Загулы Михалкова и Мягков при смерти : какие тайны остались на съёмочной площадке фильма «Жестокий романс»?

Этой изумительной, тонкой, красивой работе режиссёра Эльдара Рязанова достался такой шквал критики, какой не доставался ни одному из отечественных фильмов.

Ругали всё и всех: режиссёра — за пошлость, подбор актёров, за глумление над русской литературой, за апологию сладкой жизни. Никиту Михалкова называли «сентиментальным плейбоем», героя Андрея Мягкова обвиняли в истеричности. Ларису Гузееву называли «мадам Бовари», а критик Борис Костелянец возмущался неопытностью и беспомощностью начинающей актрисы. «Нам так и остаётся неясным, — восклицал он, — чем именно она вызывает всеобщий восторг окружающих её мужчин!»

Сценарий для Михалкова и Мягкова

Фильм появился на свет из-за смерти генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева. Когда на его место был назначен председатель КГБ Андропов, интеллигенция замерла в ожидании: чего ждать от нового генсека? Реформ? Экономических преобразований? Или… репрессий?

Рязанов замышлял съёмки фильма «Дорогая Елена Сергеевна» — про наглых школьников, которые терроризируют свою учительницу, но благоразумно отложил сценарий в сторону до лучших времён. А пока решил заняться классикой и сел писать сценарий по «Бесприданнице» Островского.

О подборе актёров ходили легенды: якобы режиссёр, прекрасно зная актёрскую натуру, написал Андрею Мягкову и Никите Михалкову персональные приглашения на роли Карандышева и Паратова. «В этой роли вижу только вас, — писал режиссёр. — Если вы откажетесь, снимать кино не буду!» Очевидно, расчёт был на то, что такая позиция режиссёра польстит актёрскому самолюбию и подтолкнёт принять его предложение. Мягков согласился сразу, а вот с Михалковым произошла заминка — его как раз пригласили сниматься с итальянцами. Зато о роли Паратова мечтал другой актёр — Панкратов-Чёрный. Он даже уговорил режиссёра сделать с ним пробы, однако Рязанов совершенно не видел его в роли купца-богатея.

Загулы и оргии

Съёмки проходили в Костроме, и когда в городе узнали, что прибывает съёмочная группа из Москвы, то встречать её высыпали чуть ли не все жители. Ещё бы, их город посетили столичные звёзды: Алиса Фрейндлих, Михалков, Панкратов-Чёрный, Петренко, Мягков. Горожане выстраивались в очередь за автографами. Это было настоящее событие, и люди ждали «шоу», какой-то «движухи». И дождались. По первоначальному замыслу Рязанова, фильм должен был начаться с того, что пропившийся «безработный артист» Робинзон после очередной пьянки оказывался совершенно голым на острове на Волге, а Паратов, заметив его с борта парохода, спасает чудака.

Зеваки были чрезвычайно довольны, когда актёр Георгий Бурков, игравший роль Робинзона, был вынужден раздеться догола на глазах у досужей толпы и бегать по острову, сверкая всеми частями тела. Бурков старался зря: эти кадры так и не вошли в фильм.

Кроме обнажённого Буркова съёмочная группа прославилась пирушками, которые с поистине купеческой широтой устраивал молодой Михалков. «Вошёл в роль!» — вздыхали киношники. В Кострому Михалков, у которого неожиданно сорвались съёмки с Мастроянни, приехал всего на две недели, но… задержался в городе на два месяца. А когда его позже спрашивали о причинах задержки, пожимал плечами: «Со мной действительно что-то произошло!» Возможно, во всём был виноват зов крови, и в душе Никиты Сергеевича проснулась вся широта русской дворянской души? Кто знает…

Поговаривали, что иногда шумные гулянки актёров всё же надоедали жителям Костромы, и тогда кто-то из них вызывал милицию. Но всё было зря. Наряд милиции приезжал в гостиничный номер Михалкова и присоединялся к отдыхающим актёрам. Тут же наполнялись рюмки, звучали уже общие тосты, и выпивали то за милицию, то за успех, а потом и на брудершафт. А когда оказалось, что киностудия задержала актёрам зарплату, Михалков раздобыл лицензию на медведя, сходил на охоту и угостил всю съёмочную группу медвежатиной. Единственный актёр, который никогда не участвовал в пирушках, был Андрей Мягков. Он очень серьёзно относился к работе, был погружён в неё с головой и часто уезжал в Москву, где был занят в театральных постановках.

