«Жаль, что Любимов не отпустил меня в Голливуд». О «Таганке», Высоцком и своих амурных подвигах (последнее интервью Бориса Хмельницкого)

16 февраля 2008 года не стало актера легендарной «Таганки» Бориса Хмельницкого, которого называли «главным Робин Гудом Советского Союза»

Б. Хмельницкий. Фото из открытых источников

Б. Хмельницкий. Фото из открытых источников

Б. Хмельницкий. Фото из открытых источников

Б. Хмельницкий. Фото из открытых источников

И в 1990-е, и в «нулевые» Бориса Хмельницкого всегда можно было найти в его любимой бильярдной Дома кино, чем, кстати, журналисты (в том числе ваш покорный слуга) охотно пользовались. «Покатать шары» он приходил туда до последнего – даже узнав о смертельном диагнозе. Когда актера не стало, сразу вспомнились слова, сказанные им за два года до этого — на праздновании своего 65-летия: «Я не унываю никогда. До последнего буду юморить! Мой папа, кстати, умирая, рассказывал анекдоты. Врачи были в шоке. Нет, я не собираюсь спешить с последним анекдотом. Хотелось бы, чтобы этот спектакль под названием «жизнь» имел хорошо срежиссированный финал, после которого тебя помнили, чтобы не стыдно было уйти».

Совершенно точно знаю: Борису Алексеевичу было не стыдно уйти. Он запомнился не только своими ролями или своим легко узнаваемым – с хрипотцой – голосом. Это был настоящий мужик, удивительно добрый, душа нараспашку, жизнелюб, балагур, весельчак, которого все обожали за талант любить и дар дружить. А сколько дамских сердец пронзили его «робингудовы» стрелы!

16 февраля 2008 года не стало актера легендарной «Таганки» Бориса Хмельницкого, которого называли «главным Робин Гудом Советского Союза» И в 1990-е, и в «нулевые» Бориса Хмельницкого всегда можно было-3
В фильме "Стрелы Робин Гуда", 1975 год

В фильме «Стрелы Робин Гуда», 1975 год

Предлагаю интервью Бориса Хмельницкого 2007 года, которое, скорее всего, стало последним в его жизни.

В ГОЛЛИВУДЕ СНЯТЬСЯ НЕ ДАЛИ

— Борис Алексеевич, вас часто называют «советским секс-символом». Что это такое в вашем понятии?

— Полный маразм! Годится только для шоу-бизнеса. Еще о женщине так можно сказать, а о мужчине… Разве Шварценеггер — секс-символ? Или Де Ниро? Если бы меня так назвали, не обиделся бы, просто рассмеялся.

— Тогда признайтесь: вам не поднадоела слава вечного «Робин Гуда»?

— И не надоест! У каждого актера есть один-два фильма, по которым его помнят. У меня это «Стрелы Робин Гуда», для которого Высоцкий написал замечательные баллады. «Стрелы» стали точным попаданием в жанр романтического кино, а этого очень трудно добиться. У нас были красивые герои, красивая история, нешуточная борьба добра и зла. И даже злодеи не такие уж плохие… К сожалению, сегодня таких картин не снимают.

В дебютной картине "Кто вернется, долюбит", 1966 год

В дебютной картине «Кто вернется, долюбит», 1966 год

В фильме "Вечер накануне Ивана Купала", 1968 год

В фильме «Вечер накануне Ивана Купала», 1968 год

"И был день, и было утро", 1970 год

«И был день, и было утро», 1970 год

— Именно поэтому сейчас вы редкий гость на съемочной площадке?

— Я ни разу не снимался в плохом кино. Могло что-то не получиться, но сценарий всегда был добротным, а режиссер и команда — талантливыми… Да, меня мало здесь снимали. Но думаю, что такие предложения сняться на Западе, как я, мало кто получал.

— Например?

— В Югославии на фестивале я познакомился с Кирком Дугласом, он наполовину русский, его мама из Смоленской губернии. И он пригласил меня в Голливуд — на главную роль в картину «Скалолаз» по Стивенсону. Устроил по этому поводу фуршет, собрал нашу делегацию, сделал официальное заявление. Я спросил тогда в шутку: «Кирк, хау мач мани?» Он назвал сумму (а это был 1982-й или 1984-й год) — полмиллиона долларов. Для начала восьмидесятых это была фантастическая сумма!

Помню, стою, и от изумления не могу ничего сказать. А он видно решил, что мало, и говорит: «Ну ладно — 800 тысяч… Хорошо, миллион!» Я нашему представителю Госкино сказал: «Если отпустите, я согласен государству все «бабки» отдать — за суточные снимусь». И тут началось… Бумажки оттуда — сюда, отсюда — туда. Так и не отпустили.

