«Жуков схватил Конева за грудки и сразу же уехал с просмотра» — Григорий Чухрай вспоминает

 Пересматривая старые номера журнала "Родина" за 1995 год, наткнулся на любопытную статью прославленного режиссера Григория Чухрая.

Пересматривая старые номера журнала «Родина» за 1995 год, наткнулся на любопытную статью прославленного режиссера Григория Чухрая. В ней он вспоминал о своей жизни, в том числе и о Великой Отечественной, а также размышлял о значении памяти о ней в ельцинской России. Помимо прочего рассказал он и об одном случае, свидетелем которому довелось быть в 60-х гг. Если вкратце — на просмотре кинохроники в рукопашной неожиданно сошлись легендарные маршалы Жуков и Конев, а если поподробнее — читайте далее…

Таки «выплеснули ребенка»

Режиссер Григорий Чухрай ворвался в мир советского кинематографа на волне хрущёвской «оттепели». Его главная и шедевральная работа «Баллада о солдате» ознаменовала разворот от непомерно-помпезной сталинской монументальности к человечности и стала одним из символов той «оттепели». Фильм и по сей день остаётся непревзойденным шедевром мирового уровня. Верите, как человек, из года в год пересматривающий его, прямо сейчас в знак благодарности заменил бы в своем городе половину памятников Ленину на монументы Чухраю (а еще лучше «Алёше»)…

 Пересматривая старые номера журнала "Родина" за 1995 год, наткнулся на любопытную статью прославленного режиссера Григория Чухрая.-2

Ну а после крушения СССР, когда повеяли новые ветра, Чухрай не остался в стороне и приложил руку к разоблачению преступлений сталинизма. В 1991 году вышел его документальный фильм «Сталин и война» (изцикла «Монстр. Портрет кровью»), где он сполна оттоптался на «вожде народов». Стоит отметить, что Великая Отечественная искренне будоражила бывшего десантника-фронтовика до самой смерти в 2001 году. И, конечно же, на волне перестроечных разоблачений сталинизма он не смог остаться в стороне. Вот только докфильм о вожде получился у Чухрая чрезвычайно лубочным и чернушным. Как было заведено на рубеже 80-90-х, в нем огульно очернялось и критиковалось буквально все. Человек со стороны, посмотрев его, легко мог поверить, что за всем, в том числе за развязыванием Второй мировой, нападением на СССР и блокадой Ленинграда стоял сам «вождь народов», собственной персоной.

Чисто по-человечески, отлично понимаю Чухрая. Когда прорвало плотину и наружу выплеснулись все темные многолетние секреты советской власти (от большинства из которых кровь стыла жилах), трудно было не поддаться тому влиянию. Помню и сам был тогда лютым «резуноидом», считая что Сталин истребил 60 млн. грудных детей в своей ванной, манипулируя Гитлером, как куклой. Время было такое. Вот только все очарование свалившейся на голову «демократии» ельцинского разлива достаточно быстро улетучилось у Григория Наумовича. Уже в середине 90-х его «качнуло» в обратную сторону, и он стал недоумевать тотальным и всепоглощающим людским разложением. Ещё больше его расстраивало наплевательское отношение взращенной «лихими 90-ми» молодежи к подвигам ветеранов Отечественной войны. Да и к самой ее истории. В общем, он вполне искренне осознал, что огульной критикой Сталина вместе с водой из тазика выплеснули и ребенка.

Как ответ, в 1995 году в журнале «Родина» появляется его развернутая статья, в которой он как бы заочно спорит с «умниками», а заодно вспоминает о своей жизни, в том числе и о Великой Отечественной. Под «умниками», очевидно, Чухраем подразумевались критики из молодого поколения, переставшие уважать прошлое страны и подвиги предков. Чтобы вы представляли тональность статьи, а также ту степень, с которой Чухрая «качнуло» обратно, небольшой отрывок:

