«Сколько было склоков, драк, криков в нашей семье — не сосчитать» — улыбаясь вспоминала Лидия Алексеевна, единственная жена Евгения Матвеева — «Один раз я его выгнала из дома. Аккуратно сложила все его вещи в чемодан и сказала, что буду разводиться. Потом же сама за ним прибежала, схватила за уши и силой приволокла домой: пьяного, обросшего, но радостного». Жена была для Евгения Матвеева самым любимым и важным человеком. Он неоднократно причинял ей боль, как физическую, так и душевную, но, несмотря на это, артист не представлял свою жизнь без этой терпеливой и мудрой женщины.
Когда Евгению было четыре года, его родители решили расстаться. Отец навсегда исчез из жизни мальчика, а мама, безработная и больная женщина, никак не могла прокормить сына в одиночку. По этой причине Евгению пришлось рано повзрослеть. Уже в пять лет он работал в деревне под названием Чалбасы водоносом, а также мыл лошадей. Несмотря на совсем маленький возраст, зарабатывал он примерно столько же, сколько зарабатывали крепкие мужчины-односельчане, трудящиеся на полях. Половину заработка мальчик отдавал маме, а вторую половину он откладывал на покупку балалайки, которую в итоге приобрел в возрасте семи лет. Евгений быстро научился играть на музыкальном инструменте благодаря престарелому соседу, бывшему преподавателю музыкального училища. Вечерами мальчик устраивал своеобразные концерты рядом с колодцем, где была самая большая проходимость. Тогда, среди местных, за ним закрепилось шуточное прозвище — «артист».
Впрочем, Евгений Матвеев не собирался по-настоящему становиться артистом. Балалайка была лишь его детским увлечением, а в будущем он хотел стать либо врачом, либо инженером. Неподалеку от деревни как раз находилось техническое училище, но мать не позволила Жене туда поступить. Она считала, что сыну нужно переехать в какой-нибудь большой город, где и образование будет явно получше, да и возможностей будет в разы больше. Окончив школу, Матвеевы перебрались в город Цюрупинск, где больная мама нашего героя получила работу уборщицы в средней школе. В то же время, сам Евгений познакомился с волшебным миром театра. Когда появлялась возможность, он покупал билеты на спектакли для себя и матери. После одного такого похода в театр, Женя сказал родительнице, что тоже хочет выступать на сцене, и мать его поддержала, позволив ему поступить в театральную студию. Завершив обучение, парень поступил в театральное училище, а потом ещё и окончил школу актёра в Киеве. Евгений стал невероятно талантливым актёром, что неудивительно, учитывая, что учился он у разных наставников, у каждого из которых были свои актёрские «фишки» и приёмы.
Когда началась Великая Отечественная война, начинающего актёра приглашали на работу многие руководители театров из разных городов, которые обещали ему помочь избежать отправки на фронт. Евгений Матвеев вспоминал: «Я мог запросто попасть во фронтовые и прифронтовые театральные бригады, но было бы это честно по отношению к моим друзьям, которым пришлось воевать с оружием в руках? Не думаю. Я хотел сражаться с ними плечом к плечу». Однако, по просьбе влиятельного режиссера и педагога Александра Довженко, на передовую его всё-таки не допустили — лишь разрешили помогать в строительстве укреплений и пройти обучение в военно-пехотном училище в Тюмени. В этом городе он, кстати, и остался, когда война закончилась. И там же он встретил свою любимую и единственную жену Лидию.
Евгений Матвеев получил работу в Тюменском драмтеатре. Руководители выдали ему временно жильё, в которое он перевез свою маму. Женщина чувствовала себя совсем плохо и за ней требовался уход. Однажды Евгения пригласили на концерт, который проходил в Тюменском музыкальном училище. Выступление, как рассказывал сам актёр, было скучным до тех пор, пока не сцену не вышла очаровательная женщина с ангельским голосом. Это была Лидия, малоизвестная певица и его будущая жена. Он познакомился с ней после концерта, а вскоре вступил с ней в романтические отношения. Лидия переехала в квартиру, в которой актёр жил вместе с матерью.
Дома было очень шумно. Возлюбленные буквально через день ругались по бытовым причинам, но быстро мирились и делали вид, будто бы ничего не произошло. Мама Евгения после одной из их ссор не выдержала и сказала: «Ведёте себя, как дети малые! Вы или разойдитесь, или женитесь и живите дружно!». В тот же день, Евгений, видимо прислушавшийся к совету матери, сбегал в ювелирный магазин за недорогим обручальным кольцом и сделал Лидии предложение. Свадьба была скромной и тихой. Было всего лишь десять гостей, большинство из которых являлись родственниками молодожёнов. Ссоры в их семье не утихали даже после рождения дочери Светланы. Супруги кричали друг на друга, дрались, расходились и вновь сходились. Казалось бы, далеко не самые завидные семейные отношения, но они оба были счастливы рядом друг с другом, несмотря на постоянные склоки.