Был еще один шанс, но в другой раз меня не отпустил Любимов… Но я не в обиде и воспринимаю это как комплимент — наверное, ценил очень. Хотя, с другой стороны, снимись я в Голливуде, были б и деньги, и все такое…. (Смеется.) Может, вообще по-другому сложилась бы моя актерская судьба.

С Кирком Дугласом. Фото из открытых источников

С Кирком Дугласом. Фото из открытых источников

ПОВТОРИЛ ПОДВИГ ДЕМОСФЕНА

— Почти двадцать лет прошло, как вы ушли из театра на Таганке. Была серьезная причина?

— Время пришло уходить – я исчерпал себя в театре! Хотя считаю, что самый актерский театр, который я вообще когда-либо видел, — это та Таганка. Я не беру старый МХАТ, «Современник» Олега Ефремова или старый Вахтанговский, — я рассматриваю наше поколение.

Помню, мы сидели в гостях у Андрея Миронова, и вдруг он говорит: у вас замечательный театр, но актеры в нем — марионетки. На что я сказал: «Андрей, назови второй театр в Советском Союзе с таким количеством потрясающих актеров». Славина, Демидова, Полицеймако, Высоцкий, Золотухин, Губенко, Бортник, Филатов, Любшин, Калягин, Шаповалов… Ничего себе — «театр марионеток»!

Любимов мог объявить по 200 выговоров – за прогулы, за пьянки, но ни одного актера не уволил. Мы наслаждались ролями, можно сказать, купались в них. Даже эпизоды он выстраивал так, что самая маленькая роль превращалась в событие. Но еще году в 1978-м, можно сказать, на пике славы – он честно всем нам сказал, что с театром «что-то нехорошее происходит», поэтому – «надо искать». И актеры стали уходить в другие театры, в другие жанры. И мне в какой-то момент показалось, что я могу сделать новый, совершенно иной виток своей жизни. И ушел в никуда.

— Говорили, что в вашем случае причиной был ваш личный конфликт с главным режиссером.

— Чушь. Я никогда не скрывал, что Любимов вообще мой любимый режиссер. Хотя бы знаете почему?

— ?!

— Он взял меня в театр, несмотря на то, что я был заикой, каких свет не видывал.

— Расскажите.

Борис в юности. Фото из открытых источников

Борис в юности. Фото из открытых источников

В молодости. Фото из открытых источников

В молодости. Фото из открытых источников

— Родился я в Уссурийске, в Приморском крае. Но поскольку папа был военный, наша семья изъездила весь СССР. И сколько себя помню, я лечился от этого страшного мальчишечьего недуга. Ведь мне постоянно драться приходилось – все передразнивали. «А-а, заика!» Я – хвать, что подвернется под руку, и вперед. И сызмальства за мной это дело «не ржавело»…

Прошел кучу логопедов – безрезультатно. Не поверите, но мной занимался даже знаменитый Вольф Мессинг, который был близким другом нашей семьи. Помню, он посадил меня рядом с собой, положил мою руку на свою шею и сказал: «Ничего не бойся, Вольф Мессинг всегда с тобой». Но не помог. А вылечил меня киевский профессор Деражне, у которого был метод, основанный на «изобретении» Демосфена. Если помните, великий оратор тоже сильно заикался и, чтобы избавиться, ежедневно выходил к морю, набирал полный рот камешков и начинал разговаривать. Море шумит, а когда заика не слышит своего голоса, ему легче говорить. Вот я и гулял к морю целый год…

Мне помог этот метод, но окончательно заикание не прошло. Вот тут-то на меня свалилась другая напасть: я во что бы то ни стало захотел стать актером. Но как – с моим-то «дефектом фикции»?! Думаю: будь что будет. Во ВГИКе меня сразу прокатили. А в Щукинское театральное приняли. Но учиться было нелегко – бывало, даже экзамены письменно сдавал. Говорить не мог! А потом был первый самостоятельный показ на первом курсе, когда все решалось, смогу я быть актером или нет. Я вышел на сцену, отбарабанил все без запиночки. И Юрий Петрович Любимов, который был у нас преподавателем, сказал: «Ну и пусть заикается в жизни, сколько хочет. А на сцене пусть творит». Вскоре заикание и вообще окончательно прошло. Не иначе как Мессинг все-таки поспособствовал (Смеется.).

