придать сюжету таинственности.
Итак, друг-мотоциклист нужен был Костику (ну, мы надеемся…) не только из утилитарных целей (доставить куда-то по делам, покатать по городу с ветерком, по Костиковой просьбе увезти его соседа от бывшей жены – надсмотрщицы и т. д.). Он нужен ему был именно как друг, а не только как помощник.
Наличие настоящего друга положительно характеризует любого человека, не правда ли? 🙂