В марте 1977 года Владимир Высоцкий подал документы на визу для очередной поездки в Париж, к жене Марине Влади.
К этому моменту Высоцкий был за границей уже 10 раз и всегда проходил одну и ту же процедуру. Обычно все дела с загранпаспортами и визами решались в так называемом ОВИРе (отдел виз и регистраций). Но в этот раз ему позвонили и пригласили на беседу в КГБ.
Выезды в капиталистические страны разрешались всего 1 раз в год. Высоцкий подавал прошение на многократную визу, и ему всегда отказывали. Но не в этот раз. Высоцкий не знал, что руку к этому приложила его жена.
Гражданка Франции, Марина Влади, связалась с Генеральным секретарем французской коммунистической партии Жоржем Марше, а тот обратился к Брежневу. Странно, но Марине удалось пробиться к первым лицам в коммунистической иерархии.
В первую очередь Марину в СССР знали как жену Высоцкого, актера и барда, гонимого советской системой. Но на родине она была настоящей кинозвездой. К 28 годам у нее за спиной были более сорока фильмов, Золотая Каннская пальмовая ветвь, бурная личная жизнь. К моменту знакомства с Высоцким Влади дважды побывала замужем.
Марина Влади: -Володя мне по-прежнему часто снится
В СССР Влади впервые попала в 1959 году. Ее пригласили на Первый Московский кинофестиваль. Марина была поражена горячим приемом, который ей оказали. Незнакомые люди обнимали и целовали ее. Такую популярность актрисе обеспечила картина “Колдунья”. Первый фильм, который вышел на исторической родине Марины Влади.
Прорвавшись на советский экран, актриса мгновенно стала иконой стиля.
Высоцкий и Влади познакомились в 1967 году. Ее, как почетную гостью очередного кинофестиваля, повели в самый модный московский Театр на Таганке. В 60-е Театр на Таганке, под руководством Юрия Любимова, был не просто культовым местом на карте Москвы. Актеров Таганки страна знала поименно. А билеты, на экспериментальные и ни на что не похожие спектакли, разлетались мгновенно. Марина Влади попала на репетицию спектакля “Послушайте” по произведениям Маяковского.
Именно там она впервые увидела Высоцкого. По словам французской кинозвезды, тогда он ее не впечатлил, хотя к тому времени Высоцкий был не просто одним из актеров Любимовской труппы. От его голоса и обаяния женщины сходили с ума. Но проблемой всегда был алкоголь.
Володя сразу подошел ко мне и сказал: «Наконец-то я вас встретил. Вы будете моей женой!»
В середине 60-х он уже несколько раз лечился от алкоголя, лежал в психиатрических больницах. Очень часто приходил нетрезвым на спектакль. Всего этого в 1967 году Влади не знала.
После репетиции их представили друг другу. Затем компания поехала в ресторан, потом на квартиру к друзьям. Там Высоцкий пел. К его песням Марина тоже отнеслась спокойно. Все время, пока Марина находилась в Москве, Высоцкий старался как можно чаще попадаться ей на глаза. Она игнорировала его, но встречи происходили снова и снова.
Год спустя Влади снова приехала в Москву на съемки. Высоцкий опять начал ухаживать за ней. Без особой надежды на взаимность. Однако в этот раз Марина не была такой холодной.
Роман развивался стремительно. Чтобы провести ночь, они покупали билет на поезд Москва-Ленинград. Но и друзья всегда были рады их принять. Все эти встречи сопровождались застольями. Сначала Марина не обращала внимания на пьянство Высоцкого, тем более, и сама оценила прелесть русской водки. Кроме того, ей не казалось ужасным, если Владимир с друзьями пропустит рюмку-другую после спектакля.
Но после этого он не мог остановиться и беспробудно пил. Нередко Марине приходилось ехать куда-то среди ночи, забирать пьяного Высоцкого и выводить из запоя. То, что говорят, что она продлила ему жизнь, это действительно так.
Устав от его загулов, Марина поставила условие: вшить Эспераль. Капсулу ставили в вену, и, если человек выпивал хоть немного алкоголя, возникала тяжелейшая реакция, которая могла привести к смерти.
Много раз Высоцкий отказывался от борьбы: «Иногда ты не выдерживаешь, и, не раздумывая, выковыриваешь капсулу ножом…
Пытаясь постоянно быть рядом с Высоцким, Марина Влади все чаще покупала туры в СССР. Верностью Высоцкий тоже не отличался. Самой серьезной оказалась привязанность к Татьяне Иваненко. Как только Марина уезжала во Францию, Высоцкий неизменно возвращался к Тане.