Фото из открытых источников

Фото из открытых источников

Фото из открытых источников

Фото из открытых источников

ЕСТЬ БОЛЕЕ ХРИПЛЫЕ ГОЛОСА, НЕЖЕЛИ У НАС С ВЫСОЦКИМ

— Насколько я знаю, после Таганки в театры вы не пошли.Трудно так долго быть волком-одиночкой?

— Свобода для артиста – тяжкое испытание. Многие спиваются, падают так, что уже не подняться. Первые два года после моего ухода из Таганки — вообще ни одного звонка! Звали в театры, но хотели, чтобы я сам пришел, «поклонился в ножки». А я не мог переключиться, и сейчас не могу.Спасали концерты– я же пою, рассказчик вроде не последний.

Надо и через такое пройти. А потом пошло-поехало. То выступаю, то устраиваю концерты, вечера разные. Снимаюсь мало, но, говорят, довольно удачно. Не так давно у меня вышел диск с песнями.

— Поете вы, конечно, здорово, но вас не смущает, что больно голоса ваши….

— С Высоцким похожи? Нет, не смущает. Знаете, голос вторичен. Тем более Володя не первоисточник в смысле хрипоты. У нас были актеры и с более хриплыми голосами… Борис Буткеев, например. И потом главное в певце — актерство, темперамент. Когда есть про что петь, появляется вокал.

— Вам есть про что?

— Ну конечно. Про жизнь, про любовь, про ненависть, про тех, кто меня окружает.

— Интересно, если бы в вашей жизни не было театра и кино, кем бы стали?

— По первой специальности я — дирижер оркестра народных инструментов. Был бы дирижером!

В фильме "Красная палатка", 1969 год

В фильме «Красная палатка», 1969 год

"Комический любовник...", 1983 год

«Комический любовник…», 1983 год

"Караван смерти", 1991 год

«Караван смерти», 1991 год

«НИ РАЗУ НЕ ПРИЗНАВАЛСЯ В ЛЮБВИ. ДАЖЕ ЖЕНАМ!»

— Вы, конечно, в курсе, что о вас разные байки ходят?

— (Улыбается.) О, чувствую, следующий вопрос будет о любви, женщинах и их красоте. На эти темы я могу говорить часами, и не скрываю, что женщин люблю завоевывать.

— Может, у вас есть собственный арсенал «спецсредств» для этого? Поделитесь!

— Зачем? Человечество уже столько испытанных методов придумало. Раньше было важно, чтобы все было искренне, чтобы женщина поверила в твои чувства, что она у тебя единственная. Ну и конечно, нужны были неординарные ходы к ее сердцу.

— Приведите пример своего самого сумасшедшего поступка ради любимой женщины.

— Я два года ухаживал за очень красивой знаменитой актрисой, но безрезультатно — она любила другого. А как мы ухаживали в то время? Ну, дарили цветы, приглашали в театр, ресторан. Это был штамп! А чтобы добиться такой женщины нужно что-то из ряда вон. И вот…

Я снимался в фильме «Красная палатка» в Арктике. Вокруг одни скалы, льды и ни одного телефонного междугороднего автомата. Спутниковая радиосвязь была только на дизельном электроходе «Обь», на котором мы приплыли. Да и то суперсекретная! Как-то мы сидели, выпивали в свободное время, вдруг слышу: капитан разговаривает с Москвой. Прошу сделать звоночек. «Да ты знаешь, что мне будет за такое?!» – как понес. «Не расстреляют же». Короче, еле упросил. Звоню: «Я тут, мол, с Северного полюса… Одни моржи, тюлени, белые медведи кругом, так тебя не хватает. Скоро приеду, жди». Представьте, несколько лет добивался и ничего, а этот неожиданный ход все решил. У нас завязался головокружительный роман.

— У вас действительно было столько романов, сколько вам приписывают?

— Да уж, не могу похвастаться, что однолюб. Я влюблялся на каждом этапе своей жизни: и в пять лет, в детском садике, и в школе, и в юности. И сейчас влюбляюсь. А вот настоящих романов — с засечками на сердце – было немного. Признаться, вообще терпеть не могу фразу: «Я тебя люблю». Никогда ее не говорил — даже женам. Я находил другие слова, которые намного лучше этой банальности. И потом такое признание подразумевает огромную ответственность перед женщиной. А мне еще папа, очень яркий человек с огромным чувством юмора, говорил: «Боря, гулять гуляй, но расписок не давай».

16 февраля 2008 года не стало актера легендарной «Таганки» Бориса Хмельницкого, которого называли «главным Робин Гудом Советского Союза» И в 1990-е, и в «нулевые» Бориса Хмельницкого всегда можно было-16
Б. Хмельницкий и М. Вертинская

Б. Хмельницкий и М. Вертинская

— Тем не менее, вы были дважды женаты.