Невежество Гузеевой

Знаменитая актриса кино и телезвезда Лариса Гузеева сейчас признаётся, что ни разу в жизни так и не досмотрела фильм со своим участием до конца, всегда переключала телевизор. Видимо, на съёмках ей пришлось несладко. Ещё бы! Играть рядом с такими мэтрами дебютантке наверняка было очень трудно. Да и Рязанов на съёмочной площадке часто срывался на крик.

— Поначалу её профессиональное невежество было поистине безгранично, — безжалостно отзывался о юной актрисе мэтр советского кино и тут же снисходил. — Но, когда снимались последние эпизоды, работать с ней стало значительно легче.

За актрису вступался Михалков: «Она замечательная партнёрша! Это была её первая картина. Дебют среди таких высокопрофессиональных монстров, как Мягков, Фрейндлих, Петренко, стал невероятным испытанием». Поговаривали, что и Гузеева была буквально очарована красавцем Михалковым, она называла его брутальным и талантливым мужчиной и признавалась, что «талант действует на меня завораживающе».

Во время работы над фильмом внимания актрисы добивались почти все мужчины съёмочной группы, а театральный режиссёр Сергей Арцибашев, сыгравший в картине банкира Гуляева, признавался, что был влюблён в Ларису не только по роли. «Она возбуждала и восхищала», — говорил он. Однажды в городе он вместе с Михалковым даже подрался с интуристами, которые, как показалось артистам, чересчур нагло приставали к их коллеге. Кто-то из горожан тут же вызвал милицию. «В конечном итоге она и победила!»

Когда риск неоправдан

В истории картины был и совершенно мрачный эпизод, когда Андрей Мягков мог погибнуть. Случилось это во время съёмки сцены, когда герой Мягкова Карандышев брал лодку и плыл в тумане на пароход Паратова «Ласточку». Актёр сидел спиной к носу лодки и грёб, а режиссёр через мегафон с берега управлял его действиями. Но с берега он не мог видеть, что лодка взяла неверный курс и попала прямо под лопасти ведущего колеса парохода. Когда одна из лопастей ударила по носу лодки, Мягков упал в воду. В следующий миг лодка встала на дыбы носом вниз — это вторая лопасть колеса ударила по ней. Актёр исчез под водой. Стоявший на борту помощник оператора решил прыгнуть вниз, чтобы помочь Мягкову, его удержал коллега: «Снимай! Это последние минуты великого артиста!»

Мгновения тянулись бесконечно, над Волгой стоял туман. Когда из воды всплыл парик актёра, кто-то перекрестился. Но Андрею Мягкову сказочно повезло: оказавшись в воде, он невообразимым образом оказался между двух лопастей колеса и в следующий момент выскользнул из него и выплыл на поверхность. Сам актёр позже будет вспоминать, что в воде ему в голову пришла только одна мысль: почему всё так нелепо получилось и как неудобно перед режиссёром, ведь будут же разборки…

Только позже он понял, что был на волосок от гибели, а тогда думать об этом было некогда: после того как эпизод отсняли, актёр поспешил на поезд в Москву, ведь вечером у него был спектакль. Только в поезде до него дошло, что жизнь его могла оборваться. Всю дорогу он стоял в тамбуре и переживал.

Мог погибнуть во время съёмок и сам Никита Михалков — в сцене, когда герой Панкратова-Чёрного стрелял в него из пистолета. На голове Михалкова стоял стакан, который должен был разлететься от выстрела на мелкие кусочки. На самом деле стакан был заряжен небольшим зарядом пороха, который взрывался и разбивал стекло. Но непутёвый пиротехник не подложил под стакан защитную подкладку, и взрыв едва не стал для Михалкова последним — он схватился за голову и упал. Все оцепенели. Но всё обошлось, именно эти кадры вошли в фильм, а пиротехника за промашку уволили.

Удивительным образом фильм сложился. Рязанову удалось уйти от вторичности, ведь в СССР «Бесприданницу» снимали уже дважды. Подлинного очарования картине добавили романсы на стихи Ахмадулиной, Цветаевой и Киплинга, спетые Валентиной Пономарёвой и Михалковым. Успех у зрителей был таким, что вслед за фильмом была выпущена отдельная виниловая пластинка с музыкой из «Жестокого романса», и отныне каждый житель СССР мог насладиться голосами любимых исполнителей.

Только много лет спустя критики скажут, что советский режиссёр создал фильм, который стал «предчувствием» разгула лихих 1990-х годов. И действительно, пройдёт всего 10 лет — и русские «бесприданницы» кинутся по всему миру искать «не любви, а золота». Но это уже другая история и другая страна.