Сегодня принято яростно критиковать Советскую власть. Есть за что. А я, признаться, о многом вспоминаю с ностальгией. Я скучаю по той дружбе между ребятами разных национальностей, которая, я уверен, обогащала души всех нас; я скучаю по времени, когда наши девушки, окончив школу, всю ночь гуляли по улицам и в Москве, и в других городах, не опасаясь нападения или даже хулиганства. Я скучаю по библиотекам, которые заполнены читающим людом, по обязательному бесплатному образованию (теперь это доступно только «денежным мешкам»), по времени, когда за поступление в институт не брали взяток (даже подумать о таком было стыдно!). Я скучаю по пионерским лагерям, по домам отдыха и санаториям, доступным всем. Все это было! Разложение системы началось в шестидесятых…

Григорий Чухрай

Григорий Чухрай

А так проникновенно Чухрай писал в той статье о Великой Отечественной:

Сейчас, в наше смутное время, один бойкий юноша говорил мне:

— Почему я должен помнить о том, что было 50 лет назад? Вы победили в Великой Отечественной войне — вы и радуйтесь.

Бедный юноша. То, что происходит сейчас, вот этот разговор, — через минуту станет прошлым. Но не исчезнет: останется в нашей памяти. Отнимите у человека память, и он превратится в беспомощное, ни на что не годное существо. Есть и другая память — историческая. Цена у нее огромная — она делает человека частью народа. Уберите эту память — и нет народа, есть толпа, без прошлого и без будущего.

Наша победа была чудом. Самая сильная армия в мире — немецко-фашистская — напала на нас при самых невыгодных для нас обстоятельствах. Невиданные потери. Три с половиной миллиона одних только пленных. Немцы во всем нас превосходят. Во всем, кроме человеческого достоинства. Они с победой дошли до берегов Волги. По всем законам, по логике, по расчетам, по «здравому смыслу» мы должны были пасть.

Но мы не только не пали, мы победили в Сталинграде и погнали оккупантов с нашей земли. Мы освободили от фашистов Восточную Европу, вторглись в Германию, принудили гитлеровцев к безоговорочной капитуляции.

Да, это было чудо! Но совершили его не ангелы, не святые, а грешные люди. Вам, молодым, не нужно помнить об этой войне каждый день, но бывают красные дни, когда люди вспоминают великие деяния своего народа.

Для чего? А для того, чтобы знать, какие несметные силы таятся в твоем многонациональном народе и на какие чудеса он способен, отстаивая правое дело. Знать и опереться на этот опыт в трудную для страны минуту…

Позабыв свои собственные перестроечные выпады против сталинских способов ведения войны, Чухрай писал:

Теперь умники говорят: еще бы вы не стояли насмерть, сзади у вас были заградотряды, впереди немцы — вам некуда было деться, вы и воевали.

Глупости! На заградотряды мы даже и особого внимания не обратили; мы считали это нормальным. Да представьте себе психологию бойца: я буду воевать, а рядом со мной побегут трусы и устроят панику, а что такое паника, мы уже знали. И знали, что трусов надо расстреливать!

 Пересматривая старые номера журнала "Родина" за 1995 год, наткнулся на любопытную статью прославленного режиссера Григория Чухрая.-4

Разгорячившись, он отбросил всю наносную перестроечную антисоветскость и искренне подытожил:

Для того чтобы победить страну, необязательно завоевывать ее силой оружия — надо лишить народ исторической памяти, охаять все лучшее, что было в его истории, — и страна сама развалится. Не это ли произошло с нами?

У нас отнимают сейчас историческую память. Отнимают люди, которые из повальной критики советского периода делают себе профессию.

Они правы в том, что надо избавиться от сталинизма, но то, что начиналось у нас десять лет назад как очистительный процесс, потом превратилось в моду; сотни людей сублимировались на том, что «все плохо». Никакого соцреализма, говорят, не было, была черная дыра. Я как услышал такое от одного высоколобого кандидата наук на заседании известного клуба «Свободное слово», так выдал ему, сколько мог: что за невежество! Соцреализм был, было великое советское кино, с которым считался весь мир. Когда сто лучших кинокритиков мира составляли список из десяти лучших фильмов всех времен и народов, четыре из десяти были — фильмы советских режиссеров! Была славная советская наука, которая делала чудеса. Были великие свершения. Их совершал народ…

Ну а далее, вспоминая развитие своей режиссерской карьеры в послевоенное время, Чухрай и рассказал любопытную историю о стычке маршалов Жукова и Конева в 60-х…

«Эдак ты договоришься…»