— Когда я в 36 лет женился на Маше Вертинской, все мои друзья были в шоке. Ведь у меня была слава хронического холостяка. Более того, с Машей мы когда-то вместе учились в театральном институте, часто встречались в компаниях, я знал все ее романы, она — мои. А потом так сложилось, что через пятнадцать лет знакомства завязался роман и у нас. И как оказалось, очень серьезный.

Вот в тот момент я понял: жена — это не любовница. Понял, что такое семья и ответственность за близкого человека. Главное — не подставлять, не причинять боль. Даже если ты пошел налево, чтобы она не знала. Семейные отношения — это же огромный спектакль, желательно с хорошим концом. Это когда люди расстаются и с благодарностью вспоминают время, проведенное вместе, общаются.

Сейчас вот я снова холост. Живу с дочерью от брака с Марианной Александровной Вертинской. Хотя она и маму любит, но так вышло… Просто, я очень люблю дочь, а она — меня. Дети должны сами выбирать, с кем им жить. И ничего в этом плохого нет. Важно, чтобы после развода родителей ребенок не чувствовал себя обездоленным.

Кстати, Даша тоже актриса, и неплохая. А мой внебрачный сын Алексей закончил финансовый колледж в Лондоне, занимается бизнесом.

С дочерью Дашей. Фото из открытых источников

С дочерью Дашей. Фото из открытых источников

«ЕСТЬ ЖЕНЩИНЫ, КОТОРЫХ ЗА ДЕНЬГИ НЕ КУПИШЬ»

— Раз уж разговорились на столь щекотливую тему, задам еще пару вопросов. Постель в вашей жизни много значит?

— О! Обязательно. Это главное место действия. Не обязательно постель. Обладание женщиной! А где действие происходит — в самолете, на кране, в подъезде или еще где-то — не важно.

— Все это в вашей жизни было?

— Чего только не было! Главное, чтобы искренне и с желанием. А на скаку, на скорости сто километров в час или в трюме парохода — не имеет значения.

— Любовные неудачи в вашей жизни часто случались?

— Конечно. Как и в жизни каждого. Это даже интересно. А попереживать! А пообижаться, набраться опыта. Не бывает, чтобы один мужчина нравился всем. Сейчас говорят: «Нет недоступных женщин, есть мало денег». Неправда. Есть такие женщины, которых ни за какие деньги не купишь.

– Летом вам исполнилось 67. Возраст сильно сказывается на форме, актерском кураже?

– Да, если формально, то я считаюсь пенсионером. Но что такое «на пенсии»? Пенсия – это характер человека и состояние духа! А у меня с этим все абсолютно нормально. Снимаюсь, выступаю, устраиваю концерты, вечера разные. Сейчас, например, закончил съемки у Владимира Бортко в «Тарасе Бульбе» — играю казачьего атамана Бородатого.

Вй последней картине "Тарас Бульба", 2009 год

Вй последней картине «Тарас Бульба», 2009 год

— Напоследок расскажите какую-нибудь захватывающую «эпическую» историю.

— Хотите, расскажу, как я однажды выиграл бутылку виски у Сергея Бондарчука? Наше близкое знакомство случилось на кинофестивале в Белграде, когда я уже был известным актером. Мы сидели за столом, обедали, и Бондарчук, глядя на меня, спросил у сидящего рядом: «Кто это? Югославский актер? Итальянец?» А я сижу, не свожу глаз с Моники Витти… Бондарчук повторяет вопрос. Сосед отвечает: «Да это же Хмельницкий Борис».

Тут Бондарчук уже обращается ко мне: «Боря, не обижайтесь. Я вас знаю: в театре Любимова видел ваши спектакли». Я ответил, что даже за то на него не обижаюсь, что он когда-то меня с первого тура ВГИКа выгнал, сказав, что я бездарен. Он: «Не может быть!» А я продолжаю: «Но самое поразительное, что первый фильм, в котором я снялся, был ваш, Сергей Федорович. Это был фильм-эпопея «Война и мир», где я сыграл в эпизоде». Бондарчук замахал руками: «Не может этого быть! Неужели и реплика была?» «Конечно, была. Давайте поспорим на бутылку виски». Ударили по рукам, и я выиграл пари. В «Войне и мире» я играл адъютанта отца Пьера Безухова.А фраза была такая: «Ах, какой свежий был мужчина!»

Борис Хмельницкий на обложке немецкого журнала. Фото из открытых источников

Борис Хмельницкий на обложке немецкого журнала. Фото из открытых источников