По вине Евгения Матвеева, семья дважды была на грани развода. Первый «громкий» конфликт в их семье произошел тогда, когда они перебрались из Тюмени в Москву. Евгений стал актёром Малого театра и часто начал играть в кино. На съёмках одной кинокартин он сблизился с потрясающей и невероятно красивой латвийской актрисой Вией Артмане. Между ними был скоротечный роман, который привёл к рождению внебрачной дочки актёра Кристианы. Вия Артмане скрывала имя отца ребёнка, но уверяла, что девочка родилась не от Матвеева, а от какого-то другого мужчины. Правду знал только взрослый сын актрисы, ну и жена Евгения Матвеева. Актёр сам признался супруге в том, что изменил ей, после чего умолял о прощении. Лидия его простила, но предупредила, что если он предаст её ещё раз — они разойдутся навсегда. Не прошло и года, как Евгений Матвеев «наступил на те же грабли». Он провёл ночь с актрисой Ольгой Хорьковой. Чувство стыда заставило его признаться жене в очередной измене, и Лидия, собрав аккуратно все его вещи в чемоданы, сказала всего лишь одно слово: «Уходи». Евгений Матвеев быстро осознал, какую глупость он сотворил. Мало того, что он потерял любимую жену, так она ещё и испугала его тем, что не позволит ему видеться с детьми: повзрослевшей Светланой и новорожденным сыном Андреем. Актёр рыдал, просил простить, говорил, что сделает всё, о чём она его попросит, но Лидия продолжала повторять одно и тоже слово: «Уходи!».
Евгений Матвеев со всеми своими вещами поселился в квартире близкого друга. Он беспробудно пил и не появлялся на работе. Распивая спиртные напитки на кухне друга, он молча рассматривал фотографию жены, которая с момента их знакомства хранилась в его паспорте. Матвеев посылал друга к своей семье, передавая через него письма с извинениями. Актёр наивно верил в то, что обиженная жена всё-таки его простит и придёт за ним, но на протяжении двух недель от Лидии ничего не было слышно. Но вот потом, Матвеев услышал голос любимой супруги, который прозвучал у входа в квартиру. «Где этот дурень?» — злобно спросила она (по воспоминаниям самой Лидии), а пьяный «в стельку» Евгений кое-как вышел в коридор, крепко обнял жену и прошептал: «Я здесь, любимая». Лидия вела её домой силой, схватив за ухо, а тот даже не сопротивлялся — только широко улыбался от радости. С тех пор все их ссоры прекратились раз и навсегда. Евгений Матвеев начал относиться к жене должным образом — с уважением и большой любовью. Свободное время он обязательно проводил с ней и детьми.
Ещё в семидесятые годы Евгений Матвеев занялся общественной деятельностью. Он близко общался с высокопоставленными политиками, ездил на съезды, решал проблемы людей, попавших в самые разные тяжелые ситуации. Благодаря влиятельным связям, Матвеев никогда не оставался без работы. Режиссеры хотели быть к нему ближе, поэтому «заваливали» его значимыми ролями и в театре, и в кино. Многие его коллеги, очевидно, завидовали, а в конце восьмидесятых годов даже начали презирать, потому что их намного реже стали приглашать в кино и их гонорары стали существенно меньше. Евгений Матвеев, при этом, жил себе спокойно, не ощущая всех этих проблем. Он не был богат, как считали его коллеги. У него была простенькая двухкомнатная квартира со старой мебелью, доставшейся ему при покупке жилья. В его гардеробе было всего три комплекта одежды на выход, да и жена годами носила одни и те же вещи. Самое дорогое, что было в их квартире — это коллекционные книги, которые Матвееву, как правило, дарили. Но ненавистники, ранее считавшиеся его друзьями, всё равно были уверены, что он купается в роскоши. Когда он заболел онкологией в девяностые годы, практически никто из артистов его не навещал и, более того, некоторые из них звонили ему на домашний телефон только для того, чтобы сказать, что он заболел этой страшной и неизлечимой болезнью заслуженно. Евгению Матвееву в такие моменты было очень обидно, но зацикливаться на этих негодяях он и не думал. Рядом с ним были самые любимые и дорогие люди: жена, сын и дочь, внуки. Вот о ком думал Матвеев. А ещё о поклонниках, которые приходили его навестить и поблагодарить за сыгранные роли. Актер с большим удовольствием пускал их к себе домой, несмотря на свое тяжелое состояние, а жена Лидия угощала гостей чаем и сладостями. Не стало артиста в 2003 году, в возрасте 81 года.