В конце концов Марина поняла: пора прекращать его запои и гулянки. Нужно привязать к себе, чтобы не сбежал. 1 декабря 1970 года в Грибоедовском ЗАГСе Москвы Высоцкий и Влади расписались. Коллеги по Таганке сплетничали, что женитьба на Влади для Высоцкого открывает двери в другой мир.
И действительно, после свадьбы перед ним открывались практически бескрайние перспективы. Благодаря Марине, Высоцкий смог увидеть мир. За рубежом она устраивала ему концерты, записи, выступления на телевидении.
Но при этом, сама того не осознавая, способствовала тому, чтобы Высоцкий пил. Она постоянно появлялась перед ним с бокалом вина, как принято в Европе. А он, зашитый, не мог удержаться.
Высоцкий запивал алкоголем любые неприятности и обиды.
Свою злость и отчаяние он глушил в беспробудном пьянстве.
Ему не давали роли в кино, и он сам постоянно доказывал всем, что работать с ним невозможно. Андрей Тарковский пригласил его сниматься в “Андрее Рублеве”, но актер дважды ушел в запой и подвел съемочную группу. Среди утвержденных — десятки несыгранных ролей.
В театре ситуация была еще хуже. Высоцкий не считал свои запои болезнью. Скорее удалью. Единственной, кто пока еще мог привести его в чувство, была Марина. Она отказывалась от съемок во Франции, платила неустойки, снималась в рекламе. И все для того, чтобы как можно чаще приезжать в СССР.
Впервые побывав за границей, Высоцкий словно дорвался до той свободы, о которой мечтал. Они с Мариной Влади проехали от Москвы до Парижа на ее автомобиле. Через Польшу, ГДР, ФРГ. Прежде всего его поразило изобилие в магазинах.
В январе 1979 года он совершил большое турне по Америке и заработал 35 тысяч долларов.
Высоцкий Марине Влади: -Только благодаря тебе я смогу снова вернуться к жизни. Я люблю тебя и не могу допустить, чтобы тебе было плохо
Удивительно, но при этом Высоцкого не печатали, не показывали по телевидению, мало снимали в кино, не разрешали выпускать пластинки. При этом, уровень крамолы в его творчестве, не был запредельно высоким. Он был не дурак, и не пел ничего, что имело под собой политического начала.
В конце 70-х, во время частых разлук с Мариной, Высоцкий стал срываться все чаще. Уходил в запой, не приезжал на концерты, был несдержан не только за кулисами, но и на сцене, во время интервью.
Марина Влади была необходима рядом как единственная женщина, которая была в состоянии аккуратно и без шума совладать с мужем.
В 1979 году Марина узнала еще одну страшную правду Высоцкого. Он пристрастился к запрещенным веществам. Они помогали снимать похмелье, выходить из запоя.
Про Высоцкого говорят, что в последние годы он жил на разрыв аорты. Пытался успеть все и везде. Но сил уже не хватало.
«Все. Беру себя в руки, ведь жизнь еще не прожита»
Начиная с 1979 года, Влади боролась с этим недугом мужа, используя все свои связи. Она выхлопотала мужу дорогостоящий курс в престижной французской клинике “Шарантон”. Но оттуда Высоцкий сбежал не долечившись.
Не щадящий себя, он из любимца стремительно превращался в проблему. В последние дни около Высоцкого постоянно находилось двое медиков. Фельдшер Игорь Годяев и врач-реаниматолог Анатолий Федотов. Кроме того с ним были мать и друзья.
Но в самый критический момент никто не вызвал скорую помощь. Высоцкий умер в самый неподходящий для СССР момент.
В разгар летних Олимпийских игр. Москва была переполнена иностранными гостями, туристами и прессой со всего мира. Чтобы обеспечить безопасность на протяжении трех дней, пока десятки тысяч поклонников приходили в Театр на Таганке, комитет безопасности перебросил дополнительные подразделения из дальних областей страны. Так как все сотрудники были мобилизованы на Олимпиаду.
Спустя год, после смерти Высоцкого, Марина Влади в четвертый раз вышла замуж за французского врача-онколога Леона Шварценберга, с которым прожила больше 20 лет.
Она продала свой огромный дом в пригороде Парижа, где часто бывал Высоцкий и переехала в маленькую квартиру с садом.