В середине 60-х Григорий Наумович задумал снять фильм «Если дорог тебе твой дом», об обороне Москвы в 1941. По сценарию писателя Симонова (он же написал в 1942 году одноименное и очень известное стихотворение) в нем были задуманы 5-ти минутные документальные вставки, в которых маршалы Советского Союза должны были рассказывать о тех событиях. Дело оставалось за малым — снять интервью с прославленными военачальниками на пенсии…

Жуков, Рокоссовский и Конев в Варшаве

Жуков, Рокоссовский и Конев в Варшаве

По заведенным тогда правилам, все официальные контакты с маршалами Великой Отечественной могли осуществляться только с разрешения ЦК КПСС. До конца жизни за ними велось негласное наблюдение «компетентными органами». Как вспоминал в статье Чухрай, разрешение через тогдашнего главу Госкино А. Романова было получено весьма быстро, вот только снимать маршала Жукова из-за опалы не разрешили. Но съемочная группа наплевала на все запреты, сделав запись и с ним. Более того, докупив на свои деньги дополнительной (не казённой) пленки, они сняли не 5-ти минутные ролики-комментарии, а часовые развернутые интервью. До сих пор во многих документальных фильмах о войне используются те кадры.

С фильмом у Чухрая в итоге не получилось, зато встреча с легендарными маршалами запомнилась на всю жизнь. Режиссер вспоминал:

Мы пригласили маршалов в студию ознакомиться с отснятым материалом. Тогда я впервые увидел их близко. Раньше, во время войны, они были для меня недосягаемы; теперь я мог не только видеть их в жизни, но и говорить с ними, задавать вопросы… Беседа с маршалами запомнилась мне на всю жизнь. Вопросы мои бывали и примитивны, и глупы. Жуков обычно выслушивал их внимательно, с ответами не спешил, видимо, искал простую, понятную мне форму, и, помолчав, отвечал. Его ответ бывал точен, как формула.

Меня интересовала личность Сталина. Я хотел показать его в моем фильме.

— И все-таки, — спрашиваю я, — чем объяснить поступки Сталина перед войной и в первые месяцы войны?

Георгий Константинович смотрит в пол. Я думаю: бестактный вопрос (тогда ведь далеко не все было ясно и известно о начале войны).

Наверно, он не хочет об этом говорить. Георгий Константинович поднимает глаза на меня и произносит четко:

— Сталин боялся войны. А страх плохой советчик…

 Пересматривая старые номера журнала "Родина" за 1995 год, наткнулся на любопытную статью прославленного режиссера Григория Чухрая.-6

А потом внезапно грянул скандал, удививший всю съемочную группу:

Показывали материал Жукова. Маршалы смотрели его в молчании. Во время просмотра материала Конева Жуков раздраженно сказал: «Эдак ты договоришься до того, что попасть в немецкий плен — большой подвиг!» — на что Конев что-то пробурчал в ответ.

Потом зажгли свет. Оказывается, еще не принесли коробки с пленкой Рокоссовского. Я на какое-то время отвлекся. Вдруг слышу шум. Оглядываюсь и столбенею: Жуков и Конев вцепились друг в друга и трясут за грудки. Мы бросились разнимать их. Жуков быстро уехал. Вслед за ним ушел и Конев. Рокоссовский остался досматривать свой материал…

 Пересматривая старые номера журнала "Родина" за 1995 год, наткнулся на любопытную статью прославленного режиссера Григория Чухрая.-7

Чухрай тогда разговорился с Константином Константиновичем и спросил у него о причинах столь яростных отношений Жукова и Конева. Тот попытался тактично уйти от ответа, но потом рассказал. Как оказалось, Жуков никак не мог простить Коневу факта активного участия в травле Георгия Константиновича, организованной Хрущевым в конце 50-х. Она вылилась в негласную многолетнюю опалу, закончившуюся лишь при Брежневе. А ведь в разгромном и страшном 1941 Жуков фактически спас Конева от сталинской ярости и репрессий после провалов в Московской битве 1941 г.

Такие дела…

Высказывать своего мнения об этом инциденте тактично не буду (кто я, а кто эти люди?), но вас бы с удовольствием послушал. Тем более, как вижу по статистике, многие из вас постарше меня. Пишите, что думаете, интересно!